Словарь психолого-педагогических понятий (использованы материалы словаря основных психолого-педагогических понятий. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского)




-А-

Авторитарное воспитание - воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя.

Адаптация – способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности и нарушений норм, требований среды, в которой протекает активность личности.

Анализ – в буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В нашей трактовке это синоним исследования вообще, связанный не только с расчленением, но и с синтезом, который позволяет соотнести конечный результат с целью, выявить причинно-следственные связи, найти неиспользованные резервы.

Анкета – методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опроса; система вопросов, объединенная единым замыслом, направленным на выявление количественно-качественных характеристик объекта или предмета анализа.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкет; анкетный опрос.

-Б-

Беседа – метод психолого-педагогического исследования, основанный на получении информации в процессе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа предполагает прямой контакт с испытуемым и как научный метод характеризуется наличием цели, предварительно составленного плана и программыисследования, способов поддержания хода беседы и фиксации результатов. Использование беседы, как метода изучения личности предполагает умение устанавливать контакт с человеком, создавать непринужденную атмосферу, умение слушать, умение задавать вопросы, умение невербально реагировать и др.

-В-

Взаимодействие- процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами и совместной деятельностью. Признаки реального взаимодействия: одновременное существование объектов: двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя самоактивность учеников.

Взаимодействие межличностное – в широком смысле – контакт двух и более людей, результатом которого являются изменения в их поведении, состояниях, отношениях, установках; в узком смысле- причинно-следственная обусловленность действий индивидов в структуре совместной деятельности и способов ее реализации(сотрудничество или кооперации и соперничество или конкуренция). Может протекать в форме общения, обмена информацией, совместного принятия решения, физического воздействия, соприсутствия и т.д.

Взаимоотношения - система психологического воздействия в различных группах.

 

Внеучебная деятельность – составная часть организации учебно-воспитательного процесса в школе. Во внеучебную деятельность учащиеся включаются по своему желанию в свободное от учебных обязанностей время.

Внушение – эмоционально окрашенное воздействие на психику человека для побуждения к определенному поведению; воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания, поведения в соответствии с этой информацией. Эффективность внушения зависит от особенностей внушающего (как его воспринимает внушаемый), особенностей внушаемого (внушаемости), отношения между внушающим и внушаемым (доверие, зависимость) и способов конструирования текста внушения.

Воспитание («вос-питание», в буквальном смысле, вскармливание, питание ребенка) – педагогический компонент социализации человека который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а так же взаимодействии самих воспитуемых друг м другом. Воспитание – ведущее и определяющее начало социализации и приобщения личности к культуре. Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества и общественными отношениями. В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое- нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. В ходе воспитания происходит формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, «внешнее» превращается во «внутреннее», интериндивидуальное - в интераиндивидуальное. В онтогенезе все более значительную роль начинает играть самовоспитание.

Воспитанность – мера сформированности социально и личнозначимых качеств и свойств личности, характеризует результат воспитательного процесса.

Воспитательная работа – профессиональная деятельность по организации воспитательного процесса в образовательном учреждении и открытом социуме. Воспитательная работа предполагает выбор форм и методов воспитания, учащихся в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации. При этом прежде всего эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Воспитательная работа обеспечивает регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка. Последовательность реализации воспитательных задач определяется многими факторами, но прежде она отражает возможности, как учащихся, так и педагогов, а также уровень развития воспитательной системы.

Воспитательная система – комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности и отношений, возникающих между ее участниками.

Воспитательный процесс – целостная динамическая система, системообразующим фактором которой являются цели взаимодействия педагога и ученика, в котором отражаются задачи развития личности. Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Воспитательный процесс – неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды и их взаимодействие. В воспитательном процессе проявляется единство внешних взаимодействий и влияний на объекты и внутреннего отражения, преломления их (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, влияния, которое проявляется в самовоспитании. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. В воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.

-Г-

Группа – некоторое число людей, социальная общность, выделяемая на основе общего признака (цели, характера деятельности, социальной, возрастной, классовой принадлежности и т.д.). Устойчивость группы обеспечивается ее структурой: членами, межличностными отношениями, групповыми нормами, ритуалами, традициями, органами. Характеризуется определенной динамикой или изменением параметров и характеристик (межличностных отношений, отношений лидерства-ведомости, сплоченности, уровня развития и т.п.) Различают условные – реальные, большие – малые, формальные – неформальные, социальные – асоциальные, группы разного уровня развития (коллективы как высший уровень развития), а также референтные группы.

-Д-

Дело – форма воспитательной работы. Общая работа, важное событие, которое организуется членами коллектива на пользу себе и другим людям (самодеятельные концерты, фестивали, вечера, КТД).

Деловая игра – форма активного социально- психологического обучения. Предполагает моделирование отдельных сторон (условий, динамики) профессиональной деятельности и освоение ее участниками форм и видов профессионального взаимодействия в рамках принятой на себя роли. Часто является элементом профессиональной подготовки или переподготовки. Позволяет апробировать новые формы организации производства и управления, избежать негативных последствий неоправданных инноваций.

Детское объединение – самодеятельная группа детей и подростков, организованная для реализации общих целей.

Диалог – форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся на психологическое равенство позиций его участников.

Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения выделяются педагогом по индивидуальным сходным качествам учащихся. Дифференцированный подход позволяет разрабатывать методы воспитания не каждого ребенка в отдельности (что в массовой школе нереально для определенных категорий учащихся). Необходимое условие диффенцированного подхода диагностика личности и группы.

Дополнительное образование – образование, приобретаемое человеком в соответствии с его интересами и потребностями, с целью изучения какой-либо новой для него области знаний или расширения имеющихся у него общеобразовательных или профессиональных знаний в свободное от основной работы или учебы время. Дети могут получить дополнительное образование в специальных учреждениях (домах творчества, домах природы и т.п.).

Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Выделяют пять групп досуга: развлечения, праздники, самообразование, творчество.

-З-

Закономерности педагогического процесса – существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Внешние: гармонизация интересов общества и личности при определении целей и задач; обусловленность экономическими, политическими и духовными факторами. Внутренние: зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; единство действий участников; взаимосвязь процессов образования, воспитания и развития; единство целей, форм, методов и содержания.

-И-

Игра – занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения.

Идентификация – 1) опознание чего-либо, кого-либо;2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо; процесс усвоения социальных ролей, отождествление индивида с реальным или воображаемым объектом.

Индивид – 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. И.о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой, и реальными возможностями каждого ученика.

Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и д.р.), в значительной степени влияющих на их поведение в жизненных различных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

Интервью – способ получения социологической и психологической информации с помощью устного опроса при непосредственном контакте с опрашиваемым.

Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно. В основе интереса лежат потребности человека. Интерес может характеризоваться со стороны содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Интересы формируются и развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания.

 

Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности. Объектами педагогических исследований являются педагогические системы, явления, процессы. Объектами психологических исследований – личность, группа.

-К-

Конфликт - столкновение противоположно направленных и несовместимых друг с другом тенденций (целей, позиций, установок, мнений и т.п.) в сознании отдельного индивида, межличностном или межгрупповом взаимодействии, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями и противоборством. Характеризуется динамикой протекания. Может иметь позитивный (конструктивный) и негативный (деструктивный) эффект.

Концепция - совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единичный, определяющей замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда, произведения.

Критерий - мерило оценки какого-либо педагогического явления.

Критерии социализации - социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность. Социальная адаптированность предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Социальная активность - реализуемая готовность к социальным действиям. Социальная активность проявляется во всех сферах социальных отношений человека.

Критерии социальной защищенности - признак, на основе которого производится оценка качества социальной защиты. Выделяются следующие критерии: материального благополучия; комфортности отношений; прогностической уверенности в стабильности социального благополучия.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно-исторической практики.

-Л-

Лидерство - социально-психологический феномен выдвижения определенных членов группы на особую позицию лидера в ходе групповой динамики, а также отношения доминирования-подчинения в системе межличностных отношений в группе. По способу реализации отношений доминирования-подчинения, воздействия-следования выделяют стили лидерства (авторитарный, демократический, либеральный и др.).

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности и определяющих его систему социальных отношений.

Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Л.п. - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.

 

-М-

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Менталитет - особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями. М. свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности.

Мероприятие - форма воспитательной работы: события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них (беседа, лекция, экскурсия).

Метод - способ, путь научного познания, достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод воспитания - способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развитая качеств личности воспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. При этом сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Существуют различные подходы к классификации методов воспитания. Новой является классификация М.И. Рожкова, основанием для которой служит соответствие методов развитию сущностных сфер человека. На интеллектуальную сферу доминирующее воздействие оказывает метод убеждения; на мотивационную сферу -стимулирование; на эмоциональную сферу -внушение; на волевую сферу -требование; на сферу саморегуляции - коррекция поведения; на предметно-практическую сферу -метод воспитывающих ситуаций; на экзистенциональную сферу - метод анализа деятельности и общения.

Методология - учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и связей. Методология науки дает характеристику компонентов исследования - объекта, предмета, целей и задач исследования, формирует представлении о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека; целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной груш а, общества. В основе М. лежит миропонимание (совокупность определенных знаний о мире), мировосприятие (идеалы, модели и образы реальности), чувственные отношения. Важнейшей оценкой М. является степень его истинности, систематичности и всесторонности.

Моделирование - метод исследования социальных явлений и процессов. Он основывается на замещении реальных объектов их условными образами, аналогами. В модели воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.

Мотив - (от лат. movere - приводить в движение, толкать, двигаться) - внутренний источник активности, субъективно-переживаемое побуждение к деятельности, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. М. связан с удовлетворением потребностей субъекта, однако предполагает не только потребность, знание путей и средств ее удовлетворения. М. есть потребность в опосредованной форме, соотнесенная с внешней средой и обогащенная памятью о внешних объектах, способных удовлетворить эту потребность.

Мотивация - совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т.е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К. М. относят все то, что реально побуждает активность или может ее побуждать. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают. В большинстве мотивационных теорий анализируются три основных параметра активности: инициация, интенсивность и направленность. М. можно рассматривать как общую целенаправленность деятельности. От М. зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функционалы способности.

-Н-

Наблюдение - целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.

Наказание - метод коррекции поведения, используемый в случае совершения воспитанниками проступка и выражающийся в наложении дополнительных обязанностей, лишении прав и т.д. Нельзя допускать наказания, унижающие достоинства человека.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

-О-

Образовательные учреждения - государственные, муниципальные, частные учреждения, реализующие образовательные программы различного уровня и направленности.

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный различными потребностями и включающий в себя обмен информацией, принятие совместного решения, восприятие и понимание другого и другие виды взаимодействия. Обычно протекает с использованием знаковых средств, главными из которых являются языки. Результатом его является динамика информированности, формирование и изменение отношений и установок, трансляция знаний, стимуляция активности, организация совместной деятельности.

Отношения – необходимый момент взаимосвязи индивида с миром, выражающийся в субъективной системе переживаний, оценок и представлений, возникших на основе личного опыта взаимодействия в условиях социального окружения. Различают О. общественные, межгрупповые, межличностные и внутриличностные, а также О. к различным объектам (деятельности, вещам) и интеракциям (нормам, распоряжениям и т.п.).

-П-

Педагогическая технология – совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического процесса.

Педагогическая технология (ПТх) – область педагогики, выстроенная с учетом технологического принципа, то есть подробно рассматривающая положения, на основании которых он реализуется, а также показывающая, как его реализовать.

 

Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и, воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогическое мастерство - синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. В Пм. можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Стадии п.о.: моделирование общения; организация непосредственного общения; управление общением; анализ осуществленного общения.

Педагогическое прогнозирование - процесс получения опережающей информации об объекте (классе, ученике, знаниях и т.д.), опирающийся на научно, обоснованные положения и методы. Методы прогнозирования: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция.

Планирование - процесс отображения предстоящего хода работы в ее общих стратегических направлениях и деталях.

Показатель - это то, по чему можно судить о ходе и уровне развития какого-либо педагогического явления. На основе показателей определяется обычно уровень критерия.

Поощрение - метод, стимулирующий позитивное поведение, которое осуществляется с помощью одобрения, похвалы, награды.

Пример - персонифицированный ориентир для социального подражания в различных областях жизни. Различают положительный и отрицательный П. П имеет воспитательное значение.

Профессиограмма - сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией или их группой.

Профессиональная компетентность педагогов - единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

-Р-

Рассказ - монологически последоватеьное изложение преимущественно фактического материала.

Результат воспитания - те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса в их отношениях друг к другу и к окружающему миру.

Результативность воспитательного процесса - степень достижения результатов в сопоставлении с намеченными целями и поставленными задачами (степень достижения планируемых результатов).

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Ролевая игра - одна разновидностей игр как группы активных методов социально-психологического обучения. Предполагает моделирование на группе наиболее типичных ситуаций социального, профессионального взаимодействия или ситуаций, предлагаемых отдельными членами группы и являющихся для них проблемными. Чаще всего используется как элемент социально-психологического тренинга. Участники ролевой игры действуют не от своего лица, а от лица тех «персонажей», чьи роли принимают они на себя или поручаются им ведущим.

-С-

Самовоспитание - целенаправленные действия самого воспитанника по формированию качеств личности и индивидуальности.

Самоконтроль – сознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний на основе личностно значимых мотивов и установок, предполагающий сличение, анализ и коррекцию отношений между целями, средствами и последствиями действий. С. включает в себя наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Способность личности к систематическому С. является одним из показателей развитости ее волевой сферы.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. со степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой.

Самосознание - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. С. включает следующие компоненты: когнитивный - сумму знаний о себе или образ Я; эмоционально-оценочный - отношение к себе и самооценку; поведенческий - реальное поведение личности на основе знания о себе и отношения к себе, включающее саморегуляцию и самоконтроль. Основными источниками С. являются деятельность и общение.

Самоуправление детское - демократическая форма организации жизнедеятельности детского коллектива, которая предполагает развитие самостоятельности членов коллектива в принятии и реализации решений для достижения общественно-значимых целей.

Свободное воспитание - педоцентрическая педагогическая концепция считающая основной целью воспитания развитие творческой, независимой, самобытной личности. Главное средство Св. - создание условий для свободного развития личности, включение в творческий производительный труд.

Семья – вид социальной общности, важнейшая форма организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Сензитивность - (чувство, ощущение) - особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, испытаний и т.д.

Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Признаки системы: элементность строения в пределах от двух до бесконечности; взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора; иерархия связей, целостность, единство. Компоненты педагогической системы: педагогические цели, участники педагогического процесса, взаимодействие педагогов и учащихся, педагогические средства, управление педагогическими процессами.

Сотрудничество – согласованное взаимодействие людей, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность сопровождающееся взаимными услугами и положительными эмоциями.

Социализация - процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Включает в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приемам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальную адаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности. Происходит под влиянием стихийных факторов, межличностного общения и взаимодействия и целенаправленного воспитания. С, в результате которой усваивается и воспроизводится асоциальный опыт, называется негативной.

Социализация - интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Социальные институты воспитания в современном обществе. Семья, школа, средства массовой коммуникации, общественные организации, учреждения культуры - основные Институты воспитания молодежи.

Средства педагогические - материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности (магнитофон, спортивные снаряды, речь, жест и т.д.).

Стиль деятельности педагога - совокупность типичных для руководителя способов взаимодействия с учащимися в педагогическом процессе.

Стиль руководства - совокупность типичных для руководителя способов взаимодействия с подчиненными и коллегами. Принято различать три основных Ср.: авторитарный, либеральный и демократический.

Стресс - состояние психического напряжения, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Оказывает как положительное (мобилизующее), так и отрицательное (дезорганизующее) воздействие на деятельность. Проявляется на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Включает обширный класс явлений и состояний человека.

Субъект - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

-Т-

Творчество - деятельность, связанная с созиданием, преобразованием, порождением нового результата, иного решение задачи. Механизм Т.: систематизация знаний; осознание противоречия; определение путей решения проблемы; выдвижение гипотезы; отбор гипотез; разрешение проблемы.

Тест - объективная и стандартизованная процедура испытаний, которым подвержен человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе стандартных способов оценки выполнения теста.

Технология - педагогическая (Т.) - рациональное (стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых операций для получения какого-либо продукта. Т может восприниматься как воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимое логически-операционально, а не буквально содержательно. Признаки Т. - постановка целей, оценивание педагогических систем, обновление планов и программ на альтернативной основе, операционные компоненты, средства и способы организации деятельности, постоянный рост эффективности процесса, потенциально воспроизводимые педагогические результаты.

Требование - педагогическое воздействие с целью вызвать, стимулировать или затормозить действия личности или группы людей. Указание на необходимость совершения или закрепления каких-либо действий.

Тренинг - один из активных методов социально-психологического обучения. Строится на групповом взаимодействии, преследует цели развития отдельных сторон личности (сензитивности, позитивного самовосприятия и т.п.) и поведения (коммуникативных умений, умения вести дискуссию, принятия решения в экстремальных ситуациях и др.), имеет циклический, ротационный характер.

-У-

Убеждение - разностороннее воздействие на разум, волю и чувства человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия У. выступать как доказательство (выстраивание логически безупречной цепочки аргументов) или как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму и к чувствам воспитанника, то есть использует и доказательство и внушение одновременно.

Упражнения - планомерное, многократное выполнение действия с целью овладения им или повышения его качества.

-Ф-

Факторы социализации - наиболее значимые общие условия социализации. Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство); мезофакторы (национальное окружение, тип поселения, средства массовой коммуникации); микрофакторы (семья, группы сверстников, микросоциум).

Формы организации воспитания - порядок организации конкретных актов, ситуаций, взаимодействия участников воспитательного процесса; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

-Х-

Характер - система устойчивых психических свойств личности, складывающаяся в деятельности и общении, которая определяет ее индивидуальность и проявляется в типичных для данного человека способах поведения или деятельности в социально-типичных ситуациях, в отношениях личности к определенным сторонам действительности: миру, другим людям, себе, деятельности.

 

 

-Ц-

Целеполагание - способ выдвижения и обоснования педагогических лей, отбор адекватных целям путей их достижения, проектирование кидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем).

Цель - идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное представление о конечном результате деятельности; вероятностное представление о результате / не всегда совпадает с результатом/. Педагогическая Ц. - прогнозируемый результат педагогической деятельности (изменения в учащихся). Выделяют различные виды Ц: стратегические, тактические, групповые, индивидуальные.

-Э-

Экскурсия – форма учебной и внеучебной работы, позволяющая изучить предметы и явления в естественных условиях. Основной метод работы учащихся на Э. – наблюдение Э. подразделяются на природные, производственные, исторические.

Эксперимент - метод сбора научных фактов или фактов поведения и реагирования личности в специально созданных условиях при активном воздействии экспериментатора на ситуацию исследования и измерение соответствующего отклика испытуемого. Любой Э. включает констатирующий этап, в процессе которого измеряются исходные данные о качествах испытуемого или группы. Констатирующий Э. проводится в начале и в конце исследования.

Эмпатия - понимание эмоционально<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: