Онтология как учение о бытии. Концепция бытия в истории философии.




Онтология – философское учение о мире, о сущности, свойствах и закономерностях бытия. Основная функция онтологических учений – создание системы фундаментальных принципов мироздания и наиболее общих понятий о существующем.

Понятие «онтология» впервые было введено в 1613 году Рудольфом Гоклениусом в работе «Философский лексикон» и параллельно Иоганном Клаубергом, применившим его под названием «онтософия» в качестве эквивалента понятию «метафизика» («Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», 1656). Далее понятие «онтология» было закреплено и существенно расширено в философских трудах Xристиана фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730, и другие), в которых он изложил учение об онтологии как о самостоятельном разделе метафизики, наряду с «рациональной теологией»(доказательством бытия и всемогущества бога и бессмертия души), «космологией»(учением о пространстве и времени, случайности и необходимости, о свободе человека) и «рациональной психологией»(рассмотрением «метафизической природы» души). Распространению термина «онтология» способствовало широкое распространение учений Xр. Вольфа в материковой Европе XVIII века.

Содержание любого онтологического учения раскрывается через взаимосвязанные категории существования, свойства, отношения, реальности, бытия, субстанции, материи, мышления, объективного и субъективного и ряда других.

Причины возникновения обособленной онтологии:

1) Неразвитость теоретического естествознания наряду со скудностью социологических знаний, питавшая спекулятивное конструирование в духе философии природы;

2) Слабость гносеологических и логических исследований, еще не освободившихся от пут схоластического толкования «метафизической природы души».

Предпосылка введения понятия «бытия»:

Необходимость преодоления ситуации общественного кризиса в Греции, когда рушился привычный уклад мира и ничто не казалось стабильным.

Исходные первоначальные характеристики мира находят свое выражение в категории бытия, в котором мыслится существование всего, что есть в мире. Бытие – совокупность всех форм и способов существования объектов, процессов, вещей, равно как и совокупность общих свойств, характеризующих их существование.

[Всевозможные формы бытия и соответствующие им способы существования детерменированы фундаментальной структурой мира. В ней выделяют прежде всего материальное бытие (напр. Солнечная система, Галактика, Мегагалактика) и идеальное бытие (идея возникновения Солнечной системы, астрофизические теории, космологические модели), которые являются самыми общими родами бытия. Далее следует выделить объективное бытие, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания субъекта, человека, и субъективное бытие, т.е. такое бытие, которое существует благодаря сознанию субъекта, человека.]

Любой вид мат. бытия обладает объективным существованием. Материальное бытие подразделяется на виды:

· Природные неорганические(звезды, планеты, горы)

· Природные органические(биологические виды)

· Социальные формы бытия(общественное бытие, индивидуальное бытие человека и т.д.)

· Искусственно созданная среда(технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы)

Множество идеальных разновидностей бытия распадается на 2 подмножества

· Объективно идеальное(законы мышления)

· Субъективно-идеальное(мечта о счастье данного человека, представление о справедливости некоторой социальной группы)

Еще в античную эпоху древнегреческие философы выработали различные варианты трактовок бытия: материалистическая, объективно-идеалистическая и субъективно-идеалистическая. Суть материалистической концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, и ее бытие состоит в ее возможности воздействовать на все, включая сознание человека. С точки зрения современного материализма бытием обладает все то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии: изменяется под воздействием другого, но в то же время изменяет это другое. Таким образом, в материалистической философии бытие мыслится как совокупность многообразных форм движущейся материи.

к идеальному (духовному) бытию относятся явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания – чувства, настроения, мысли, идеи, теории - и составляющие содержание субъективной реальности

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи.(Согласно Гегелю бытие- это понятие, которое является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Отсюда вывод: бытие равно небытию, так как ни то, ни другое не обладает никакими свойствами). Бытие в объективном идеализме служит исходным пунктом для развертывания целой системы понятий, составляющих основу форм бытия во всей ее сложности и конкретности.

В субъективно-иделистической концепции бытия его содержание связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть, или существовать, -значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие связано только с нашими ощущениями, представлениями. При этом исходя из того, что либо все это есть результат непосредственного воздействия Бога, либо мы вообще не знаем, откуда все берется. Пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т.е. обладает бытием. Как только субъект перестает воспринимать предмет, тот утрачивает свое бытие и перестает существовать.

В онтологии наряду с категорией бытия присутствует категория небытия. С идеалистических позиций небытие можно рассматривать как отрицание материального бытия(у Платона бытие –мир идей, тогда как материальный мир, мир чувственных вещей –небытие). С позиций материализма небытие – возможность возникновения или разрушения чего-либо, интервал перехода одних форм бытия в другие. Небытие – это процесс становления одних форм бытия и разрушения и исчезновение других. Все то, что лишено формы, но имеет способ существования, характеризуется определенным набором признаков, понимается как небытие.

 

Развитие онтологии

На протяжении развития философии бытие рассматривалось под разными углами зрения, что позволяет проследить эволюцию представлений о бытии.

Первоначально постановка проблемы бытия встречается в деятельности Элейской школы, в частности у Парменида (поэма «О природе»), различавшего чувственное и «истинное» бытие. «Бытие, согласно Пармениду, это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает; оно не делимо, всегда есть все целиком — либо оно есть, либо его нет; оно не может, следовательно, быть меньше или больше, оно здесь и сейчас, его не может быть завтра или вчера; оно завершено».(бытие-сущее, небытие-не-сущее).

Платон строит особое учение о сверхчувственных основах бытия, опираясь на различие «истинного»(идеального) и «неистинного»(мир материальных вещей) бытия и утверждая мир сверхчувственных сущностей – идей в качестве первоисточника и прообраза материального бытия.(бытие-идеи, небытие-материя)

Аристотель хотя и восстает против резкости платоновского разделения двух миров и высказывается за философию как учение о бытии, отыскивающее сущности в самом материальном бытии, тем не менее оставляет возможность для учения о «последней» причине бытия, сверхчувственной «форме форм», божественной энтелехии. Эту теоретическую возможность широко использовала в дальнейшем схоластическая философия.

Характерно, что как особое учение о сверхчувственных принципах бытия онтология зарождается только тогда, когда возникает гносеология, и только в соотнесении с нею.

В ср. вековой схоластике разработка проблем онтологии осуществлялась в противоречивой форме. С одной стороны, в этой философии всякое учение о сущем должно было внутренним или внешним образом принимать теологическую форму. С другой стороны, схоластичная онтология уже носит характер отвлеченного рассуждения о «чистых» формах бытия.

Фома Аквинский разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).Их разделение - одна из ключевых идей католичества;

- подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

- подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

- считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

- доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

 

Ориентированная против схоластики философия нового времени уже на заре своего развития эмансипирует учение о бытии от теологической его формы. Вопрос об онтологии во всей широте встает в 17 веке, когда естествознание начинает реально обособляться от философии, а а внутри самой философии происходит дифференциация на отдельные отрасли

Декарт предпринял попытку объединить учение о бытии и учение о познании, предложив рассматривать бытие через призму теории познания. Однако это устремление находилось в противоречии с другими его идеями: с его дуализмом двух субстанций, с противопоставлением «атрибутов мышления» атрибутам протяжения». Декарт полагал, что дать человечеству «законченный свод философии» значит не только рассмотреть «начала человеческого познания», но и включить в нее «все наиболее общее в физике». Иными словами, одну из основных задач философии Декарт видит в том, чтобы построить нечто вроде универсальной «картины мира» как целого. Понятно, что всякая подобная попытка всегда исторически ограничена уровнем достигнутого знания и опирается на него. Поэтому те или иные положения, почерпнутые как из конкретных наук, так и из философии и составляющие элементы подобной картины, по мере развития познания неизбежно утрачивает свою универсальность, и либо остаются достоянием соответствующих специальных наук, либо вообще утрачивают научное значение. Однако это не снижает значения совершенного Декартом поворота к изучению познания для решения основных задач учения о бытии. Его формула cogito ergo sum, в которой сомнение, размышление объявляется исходным принципом философии, объективно была направлена против онтологии как стоящей выше учения о познании. Фактически эта формула открывала возможность сделать саму онтологию составной частью теории познания. Декартовскую онтологию можно в значительной мере рассматривать, как начало подлинно философского «осмысливания природной действительности, как начало построения «картины мира» специфически философскими средствами, т.е. в опоре на процесс познания. Лишь включенная в такой контекст, онтология обнаруживает свою действительную функцию в развитии научного познания: функцию специально построенного средства, при помощи которого исследователь «видит» мир как некоторую расчлененную целостность, данную ему в определенной системе философских категорий. Правда, на попытке Декарта отразилась та ограниченность, которую Маркс назвал «некритическим позитивизмом»- непосредственное возведение эмпирического содержания научного и обыденного познания в ранг философских принципов и, т.о. подмена этих последних.

Декартовская традиция отразилась на последующих концепциях онтологии. Лейбниц, хотя и сохраняет задачу построения универсальной метафизики, включающей в себя онтологию, вместе с тем подготавливает объединение онтологии, космологии и рациональной психологии, ибо все они оказываются частными иллюстрациями к принципу монад их перцептивной силой. Т.о. необходимость самостоятельной онтологии еще не отрицается, но уже подрывается изнутри.

Критика Кантом прежней метафизики была, в частности, решительной критикой ее онтологических устремлений. Естествознание нового времени, по его мнению, своими успехами обязано именно признанию активности познающего разума(рассудка), который должен «…заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу…». Более того, принципы природы, по Канту, оказываются лишь принципами самого разума. С т. зр. Канта нет и не может быть онтологического учения вне и независимо от учения о принципах разума. О законах предметного бытия мы узнаем лишь через исследование законов разума и соответственно знанию последних. Онтология и гносеология в этом смысле совпадают, но пока -ценой полного устранения онтологической задачи и онтологического значения гносеологии и гносеологической логики.

Это ложное устранение было снято Гегелем. Который понял логику как учение о бытии, совпадающее с учением о познании, как «гносеологическую онтологию», или «онтологическую гносеологию». С его т.зр. мышление есть исторически развертывающаяся деятельность, подчиненная объективным, от индивида независимым законам. Высшими принципами такой деятельности могут быть только высшие законы бытия, составлявшие прежде предмет онтологии. Старая онтологии, по Гегелю, заблуждалась не в том, что пыталась ухватить основные определения вещей, а в том, что не исследовала природы рассудка и разума; но только такое исследование способно дать понимание единства всеобщих форм и всеобщих форм бытия.

Критикуя идеализм Гегеля, Фейербах видит его ошибку в том, что тот непосредственно навязывает бытию формы, открытые в разуме, наделенном самостоятельностью и взятом в отрыве от его действительного носителя -от человека, от человеческого бытия. Но если мышление «… отмеживать от человека, оно окажется вне всякой связи и сродства с миром»(избранная фило??). Выход из идеалистического тупика Фейербах усматривает в антропологической «расшифровке» понятия бытия: «бытие как предмет бытия???, есть чувственное, созерцаемое, ощущаемое бытие, бытие, которое можно любить…Бытие есть тайна созерцания, ощущения, любви…». За этим антропологизмом и психологизмом скрыта совершенно новая проблематика, касающаяся реального человеческого, общественного бытия. Однако онтологические концепции оказались неадекватной формой постановки этой проблематики, лишь скрывающей неразвитость теоретической социологии.

 

Создатель наиболее разработанной онтологической системы современной буржуазной философии Н. Гартман, усматривая возможность и необходимость метафизики в принципиальной незавершенности наук сводя метафизику к онтологии, выступает против как религиозной, так и традиционной философской онтологии, поскольку они видели подлинное бытие в царстве отделенных от мира абстрактных и идеальных сущностей. Задача онтологии по Гартману, -в изучении действительности бытия. Но бытие как только противостоящее человеческому существованию немыслимо. Гартман настаивает на тотальном включении мышления и с ним всего познания в бытие, онтология отправляется от идеи об онтологически двойственной природе принципов, которые являются одновременно принципами бытия и принципами познания. По отношению к бытию познание является подчиненной сферой: за познавательным отношением, по словам Гартмана, всплывает глубокое, далеко простирающееся и охватывающее его отношение бытия.

Ясперс также пытается преодолеть как открыто теологическую, так и прежнюю философскую онтологию, поскольку они отправляются от «раскола» бытия на субъект и объект. Онтология может сохранить, по Ясперсу, свое значение, если будет пересмотрено само понятие бытия, оно есть неразделимое единство субъекта и объекта, лишь на поверхности выступающее в виде их раскола. Это бытие Ясперс называет Umgreifende, подчеркивая тем самым его всеобъемлющий характер и универсальность.

Гуссерль сознательно опирается на исследование готового знания как особого предмета, отказываясь от генезиса знания, и подлинной онтологии,считает феноменологию, описывающую структуры готового знания и способы его «присвоения».

По Хейдеггеру, следующему в этом отношении замыслам позднего гуссерлианства, именно «фундаментальная онтология», как объясняющая «смысл бытия», призвана расшифровать всю уникальность сферы Dasein, наличного человеческого бытия. В форме «экзистенциальной аналитики бытия» изображается положение индивида в условиях отчуждения и пассивного и тревожного приспособления к априорному, чуждому, безличному миру. В этой связи у Хейдеггера онтологическими категориями становятся «страх», «забота», «покинутость», и т.д. Можно усмотреть преобразование прежней онтологии, превращение ее в социологию, главным образом-социологию познания, но осуществленное без осознания своего предмета и потому выступающее в абстрактно-всеобщей форме. В сфере Sein, т.е. по Хейдеггеру сфере подлинного бытия, строится т.н. «чистая субъективность», несовместимая с реальной деятельностью человека и наделенная изначальной творческой, конституирующей силой.

Значительная часть онтологических концепций в 20 в развивается в русле религиозной философии – неотомизма и неосхоластики. Представители такой онтологии –Ж. Марешаль, Й.Гейзер, Ж.Маритен, Э.Жильсон, Сертийанж, Г.Мансер, И.Маусбах, М. Трабман. Их онтологизм связан с направленностью против характерного для неопозитивизма стремления исключить из философии традиционные проблемы "метафизики". Религиозная философия неспособна отказаться от онтологии, т.к. не может допустить, чтобы о сущности бытия судили положит. науки и опирающаяся на них философия. Отсюда – попытки сохранить "философию природы" и т.п. Все подразделения религиозной онтологии (бытие как актуальное, возможное и потенциальное, бытие как единство и различие сущности – Sosein и существования – Dasein) имеют целью доказательство того, что в бытии бога, высшем бытии (Sein) эти моменты неразделимы. Бог как полное и совершенное бытие отличает себя от неполного и несовершенного бытия мира, где имеет место становление, бытие – в-другом (в отличие от в-себе-сущего божеств., субстанционального бытия). Именно О. остается для религ. философии единств. средством создания видимости философского анализа.
За онтологич. идеями Н. Гартмана, Гуссерля, Ясперса, Хейдеггера и др. стоит лишь марксизмом решаемая реальная проблема – проблема конкретного тождества, взаимопроникновения субъективного и объективного в социальном бытии, которое образовано человеч. деятельностью и с т. зр. которого можно понять также и природное бытие.
Однако онтологич. концепции совр. бурж. философии отказываются от такой постановки проблемы, поэтому в них учение о бытии сохраняет ограниченную форму онтологии и часто не свободно от мистич., религ. оттенка.,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: