Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине «Психолого-педагогический практикум»

 

Итоговая оценка:

 

 

Екатеринбург

2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Психолого-педагогическая ситуация в условиях школы 5

2. Психолого-педагогическая ситуация в условиях вне школы 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13


ВВЕДЕНИЕ

 

Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения школьников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в школе, в учебной деятельности, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы. Отклоняющееся поведение называется девиантным, от лат. deviatio. И существует проблема девиации не только сегодня, она была вчера и останется завтра, ведь человечеству свойственно отклоняться от оси своего развития. Достаточно вспомнить философа XX века Карла Ясперса с его «осью бытия» и концепцией исторического развития, по которой главными направляющими этого развития являются колебания вдоль оси духовного бытия человечества духовности людей. [1]

В психологии и педагогике, как и в медицине, действует мудрость: лучше предотвратить болезнь, чем впоследствии заниматься её лечением. Поэтому ведущие педагоги и психологи на протяжении долгого времени ищут признаки проявления девиантного поведения еще в детстве. Признаки эти в целом носят определение трудновоспитуемости.

«Провели такой эксперимент. Учителям, работающим в одном классе, дали список класса и просили отметить учащихся, которых они считают трудными. И практически в каждом классе получили такую картину. Один учитель отмечает двоих, второй - четверых (причём названные кандидатуры чаще всего не совпадали), третий - пятерых (но других!). Некоторые вообще говорили: «Да здесь нет ни одного трудного. Здесь все нормальные дети. С ними можно работать». А одна, учительница сказала: «Да хоть всех отмечайте, обезьянник какой-то, а не класс! Все трудные!».

Эксперимент помог определить, что вторая трудность в вопросе о девиантном поведении - это субъективность восприятия и понимания явления разными учителями.

Но не будем забывать о том, что в центре этого явления стоит ребенок. Само звучание слова «ребенок» подчеркивает его слабость, уязвимость, незащищенность от негативного воздействия окружающей среды. В том числе и социальной. Если поведение ребенка не соответствует принятым нормам, здесь есть не только его вина. В книге известного российского ученого-девиантолога Ю.А. Клейберга встречается мысль о том, что «девиантное поведение возникает у человека не изолированно, а в процессе коммуникации с другими людьми». Выходит, что ребенок «учится» ему у окружающих его людей. И ясно, почему ребенку может быть очень тяжело слышать отрицательную оценку от этих самых «окружающих людей». Когда перед ребенком возникает такое противоречие (не без помощи нас, взрослых), в голове его сначала рождается путаница, при педагогической запущенности или неправильном вмешательстве путаница может перерасти в недоверие к обществу и даже озлобленности. Получается замкнутый круг, который со временем только расширяется и рано или поздно способен привести к самым тяжелым формам девиантного поведения, таким как преступность, алкоголизм, наркотизм, проституция. Выходит, что за всё будущее человека отвечает его детство, одним из важнейших периодов которого является младший школьный возраст. Мы живем в обществе, требующем от человека многостороннего развития, которое не представляется возможным без правильного подхода к формированию личности с самого детства. По этой причине своего пика достигает актуальность проблемы отклонения в поведении и необходимость нахождения путей её решения.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с детьми, чье поведение отклоняется от нормы, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. [2]

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании.

В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития.

Г. Негативные факторы среды формирования личности.

Семья, как фактор негативного формирования личности:

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка.

Е. Негативная личностная позиция самого ребенка:

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению. [3]

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ.

 

Обнаружение факта

Учитель узнает, что ученик 2-го класса испортил стену в коридоре: изрисовал их фломастером.

 

Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации

Ситуация описывается во всех деталях, озаглавливается (заголовок может помочь уяснить суть конфликта), по возможности целиком воспроизводится диалог. Диалог – это всегда поиск истины, нередко спор, поэтому важно его передать как можно точнее. Например, ситуация, названная:

ЭТО ЖЕ НЕЛЬЗЯ!

«Спускаюсь по лестнице и вижу: Володя С. фломастером рисует на стене. Заслышав мои шаги, бросился бежать, оставив в коридоре свою куртку. Поймать «злоумышленника» оказалось делом несложным. Рассказываю, матери о случившемся, та удивляется:

– Не может этого быть! Наверно, это кто-нибудь из тех ребят, что были вместе с сыном.

Володя смущен...

В квартире, где живет мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам.

– Это правда, что ты портил стену?

– Я только попробовал, как рисует фломастер...

Вмешиваюсь в разговор:

– Но зачем, же портить стену? Вот попробуй рисовать у себя дома на стуле или своем столе. Не все ли равно, где рисовать – на столе или стене...

У мальчика на лице немое удивление, и он возмущенно восклицает:

– Это же нельзя!

Мать поясняет:

– Это его стол... Отец ему купил».

После того как ситуация восстановлена, можно перейти к ее анализу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: