Задание, выполняемое на занятии




«Оценка уровня эмпатии» И.М. Юсупова.

Цель: Определение уровня эмпатийных тенденций.

Инструкция: Предлагаем проверить имеющиеся у Вас эмпатийные тенденции с помощью разработанного теста. Для этого, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывайте своим ответам числа: если ответили «не знаю» - 0, ответу «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» - 4, и ответу «да, всегда» - 5. Отвечать нужно на все пункты.

1. Мне больше нравится книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы не без причин.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобу.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему мои некоторые одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также, не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатом тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно.

Теперь суммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат развитости эмпатийных тенденций.

Если Вы набрали от 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении как барометр тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять большее, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств, и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.

12 – 36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием. Но это исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: Ключевые идеи. – СПб., 2003. Гл. 9.

2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. Гл. 14.

3. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб., 2008. Гл. 6.

Дополнительная:

1. 40 исследований, которые потрясли психологию / Роджер Р. Хок. – СПб., 2006. С. 482.

 


VII. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА СРС

Тема для СРС Задания Кол-во часов
Раздел 1. История возникновения и развития социальной психологии. Тема 1. Социальная психология как культурный феномен. Тема 2. Этапы становления социальной психологии. Тема 3. Специфика развития отечественной социальной психологии. Тема 4. Современное состояние и перспективы социальной психологии. 1. Составление социально-психологического тезауруса: деятельностный подход в отечественной психологии, интеракционизм в социальной психологии, когнитивизм в социальной психологии, необихевиоризм в социальной психологии, неофрейдизм в социальной психологии, социальная психология. 2. Составление логической схемы «Современная социальная психология». В схеме (формат А4) должны найти отражение разделы и основные темы курса, центральные категории, предмет изучаемой науки. 3.Сравнительный анализ (в виде таблицы) основных теоретических ориентаций в зарубежной социальной психологии(необихевиоризм, неофрейдизм, когнитивизм, интеракционизм). Укажите ключевые идеи, понятия, центральные теории. 4. Выполнение контрольной работы № 1 (см. ниже).          
Раздел 2. Социальная психология как наука. Тема 5. Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода. 1. Проведите сравнительный анализ предметных областей общей, возрастной и социальной психологии. Обозначьте границы и специфику подхода к изучению человека в каждой из трех отраслей психологии. Результаты оформите в виде таблицы.  
Раздел 3. Организация исследования в социальной психологии.   Тема 6. Методы исследования в социальной психологии. Тема 7. Этапы и этические проблемы социально-психологического исследования. 1. Составление социально-психологического тезауруса: выборка, гипотеза, контент-анализ, метод корреляции, методы опроса, наблюдение, репрезентативность, референтометрия, социометрия, теории «среднего ранга», эксперимент. 2. Сравнительный анализ (в виде таблицы) методов социально-психологического исследования(наблюдение, опросы, контент-анализ, корреляционный, экспериментальный). Обозначьте сферу применения, возможности, преимущества и ограничения (в т.ч. по этическим вопросам) каждого метода для социально-психологических исследований.    
Раздел 4. Закономерности общения и межличностного взаимодействия.   Тема 8. Понятие, функции и структура общения. Тема 9. Межличностная коммуникация. Тема 10. Интерактивная сторона общения. Психологическое воздействие. Тема 11. Социальная перцепция. Тема 12. Механизмы социальной перцепции: стереотипизация и каузальная атрибуция. Тема 13. Межличностная аттракция. 1. Составление социально-психологического тезауруса: атрибуция каузальная, аттракция, внушение, дружба, заражение, идентификация, интеракция, когнитивный диссонанс, коммуникативный барьер, коммуникация, конфликт, любовь, манипуляция, обратная связь в общении, перцептивная защита, подражание, психологическоевоздействие, рефлексия, симпатия, стереотип социальный, транзактный анализ, убеждение, фундаментальная ошибка атрибуции, эмпатия, эффект новизны, эффект ореола, эффект первичности. 2. Составление таблицы «Виды социальных стереотипов». (См. практ. зан. № 5) 3. Мини-сочинение. Тема на выбор: «Как сохранять близкие отношения», «Мой идеал межличностных отношений». 4. Подготовка мультимедийной презентации. Тема: «Три стороны общения». 5.Выполнение контрольной работы № 2 (см. ниже).          
Раздел 5. Проблемы личности в социальной психологии.   Тема 14. Личность как предмет социально-психологического изучения. Тема 15. Социализация личности. Тема 16. Социальные роли и поведение личности. Тема 17. Социальная установка. 1. Составление социально-психологического тезауруса: агрессия, альтруизм, гендер, локус контроля, просоциальное поведение, самопознание, самосознание, социализация, социальная идентичность, социальная роль, социально-психологическая компетентность, социальный интеллект, установка, установка социальная (аттитюд), Я-концепция, Я-схемы. 2. Составление логической схемы «Проблематика личности в социальной психологии». В схеме (формат А4) должны найти отражение основные параметры рассмотрения личности в социальной психологии, центральные категории, традиционные социально-психологические проблемы личности. 3.Выполнение контрольной работы № 3 (см. ниже).      
Раздел 6. Психология малой группы.   Тема 18. Группа как социально-психологический фено­мен. Тема 19. Малая группа. Тема 20. Динамические процессы в малой группе. Тема 21. Принятие решений в группе. Тема 22. Влияние группы на поведение и деятельность личности. 1. Составление социально-психологического тезауруса: брейнсторминг, влияние в группе информационное, влияние в группе нормативное, групповая динамика, групповая нормализация, групповая поляризация, группомыслие, давление групповое, деиндивидуализация, ингибиция социальная, коллектив, конформизм, лидерство, малая группа, «Мы»-чувство, нонконформизм, нормы групповые, принятие решений групповое, референтная группа, санкции групповые, социальная группа, сплоченность групповая, фасилитация социальная, феномен сдвига риска. 2. Заполнение таблицы «Факторы, влияющие на изменение поведения и деятельности личности в малой группе». (См. практ. зан. № 7-8) 3. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика процессов руководства и лидерства в малой группе». Определите параметры, по которым можно провести сравнение. 4. Выполнение контрольной работы № 4 (см. ниже).        
Раздел 7. Психология больших социальных образований.   Тема 23. Проблема больших социальных групп в социальной психологии. Тема 24. Социально-психологические аспекты в характеристике этнических групп. Тема 25. Социально-психологическая характеристика стихийных групп и массовых движений. 1. Составление социально-психологического тезауруса: культура, масса, массовая культура, массовидные явления психики, менталитет, общественное мнение, обычай, паника, социальное движение, социальное представление, социальный класс, стихийные группы, толпа, традиции, ценности социальные, этническая идентичность, этнический стереотип, этнос, этноцентризм. 2.Сравнительный анализ (в виде таблицы) типов стихийных групп (толпа, масса, публика). Определите параметры, по которым можно провести сравнение. 3.Выполнение контрольной работы № 5 (см. ниже).      
Раздел 8. Психология межгрупповых отношений. Тема 26. Проблема межгрупповых отношений в социальной психологии. 1. Составление социально-психологического тезауруса: межгрупповые отношения, межгрупповое восприятие, межгрупповой конфликт, социальная дискриминация, социальная идентификация, социальная категоризация, предрассудки, фаворитизм внутригрупповой.  
Раздел 9. Практические приложения социальной психологии. Тема 27. Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии. 1. Составление логической схемы «Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии». В схеме (формат А4) должны найти отражение ключевые приложения социальной психологии в разных сферах социальной действительности (социальная психология в политике, в образовании и т.д.), а также задачи, стоящие перед практической социальной психологией.  

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольная работа № 1. 1. Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального ………………….….2. Г.И. Челпанов предложил разделить психологию на две части: ………………………. и собственно психологию.3. Основной задачей социальной психологии К.Н. Корнилов считал измерение скорости, силы и динамизма коллективных …………………4. В отличие от …………………… …………………… социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой ……………………… взаимодействий.5. Социальная психология изучает ………………..………… поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также …………………… характеристики самих этих групп.6. Второй этап дискуссии о предмете социальной психологии развернулся в конце ……..- начале ……… годов.7. Для изучения поведения личности в коллективе, условий возникновения социальных объединений, взаимоотношений их членов В.М. Бехтерев предлагал создать особую отрасль науки – «коллективную………………………»8. …………… …………….. как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX века в Германии.9. Основы теории психологии масс были заложены в концепции подражания ……………..10. Основной тезис ………………….. заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты.11. ……………………….. рассматривается в социальной психологии как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих.12. В. Макдаугалл разработал теорию ………………… социального ………………13. Коммуникация в рамках интеракционистского подхода рассматривается как обмен символами и выработка единых …………………………, выраженных в тех или иных знаковых системах. 14. Любая большая социальная группа под влиянием определенных условий может очень быстро превратиться в ………………….15. С одной стороны, между ……………….. и индивидуальным сознанием существует конфликт, с другой – этот конфликт является необходимым условием развития человека и общества.16. Выделив ………………., мифы и обычаи – три основополагающих явления, определяющих психологию народа, В. Вундт сделал важнейший шаг в разработке фундаментальных социально-психологических проблем.17. Наибольшее значение МакДугалл придавал ……………….. инстинкту, который удерживает людей вместе.18. Лебон полагал, что социальная жизнь, вслед за промышленной революцией и ростом городов, все больше определяется поведением ……………………..19. Идеи ………………и …………………. получили развитие во взглядах В. Вундта.20. Идеи социального обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса, относятся к ……….…………… направлению в социальной психологии.21. Исходным принципом ……………………………. является рассмотрение социального поведения с точки зрения когнитивных процессов индивида.22. Практика создания Т-групп зародилась в рамках ……………………направления в социальной психологии.23. Предметом изучения бихевиоризма в социальной психологии является …………..…………, как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.24. Одной из проблем, рассматриваемых в рамках ……………………направления в социальной психологии, является проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с социальными запретами.25. Основу объяснительной модели социального поведения в когнитивизме составляет идея о том, что все поступки и действия совершаются ради построения непротиворечивой …………………………. в сознании человека.26. Теория фрустрации-агрессии Н. Миллера и Д. Долларда является одной из теорий, разрабатываемых в рамках …………………………… направления в социальной психологии.27. В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических направлениях сделана попытка установить именно ……………………… детерминанты человеческого поведения.28. Первичная группа, по Фрейду, представляет собой совокупность индивидов, принимающих …………………. за свой идеал и идентифицирующих себя с ним.29. Сторонники интеракционистского направления в социальной психологии убеждены в том, что начало человеческой психике положила………………………. коммуникация.

30. Итогом второго этапа в развитии социальной психологии явилось: а) оформление описательной социальной психологии в самостоятельную область знания; б) отделение социальной психологии от философии; в) возникновение эмпирической социальной психологии; г) создание первых социально-психологических теорий.

31. Основоположником символического интеракционизма является: а) Дж.Мид; б) А.Бандура; в) Т.Шибутани; г) К. Левин.

32. Причиной дискуссии о предмете социальной психологии в 60-х годах было: а) оживление в науке в связи с «оттепелью» в стране; б) укрепление методологических позиций социальной психологии; в) запросы практики; г) все ответы верны.

Контрольная работа № 2.

1. Мысленное погружение в обстоятельства собеседника, отождествление себя с ним это: а) межличностная рефлексия; б) каузальная атрибуция; в) эмпатия; г) идентификация.

2. Процесс приписывания причин, объясняющих поведение другого человека, это: а) стереотипизация; б) межличностная рефлексия; в) каузальная атрибуция; г) идентификация.

3. Процесс эмоционального проникновения во внутренний мир другого человека это: а) межличностная рефлексия; б) фасилитация; в) эмпатия; г) идентификация.

4. Перечислите типы (стратегии) взаимодействия по К.Томасу ….
5. Осознание субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями называется:
а) аттракция.
б) импритинг.
в) интроспекция.
г) рефлексия
6. Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств называется:
а) установка.
б) эффект бумеранга.
в) эффект ореола.
г) эффект первичности.

7. Понимание и познание людьми друг друга является содержанием……………...стороны общения.8. Громкость речи, темп, тембр, особенности произнесения звуков являются ………………….…средствами передачи информации.9..……………..…..общение проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям.10. Жесты, мимика, пантомимика – это …………………………система знаков.11. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется ………………………12. Стремление к полному удовлетворению интересов сторон называется ………………..13. …………………….- постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.14. ………………….как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений.15. Совокупность доминирующих особенностей поведения людей в отношениях с другими людьми называется ……………взаимодействия.16. ……………представляет собой открытое столкновение противоположных позиций, интересов, мнений, взглядов.17. Для ………..характерно стремление людей идти на взаимные уступки.18. …………….как стратегия взаимодействия часто сопровождается страданиями человека, исповедующего идеи абсолютного добра.19. Специфика межличностного информационного обмена определяется а) наличием процесса психологической обратной связи; б) возникновением коммуникативных барьеров; в) многоуровневостью передачи информации; г) влиянием пространственно-временного контекста на содержание информации; д) верны ответы А и Б; е) все ответы верны.20. Коммуникативные барьеры непонимания возникают: а) вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям; б) в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения; в) вследствие разного уровня развития и владения речью; г) при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти; д) верны только ответы Б и В; е) все ответы верны.21. К коммуникативным барьерам непонимания относятся: а) фонетический; б) семантический; в) стилистический; г) логический; д) верны только ответы Б и Г; е) все ответы верны.22. Коммуникативные барьеры отношений возникают, если: а) в процессе контакта возникают негативные чувства; б) в процессе контакта возникают негативные эмоции; в) взаимодействующие стороны испытывают симпатию друг у друга; г) если участники общения являются носителями разных субкультур; д) все ответы верны; е) верны ответы А и Б.23. К невербальным видам коммуникации относятся: а) оптико-кинетическая система знаков; б) паралингвистическая система знаков; в) экстралингвистическая система знаков; г) верны ответы Б и В; д) верны ответы А и Б; е) все ответы верны.24. Психологическое заражение – это: а) особый механизм социального восприятия; б) особый механизм влияния; в) специфическая форма социальной памяти; г) один из феноменов группообразования; д) механизм повышения групповой сплоченности; е) процесс повышения эмоциональной напряженности в группе.25. Термин «интерактивная сторона общения» обозначает: а) совокупность феноменов, выражающих суть взаимодействия людей; б) аспект коммуникативного процесса; в) внутреннюю, психологическую структуру деятельности; г) активность членов группы по поддержанию ее целостности; д) верны ответы Б и В; е) все ответы верны.26. Социальная дистанция – это:а) сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат;б) оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности;в) специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.27. Центральная мысль интеракционистского направления состоит в том, что: а) личность формируется в общении и механизмом ее становления является интериоризация; б) личность формируется во взаимодействии с другими личностями и механизмом этого процесса является установление соответствия действий личности тем представлениям о ней, которое складывается у окружающих; в) личность формируется в процессе воспитания и важнейшим условием ее позитивного развития является базовое доверие; г) важнейшим условием развития личности является безусловное и безоценочное принятие; д) основным механизмом развития личности являются подражание и идентификация; е) все ответы не верны.28. Проксемика – это:а) специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения;б) система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность;в) восприятие и понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.29. К эффектам социальной перцепции относятся: а) эффект первичности; б) эффект края; в) эффект недавности; г) эффект Зейгарник; д) верны ответы А и В; е) все ответы не верны.30. Под социальной перцепцией понимается: а) социальная детерминация перцептивных процессов; б) процесс восприятия «социальных объектов» (индивиды, социальные группы, большие социальные общности); в) восприятие в процессе межличностного взаимодействия; г) культурно-историческая обусловленность восприятия социальных процессов и объектов; д) зависимость восприятия от внутригрупповых отношений; е) все ответы верны.31. Регулятивная роль впечатлений, возникающих у индивидов, вовлеченных в межличностное общение, связана с тем, что: а) познавая в общении другого, формируется и сам познающий индивид; б) точность понимания другого человека обусловливает эффективность совместной с ним деятельности; в) эти впечатления носят исключительно субъективный характер; г) эти впечатления отражают актуальное состояние мотивационно-потребностной сферы общающихся индивидов; д) верны ответы А и Б; е) верны ответы В и Г.32. В процессе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: а) эмоциональная оценка другого; б) интерпретация его поведения и попытка понять причины его поведения; в) построение стратегии воздействия на собеседника; г) построение собственной стратегии поведения; д) верны ответы А и Б; е) все ответы верны.33. Идентификация: а) является одним из способов понимания другого человека; б) выражается в уподоблении себя другому человеку; в) является одним из механизмов усвоения опыта; г) как понятие наиболее глубоко разработано в психоанализе; д) верны ответы Б и В;

е) все ответы верны.

Контрольная работа № 3.

1. Процесс социализации по Г.М.Андреевой происходит в таких трёх сферах как ……………………...
2. Перцептивная защита является:

а) волевым процессом;

б) разновидностью психологической защиты;

в) эмоциональным процессом;

г) разновидностью коммуникативных средств;

д) средством манипуляции собеседником;

е) стратегией взаимодействия.

3. Ориентиры и цели, к которым стремится личность, определены в: а) инструментальных ценностях; б) терминальных ценностях; в) внутриличностных нормах; г) индивидуальных установках.

4. Репертуар социальных ролей личности не зависит от: а) социального статуса; б) черт характера; в) исторической эпохи; г) возраста.

5. Нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию, это: а) социальный статус; б) социальная роль; в) социальный стереотип; г) обычай.

6. В социальной психологии социализация понимается как:

а) процесс социального развития человека;

б) результат социального развития человека;

в) совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему эффективно функционировать в обществе;

г) сложный процесс, протекающий стихийно (многообразные аспекты жизни, свидетелем и участником которых человек является);

д) сложный целенаправленный процесс (трансляция индивиду культурно-исторического опыта человечества);

е) все ответы верны.

7. Целенаправленные процессы социализации реализуются прежде всего:

а) через средства массовой информации;

б) через социальные ситуации реальной жизни;

в) в воспитании и обучении;

г) в процессе общения индивида в неформальных группах;

д) через искусство;

е) все ответы верны.

8. К механизмам социализации относятся:

а) полоролевая идентификация и полоролевая типизация;

б) единство подражания, имитации и идентификации;

в) социальная оценка желаемого поведения;

г) конформность;

д) верны ответы Б и В;

е) все ответы верны.

9. Институты социализации – это группы:

а) которые выступают по отношению к индивиду в качестве носителей различных норм и ценностей;

б) задающие систему внешней регуляции поведения индивида;

в) не имеющие четкой и однозначной системы ценностей;

г) в которые индивид включен в качестве высокостатусного человека;

д) верны ответы А и Б;

е) верны ответы А и Г.

10. К социализирующим функциям семьи относятся:

а) воспитывающая функция;

б) репродуктивная;

в) функция первичного социального контроля;

г) эмансипирующая функция;

д) верны ответы А и В;

е) верны ответы Б и Г.

11. К социализирующим функциям школы относятся:

а) обучение;

б) воспитание;

в) функция социальной дифференциации;

г) функция усвоения общественных ценностей;

д) верны ответы А и Б;

е) все ответы верны.

12. К функциям аттитюдов относятся:

а) приспособительная;

б) функция знания;

в) функция выражения;

г) функция защиты;

д) верны ответы А и Г;

е) все ответы верны.

13. В 1942 году М. Смит предложил трехкомпонентную

структуру аттитюда, в которой выделяют:

а) когнитивный, метакогнитивный и волевой компоненты;

б) когнитивный, эмоциональный и сенсомоторный компоненты;

в) когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты;

г) аффективный, сенсомоторный и волевой компоненты;

д) верны ответы А и В;

е) верны ответы Б и Г.

14. Социальный статус – это:

а) положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии;

б) изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих;

в) процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

15. Люди, обладающие большей когнитивной сложностью:

а) легче интегрируют данные восприятия;

б) легче преодолевают возможные противоречия между свойствами объекта;

в) совершают меньшее количество ошибок;

г) располагают большим количеством оснований классификации, которыми сознательно или несознательно пользуется субъект;

д) верны ответы Б и Г;

е) все ответы верны.

16. На смысловом уровне установки:

а) зависят от новизны информации и порядка ее поступления;

б) определяют отношение личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;

в) определяют привычки и являются основой социального контроля;

г) создают мотивационное напряжение, побуждающее человека к завершению действия;

д) верны ответы А и В;

е) верны ответы Б и Г.

17. Целевые установки:а) связаны с конкретными действиями;б) связаны со стремлением человека довести до конца начатое дело;в) определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности;г) верны ответы А и Б;д) верны ответы Б и В;е) все ответы верны.18. Социальная установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, называется: а) аттитюд; б) аттракция; в) гиперболизация; г) стереотипизация; д) социальная категоризация; е) идентификация.19. Вероятность помощи человеку, попавшему в беду, ……………… пропорциональна количеству свидетелей его трудностей.

Контрольная работа № 4.

1. Социальная группа, в которой индивид усваивает социальное влияние и воспроизводит систему социальных связей называется: а) группа членства; б) реальная группа; в) институт социализации; г) референтная группа.

2. Понятия «психологическая атмосфера группы» и «групповая динамика» в социальную психологию ввел: а) Л.Фестингер; б) К.Левин; в) Ф.Зимбардо; г) Ч.Кули.

3. Показателями сплоченности малой группы является: а) бесконфликтность; б) стабильность группы во времени; в) эффективность группы; г) все ответы верны.

4. Изменение мнения человека в направлении большего согласия с группой в результате реального или воображаемого давления группы это: а) огрупление мышления; б) конформность; в) групповая сплоченность; г) фасилитация.

5. Осуществляя свое влияние в группе, лидер может использовать только …………………. санкции.6. Снижение продуктивности деятельности индивида под влиянием присутствия других получило название эффекта ………………… …………………….7. ………………… ………….. характеризует позицию человека в социальной общности.8. Поведение индивида в группе регламентируется системой групповых …………………9. Феномен повышения продуктивности деятельности индивида вследствие присутствия других людей получил название социальной ………………………10. Феномен …………………………………описывает процесс формирования и принятия членами группы групповых норм, целей и ценностей.11. Ситуация, когда индивид действительно усва


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: