ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ. УЧЁТ МАТЕРИАЛОВ




6.1. Учёт материалов организуется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учёту запасов, утверждённой постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 г. № 133 с изменениями и дополнениями; Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008г. № 209 с изменениями и дополнениями; другими законодательными и нормативными актами.

6.1.1. В качестве запасов к бухгалтерскому учету принимаются активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации.

6.1.2. К запасам относятся:

- сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части (в том числе запасные части, оговоренные в контракте в не зависимости от стоимости приобретения), тара (далее – материалы);

- инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, сменное оборудование, специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь, временные (нетитульные) сооружения и приспособления (далее – отдельные предметы в составе средств в обороте);

- животные на выращивании и откорме;

- незавершенное производство;

- готовая продукция;

- товары.

Особенности бухгалтерского учета животных на выращивании и откорме, товаров определяются законодательством.

6.2. Приёмка и оприходование поступающих производственных запасов: сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и других ценностей Общества производится в бухгалтерском учёте по фактическим затратам на приобретение запасов (без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей») с применением оперативно-бухгалтерского (сальдового) метода.

К фактическим затратам на приобретение относятся:

– стоимость запасов по ценам приобретения;

– таможенные сборы и пошлины;

– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;

– затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

– затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;

– транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

В качестве учётных цен на товарно-материальные ценности, поступающие для нужд Общества по внутреннему перемещению от магазина управления по хозяйственным вопросам Общества, принимаются отпускные цены завода-изготовителя (поставщика). Основание отпуска товаров из магазина для собственного потребления служит служебная записка за подписью руководителя структурного подразделения о необходимости затребованных товаров с указанием их наименования. Служебная записка в обязательном порядке согласовывается с главным бухгалтером Общества, либо лицом его замещающим. На основании служебной записки выписывается накладная на внутреннее перемещение.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет счета 41 "Товары" - кредит счета 42 "Торговая наценка" - сторнируется сумма торговой наценки;

Дебет счета 10 "Материалы" - кредит счета 41 "Товары" - отражается перемещение товара.

Давальческое сырьё, материалы учитываются по ценам указанным в сопроводительных документах (договорах переработки) на забалансовых счетах.

Если товарно-материальные ценности закупаются и используются для производственного процесса определенного цеха, то оприходование производится непосредственно в кладовую данного цеха, минуя центральный склад.

Образующиеся в результате демонтажных работ железобетонные изделия б/у, вести в оперативном учете (карточках складского учета) без цены в количественном выражении. Реализацию данных изделий б/у осуществлять по ценам, установленным ПЭО. Перевод железобетонных изделий б/у в отходы мелкой фракции в случае боя осуществлять по установленному акту.

6.3. При отпуске производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по себестоимости каждой единицы, при которой величина отклонения и транспортно-заготовительных расходов (разница между фактическими расходами по приобретению материала и его учётной ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в учётных ценах.

6.4. Списание транспортно-заготовительных расходов по отдельным видам сырья или группам материалов производится пропорционально среднемесячной стоимости материалов исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчётного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчётный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчётного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчётного периода) по учётной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, составляет процент, который используется при списании отклонения или ТЗР на увеличение (уменьшение) учётной стоимости израсходованных материалов.

Не распределяются отклонения или ТЗР на продукцию собственного производства, недостачи и материалы, используемые для выполнения целевых программ (программ союзного государства).

По прямой принадлежности ТЗР, связанные с доставкой основных видов сырья (автоуслуги, ж/д услуги, погрузо-разгрузочные работы и т.д.), относятся только к установленным в Обществе видам основного сырья. Транспортно-заготовительные расходы (автоуслуги, ж/д услуги, погрузо-разгрузочные работы, оказанные сторонними организациями и (или) силами собственных подразделений), связанные с доставкой ТМЦ (для объектов ОКСа) и оборудования в Обществе - относятся на увеличение стоимости этих предметов по прямой принадлежности.

6.5. Двигатели, узлы, агрегаты и другие материальные ценности, полученные от разборки объектов основных средств в процессе их ремонта или ликвидации, приходуются на счёт "Материалы" по цене возможного использования, но не ниже стоимости металлолома. Цены устанавливаются планово-экономическим отделом Общества и утверждаются в установленном порядке.

6.6. Многооборотная тара, иная тара, поступающая вместе с сырьём и материалами, - поддоны, емкости, бочки, биг-бэг и т.д. – учитывается по фактурным ценам поставщиков.

В случае если стоимость тары не выделена поставщиком в товарно-сопроводительных документах, такая тара подлежит оприходованию по цене возможной реализации в соответствии с прейскурантом на материалы б/у, утвержденным заместителем генерального директора по экономике и финансам.

6.7. Установить, что предметы, относящиеся к малоценным и быстроиз­нашивающимся предметам (МБП), служащие менее одного года, независимо от их стоимости, а также предметы труда, инструменты и приспособления, производственный и хозяйственный инвентарь (в том числе тара для хранения товарно-материальных ценностей на складах или для осуществления технологических процессов), средства защиты работающих от вредных воздействий производствен­ной среды, специальные инструменты, специальные приспособления (инструменты и приспособле­ния целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) и сменное оборудование (многократно ис­пользуемые в производстве приспособления к основным средствам и другие, обусловленные специ­фическими условиями изготовления продукции устройства), многократно используемые в хозяйст­венной деятельности, сохраняющие свою натурально-вещественную форму, стоимость единицы ко­торых на момент приобретения не превышает 100 базовых величин учитывается на субсчетах счёта «Материалы» в зави­симости от назначения и места нахождения.

6.8. Включение в затраты стоимости малоценных предметов, отражённых в составе средств в обороте и переданных в эксплуатацию, производится в следующем порядке:

– по специальным инструментам и специальным приспособлениям (инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формы и подобные им предметы), – в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из сметы расходов на их изготовления (приобретение) и срока их полезного использования до двух лет; стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент передачи их в производство данного заказа. Учесть, что штампы, пресс-формы относятся к предметам в составе МБП независимо от их стоимости. В случаях, когда срок службы пресс-форм не указан – срок службы считать два года;

– по предметам, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь и др.), – погашается ежемесячно линейным способом исходя из сроков полезного её использования;

– по приспособлениям целевого назначения (фильеры, катализаторные сетки твердого агрегатного состояния и другие аналогичные приспособления целевого назначения), изготовленным из сплавов драгоценных металлов, – в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из части стоимости приспособлений, приходящихся на экономически обоснованные технологические потери драгоценных металлов, в течение нормативного срока их службы. При выбытии данных приспособлений в результате непригодности оставшаяся часть их стоимости переносится в состав операционных расходов. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, принимаются к учету в порядке, установленном законодательством;

– в размере 100% стоимости (в т.ч. по клише, дежурной спецодежде) за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью. Выбытие ин­вентаря и хозяйственных принадлежностей оформляется актом.

Акт на списание МБП, запасных частей, инструментов и других товарно-материальных ценностей составляются материально-ответственным лицом в присутствии цеховой комиссии (не менее 3-х человек, без учёта материально ответственного лица).

Утверждаются акты на списание директорами заводов, начальником производства ТНП, главными специалистами вспомогательных служб, начальниками управлений либо лицами их заменяющими, согласно подчиненности подразделений в соответствии со структурой Общества. Комиссии в обязательном порядке указывать в акте образование (или отсутствие) утиля от списания материалов. При отсутствии утиля указываются причины отсутствия такового.

При списании нормируемых материалов прилагать расчет потребности в данном материале в соответствии с утверждёнными, в установленном порядке нормами, заверенный техническим (производственным) отделом в соответствии с должностными обязанностями.

Списание моющих, чистящих и дезинфицирующих средств производится согласно норм расхода, утвержденных главным инженером, из расчета на месяц.

При списании канцелярских товаров, средств индивидуальной защиты, материалов, полученных для уборки помещений и прочих аналогичных материалов, решение об оприходовании утиля принимается комиссией индивидуально. В случае если комиссией принято решение о том, что оприходование утиля нецелесообразно, в акте на списание ТМЦ делается пометка «оприходование утиля нецелесообразно».

6.9. Списание остаточной стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды при их досрочном выбытии (по не зависящим от работника причинам) осуществляется на основании соответствующего акта - отражается на счёте 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (90/10«Прочие расходы по текущей деятельности»).

При возврате на склад специальной одежды до окончания срока её носки, по причине увольнения работника, и непригодной для повторного использования как обменный фонд, остаточную стоимость данной одежды отражать на счёте 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (90/10«Прочие расходы по текущей деятельности») при условии, что срок её использования данным работником превышает 2/3 нормативного срока носки.

6.10. Товарно-материальные ценности, находящиеся на таможенном складе, по которым числится дебиторская задолженность по расчётам с поставщиками, приходуются на дату их поступления и учитываются на балансовом счёте 10/16 «Материалы на таможенном складе». При растамаживании выше указанных товарно-материальных ценностей, следует произвести сторнировочную запись с кредита балансового счёта 10/16 в дебет счета 10 «Материалы» на соответствующих субсчетах.

Для постановки на учёт товарно-материальных ценностей, размещённых под таможенным режимом свободного обращения, до момента предоставления таможенной декларации, к приходному ордеру прилагать: заявление о помещении товаров под таможенный режим свободного обращения и расценку на оприходуемые ТМЦ.

6.11. Приёмка на склад поступающих товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) производится на основании товарно-сопроводительных документов поставщиков. Ответственное лицо, осуществляющее контроль исполнения договора, в рамках которого поступают ценности, проверяет соответствие поставки условиям договора, а также соответствие формы и правильности оформления поставщиками сопроводительных первичных документов требованиям законодательства РБ, оформляет приходный ордер.

В отдельных случаях, материалы могут непосредственно направляться в подразделения Общества, минуя склад. Такие партии материалов отражаются в учёте как поступившие на склад и переданные в подразделение Общества. При этом в приходном ордере делается отметка главным бухгалтером (заместителями главного бухгалтера) об оприходовании товарно-материальных ценностей без штампа въезда на территорию Общества. К ним относятся: печное топливо, отдельные поставки товарно-материальных ценностей для нужд заводоуправления либо другие ТМЦ, поставляемые на объекты находящиеся вне территории Общества). Штамп въезда на ТН-2 не обязателен.

Приход поступивших в Общество товарно-материальных ценностей, производить не позднее трёх рабочих дней после их поступления в Общество. Акты по выполненным работам (оказанным услугам) представлять в бухгалтерию не позднее 8-го числа месяца, следующего за отчётным, независимо от даты окончательного расчёта по ним.

6.12. Для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей с лицами, ответственными за получение (приёмку), сохранность, отпуск материальных ценностей заключаются в установленном порядке договора об индивидуальной (коллективной) материальной ответственности согласно Перечню работ и профессий работников, с которыми администрация Общества заключает договоры о материальной ответственности, предусмотренному в коллективном договоре. Подписание (заключение) договоров материальной ответственности с работниками Общества от лица руководителя Общества осуществляется заместителем генерального директора (по принадлежности) либо лицом его замещающим.

Увольнение и перемещение материально-ответственных лиц производится по согласованию с главным бухгалтером.

6.13. Учёт и использование бланков строгой отчётности в Обществе ведётся в соответствии с Положением о порядке использования бланков строгой отчётности, утверждённым постановлением Минфина РБ от 18.12.2008г. № 196 и Положением о порядке учёта, хранения и использования бланков строгой отчётности ОАО «СветлогорскХимволокно» утверждённым приказом по Обществу от 29.06.2012 № 444, в котором определён перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчётности в Обществе, и список лиц, ответственных за ведение учёта и хранение бланков строгой отчётности и места их хранения.

Списание бланков строгой отчётности на затраты производства производится в полном объёме при передаче из центральной кладовой материально-ответственным лицам по отделам (подразделениям), за исключением цеха общественного питания в котором списание бланков строгой отчётности производится по мере их использования.

По результатам годовой инвентаризации бланков строгой отчётности стоимость неиспользованных бланков в отчётном году восстанавливаются в учёте соответствующей бухгалтерской записью.

Стоимость трудовых книжек и вкладышей к ним, выданные работникам Общества относится на счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (90/10«Прочие расходы по текущей деятельности»).

6.14. Производить переоценку возвратной тары, находящейся под готовой продукцией непосредственно в СГП по мере отгрузки согласно прейскуранту свободных отпускных цен на возвратную тару.

Результат переоценки отражается на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (90/7 «Прочие доходы по текущей деятельности»).

6.15. Производить оценку вторичного сырья (макулатура, металлолом и т.д.) образованного в деятельности Общества, по ценам возможной его реализации на 1-е число текущего месяца.

Процент засорённости по реализованному вторичному сырью и возникающие расхождения между данными (вид, сорт, марка) отражёнными в товарно-сопроводительных документах на реализуемый лом и отходы чёрных и цветных металлов и приёмо-сдаточными актами, предоставляемые ГО «Белвтормет» отражать в бухгалтерском учёте на счёте 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (90/10«Прочие расходы по текущей деятельности»).

Распоряжением по службе главного механика назначается ответственное лицо для ежемесячного предоставления в бухгалтерию Общества и кладовщику структурного подразделения, который осуществляет первичный учет, цен на лом и отходы черных и цветных металлов для правильности отражения в бухгалтерском учете.

Выручку от реализации драгоценных металлов, полученных из лома и отходов отражать через счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

6.16. Руководителям структурных подразделений осуществлять работу в подведомственных подразделениях по снижению остатков неликвидной продукции в соответствии с утверждённым приказом в Обществе от 30.06.2012г. № 449 «Положением о порядке работы комиссии по снижению остатков неликвидной продукции на складах ОАО «СветлогорскХимволокно».

Учесть, что неликвидной продукцией признаются товарно-материальные ценности (сырьё, материалы, запасные части, готовая продукция и другие материальные активы Общества) находящиеся на складах (кладовых) Общества без движения в течение шести месяцев, которые не пользуются спросом или труднореализуемые, а также нецелесообразно их дальнейшее использование в структурных подразделениях Общества в ближайшие два года или морально (физически) устаревшие.

Не относятся к неликвидной продукции товарно-материальные активы Общества являющиеся аварийно-страховым запасом и используемые в культурно-бытовой деятельности, перечни которых утверждаются в установленном в Обществе порядке.

Аварийно-страховым запасом считается часть производственных запасов, формируемая на случай непредвиденных обстоятельств (недопоставок, просроченных поставок) или чрезвычайных положений (аварийные ситуации у поставщика, негативные природные явления), а также расходные материалы и оборудование, необходимые для экстренного устранения возможных нештатных ситуаций (аварий и др.).

6.17. Аналитический учёт материальных ценностей на счёте «Материалы» ведётся в разрезе материально-ответственных лиц, мест хранения и по отдельным их наименованиям; материалов, переданных в переработку – в разрезе организаций, перерабатывающих переданные им материалы.

6.18. Установить, что основанием для списания спирта с подотчёта материально ответственного лица является отчёт по спирту, составленный по установленной форме и утверждённый в установленном порядке, за исключением используемого на технологические цели, списание которого производить в общеустановленном порядке.

6.19. Установить, что стоимость израсходованного сверх утверждённых норм топлива отражается на счёте 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» с последующим списанием на 90/10«Прочие расходы по текущей деятельности», если пережог (перерасход) не превышает пределов:

- до 0,5 литра (включительно) для каждой единицы легкового автомобиля;

- до 1-го литра (включительно) для каждой единицы грузового автомобиля и (или) тракторной техники.

В течение отчетного месяца накопительная ведомость учета использования ГСМ ведется по каждому транспортному средству. В конце месяца, если имеют место экономия и пережог, следует перекрывать одно другим, т.е. вести так называемый суммарный учет и выводить по результатам зачета за месяц либо экономию, либо пережог.

6.20. В случае приходования (либо наличия) на складах Общества сырья, материалов прочих ТМЦ в единицах измерения, не совпадающие с единицами измерения для их использовании в производстве (согласно норм расхода или др.), производить пересчёт в необходимые единицы измерения для производства на основании акта комиссионного перевода из одной единицы измерения в другую, предоставляемый заинтересованным структурным подразделением Общества, не изменяя при этом общую стоимость поставки (ТМЦ). Копии актов комиссионного перевода предоставлять в производственную бухгалтерию Общества вместе с производственными отчетами.

6.21. Резервы под снижение стоимости запасов не создавать.

6.22. Бухгалтерский учет счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» вести на субсчетах и в порядке, установленном Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета.

6.23.Имущество, полученное трудовыми коллективами в качестве поощрения в смотрах-конкурсах Общества, от профсоюзной организации принимается на учет как безвозмездно полученное имущество в общеустановленном порядке на основании актов и отражается следующей бухгалтерской проводкой:

Д-т 10 «Материалы» – К-т 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» – отражаются ТМЦ, полученные трудовыми коллективами в качестве поощрения.

6.24. Датой принятия ТМЦ на бухгалтерский учет установить дату их фактического поступления на склад (в кладовую) Общества отраженную в товарно-сопроводительных документах (ТТН-1, ТН-2, CMR-накладной, инвойсе, счет-фактуре, акте приема-передачи) за исключением ТМЦ, проходящих таможенные процедуры, предусмотренные таможенным законодательством.

Датой принятия ТМЦ, проходящим таможенные процедуры, установить дату помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством.

В случае расхождения даты помещения товаров под таможенные режимы (процедуры) и даты получения разрешения, активы принимать к учету на дату получения разрешения по курсу на дату помещения товаров под таможенные режимы (процедуры) в соответствии с таможенной декларацией.

6.25. ТМЦ, приобретенные за наличный расчет в результате производственной поломки для восстановления работоспособности автотранспорта, возмещаются лицу по предоставленным документам подтверждающих их приобретение. В бухгалтерском учете отражать на счетах затрат (ненормируемых).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: