ВВЕДЕНИЕ
Целью дисциплины «Экономика и организация труда» является формирование системных знаний, использование научных основ, теоретических и методических положений, практического опыта в области экономики труда персонала организации при формировании социально-экономических отношений в современных условиях.
Задачи дисциплины:
- изучение основ экономики труда, содержания и развития системы социально-трудовых отношений, мотивации, приемов и способов, обеспечивающих эффективную трудовую деятельность в современных условиях;
- ознакомление с методами исследования трудовой деятельности работника, изучение путей совершенствования трудового процесса.
Семинарские занятия по курсу «Экономика и организация труда» призваны сформировать экономическое мышление, компетентность и профессионализм бакалавров профессионального обучения в области экономики и организации труда.
План семинарских занятий состоит из 6 тем, которые рассчитаны в общей сложности на 20 академических часов аудиторной работы для студентов всех форм обучения.
В результате изучения дисциплины «Экономика и организация труда» студент должен:
Уметь:
- измерять количественные и выявлять качественные характеристики трудовых ресурсов, трудового потенциала;
- рассчитывать численность рабочих, специалистов, руководителей, их дополнительную потребность;
- измерять производительность труда различными методами, оценивать факторы и резервы роста производительности труда.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
- методами изучения затрат рабочего времени;
- методами нормирования труда в процессе выполнения работы, изготовления продукции, осуществления услуг;
- практическими навыками разработки мероприятий в части рационального использования и развития человеческих ресурсов.
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Труд как основа развития общества и важный фактор производства (2 часа)
1. Понятие, содержание, характер, функции труда.
2. Роль труда в развитии человека и общества. Социальные функции труда.
3. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. Движение и использование трудовых ресурсов.
4. Потребности и трудовой потенциал человека. Компоненты трудового потенциала. Человеческий капитал.
5. Решение задач.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое труд, какова его роль в развитии человека и общества?
2. Каковы основные функции труда?
3. Какие виды труда Вы можете выделить, в чем их специфика?
4. Каковы основные формы трудовой деятельности?
5. Охарактеризуйте труд как процесс.
6. Раскройте сущность основных понятий, связанных с трудом.
7. Что общего и чем отличаются понятия «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий капитал»?
Основная литература
1. Кибанов А.Я. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. М.: Проспект, 2012. - 64 с.
2. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Баткаева И.А. Экономика и социология труда [Гриф УМО]. М.: Инфра-М, 2010. - 592 с.
3. Леженкина Т.И. Научная организация труда персонала. М.: Университетская серия, 2010. -232 с.
4. Попова Н. В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. М.: Финпресс 2011, - 176 с.
5. Рофе А.И. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: МИК, 2010. -420 с.
6. Рофе А.И. Экономика труда: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. И. Рофе. - 2-е изд., стер. М.: КноРус, 2011. - 392 с.
7. Тихомирова Т. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учеб. Пособие [Гриф УМО] / Т. П. Тихомирова, Е. И. Чучкалова. –Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т», 2008. – 185 с. Режим доступа: https://window.edu.ru/resource/586/75586, 2011 г.
Дополнительная литература
1. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов 8-е издание, испр. и доп. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2009. – 464 с.
2. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
3. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 224 с.
Тема 2. Основы научной организации труда (4 часа)
1. Сущность и значение организации труда. Задачи и основные направления организации труда.
2. Принципы и методы организации труда. Показатели эффективности труда.
3. Формы организации труда на предприятии, в организации.
4. Разделение и кооперация труда руководителей, специалистов и служащих.
5. Решение задач.
Вопросы для самопроверки:
1. Какова связь между организацией труда и его производительностью?
2. Перечислите принципы и методы организации труда. Какие из методов, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в современных условиях работы предприятий и организаций?
3. Раскройте сущность и значение форм организации труда. Дайте их сравнительную характеристику.
4. Какова взаимосвязь между разделением и кооперацией труда?
Основная литература
1. Кибанов А.Я. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. М.: Проспект, 2012. - 64 с.
2. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Баткаева И.А. Экономика и социология труда [Гриф УМО]. М.: Инфра-М, 2010. - 592 с.
3. Леженкина Т.И. Научная организация труда персонала. М.: Университетская серия, 2010. -232 с.
4. Попова Н. В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. М.: Финпресс 2011, - 176 с.
5. Рофе А.И. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: МИК, 2010. -420 с.
6. Рофе А.И. Экономика труда: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. И. Рофе. - 2-е изд., стер. М.: КноРус, 2011. - 392 с.
7. Тихомирова Т. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учеб. Пособие [Гриф УМО] / Т. П. Тихомирова, Е. И. Чучкалова. –Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т», 2008. – 185 с. Режим доступа: https://window.edu.ru/resource/586/75586, 2011 г.
Дополнительная литература
1. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учебно-методическое пособие / В.П. Пашуто. – 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2007. –320 с.
2. Суетина Л.М. Значение, функции и задачи нормирования труда в условиях рыночной экономика. М.: НИИ труда, 1996 – 161 с.
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197 – ФЗ (в редакции от 30.06.2006г) Екатеринбург: Изд – во АМБ, 2006.