ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление:

- об особенностях научного знания, как знания с основаниями;

- о формальной и содержательной аспектах знания;

- о различии логического и гносеологического;

- о теоретических моделях и их релевантности с реальностью.

Знать:

- основные законы и правила теоретических рассуждений;

- логические основания выводного знания;

- теорию силлогизма;

- концепции индуктивной логики и вероятностных умозаключений;

- синтаксические, семантические и прагматические аспекты функционирования языка.

 

Уметь:

- выявлять преднамеренные или непреднамеренные логические ошибки в рассуждениях и устранять их;

- строить свои рассуждения и утверждения в соответствии стандартами и нормами логики;

- проводить анализ логических и лингвистических парадоксов, определять пределы их теоретической корректности, или логические способы их элиминации.

Овладеть компетенциями: научно обоснованными теоретическими и практическими навыками принятия решений в профессиональной деятельности.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Лекции

№ п/п Тема лекции Краткое содержание Кол. часов О/З/С
1. Предмет и значение логики. Логика как наука о формах и законах правильного мышления. Понятие логической формы. Логический закон. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений 2/1/1
2. Логика и язык .Язык как знаковая система. Функции языка. Языки естественные и искусственные. Логический анализ языка как средство выявления логических форм. Понятие знака. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные аспекты: синтаксис, семантика, прагматика. Семантические категории языка. Дескриптивные и логические термины. Понятие о языке логики высказываний.   2/1/1
3. Понятие. Понятие как форма мышления. Логическая характеристика понятий – содержание и объём. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятий. Виды понятий. Отношение между понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Классификация и её виды. Определение. 2/2/2
4. Суждение. Суждение: общая характеристика. Суждение, высказывание и предложение. Простые и сложные суждения. Простые суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений: атрибутивное суждение с отношениями, экзистенциальные суждения. Категорические суждения и их виды. Распределенность терминов в категорических суждениях.   2/2/2
5. Умозаключение. Умозаключение как логическая форма выведения нового суждения из одного или нескольких предшествующих суждений. Структура умозаключения: посылки, заключение. Понятие логического следования. Простой категорический силлогизм. Термины силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Общие правила силлогизма и специальные правила фигур. Общая характеристика индуктивных умозаключений. Демонстративные индуктивные умозаключения. Полная индукция 2/2/2
6. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория. Гипотеза как форма развития знания. Гипотеза предположения, версия. Виды гипотез: общие и частные. Условия отбора предпочтительных гипотез. Способы подтверждения гипотез. Доказательство и опровержение гипотез. 2/0/0
7. Логические и социально-психологические основы теории аргументации. . Логические основы аргументации. Понятия «доказательство», «опровержение». Виды доказательства: прямое, непрямое. Способы опровержения: опровержения тезиса, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Правила и возможные ошибки в процедурах обоснования: правила по отношению к тезису, правила по отношению к аргументам, правила относительно формы доказательства; Социально-психологические аспекты аргументации. Спор и дискуссии как разновидности аргументации Уловки споров и способы их нейтрализации. Рационализация споров: понятие о стратегии и тактике споров. Спор и дискуссии как разновидности аргументации. Понятия «спор», «дискуссия». Виды споров. Уловки споров и способы их нейтрализации. Стратегия и тактика спора. 2/0/0
итого 14/8/8

Практические занятия

№ п/п Тема занятия Краткое содержание Кол. часов О/З/С
  Предмет логики. 1. Мышление как предмет изучения логики. а) абстрактное мышление в структуре познания; б) понятие логической формы; в) истинность мысли и формальная правильность рассуждений. 2. Этапы становления и развития логики как науки а) Аристотель – основоположник традиционной логики; б) основные логические идеи Лейбница; в) роль логических работ Дж.Буля и Г.Фреге в становлении символической логики; 3. Значение логики: а) теоретическое; б) практическое. 2/0/0
  Логика и язык. 1.Язык как знаковая система. а) функции языка; б) языки естественные и искусственные; в) логический анализ языка как средство выявления логических форм; 2. Понятие знака. а) предметное и смысловое значение языковых выражений; б) основные аспекты: синтаксис, семантика, прагматика; 3. Семантические категории языка. а) дескриптивные и логические термины; б) понятие о языке логики высказываний. 2/0/0
3. Основные законы (принципы) правильного мышления. 1. Основные черты правильного мышления. а)определенность; б)последовательность; в) непротиворечивость; г) доказательность. 2. Основные законы традиционной логики: а) закон тождества; б) закон непротиворечия; в) закон исключенного третьего; г) закон достаточного основания. 2/0/0
  4. Понятие.(1ый семинар ) 1. Понятие как форма мышления: а) выражение понятий в языке; б) логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение; 2.Содержание и объем понятия. а) признаки предметов и их виды; свойства и отношения как признаки; б) объем понятия; в) логический и фактический объемы и содержания понятий; г) закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. 3.Виды понятий: а) пустые и непустые; общие и единичные; б) конкретные и абстрактные; в) относительные и безотносительные; г) положительные и отрицательные; д) собирательные и несобирательные. 2/0/0
5. Понятие.(2ой семинар) 1. Отношения между понятиями. а) сравнимые и несравнимые понятия; совместимые и несовместимые понятия; б) типы совместимости: равнозначность, перекрещивание(пересечение), подчинение (отношение рода и вида); в) типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие; г) круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями. 2.Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. а) обобщение и ограничение понятий; б) логическая структура деления; в) виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление; г) правила и возможные ошибки в делении; д) классификация и ее виды. 3.Определение понятий. а) структура определения; б) виды определений: явные и неявные; реальные и номинальные; в) правила определений; г) возможные ошибки в определении 2/0/0
6. Суждение.(1ыйс семинар ) 1. Суждение как форма мысли. а) суждение и предложение; б) простые и сложные суждения: общая характеристика: 2.Состав простого суждения. а) виды простых суждений: атрибутивные, суждения с отношениями, суждения существования (экзистенциальные); б) категорические суждения и их виды (деления по количеству и качеству, объединенная классификация по количеству и качеству); в) распределенность терминов в категорических суждениях; г) круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях; 2/1/1
7. Суждение. (2ый семинар) 1. Сложное суждение и его виды. а) образование сложных суждений из простых с помощью логических связок; б) условия истинности сложных суждений; 2.Отношение между суждениями по истинности. а) отношение совместимости; б) отношение несовместимости; в) «логический квадрат». 3. Деление суждений по модальности. а) алетическая модальность: необходимость, возможность, случайность; б) деонтическая модальность: обязательно, разрешено, запрещено, безразлично; в) эпистемическая модальность: знает, верит, убежден, сомневается. 2/0/0
8. Умозаключение. (1ый семинар) 1. Общее понятие об умозаключении. а) структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением; б) понятие логического следования; в) виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии. 2.Простой категорический силлогизм. а) состав силлогизма; б) фигуры и модусы силлогизма; в) общие правила силлогизма и специальные правила фигур. 2/1/1
9. Умозаключение. (2ый семинар) 1. Индуктивные умозаключения. а) понятие индуктивного умозаключения; связь индукции с опытным обобщением; б) виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция; в) виды неполной индукции: популярная индукция, научная индукция. 2.Индуктивные методы установления причинных зависимостей. а) метод сходства; б) метод различия; в) объединенный метод сходства и различия; г) метод сопутствующих изменений; д) метод остатков. 3.Умозаключения по аналогии. а) структура умозаключения по аналогии; б) виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений; в) аналогия – логическая основа метода моделирования в науке. 2/0/0
10. Логические и социально-психологические основы теории аргументации. 1. Логические основы аргументации. а) понятия «доказательство», «опровержение»; б) виды доказательства: прямое, непрямое; в) способы опровержения: опровержения тезиса, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации; г) правила и возможные ошибки в процедурах обоснования: правила по отношению к тезису, правила по отношению к аргументам, правила относительно формы доказательства; 2 Социально-психологические аспекты аргументации. а) спор и дискуссии как разновидности аргументации б) уловки споров и способы их нейтрализации; в) рационализация споров: понятие о стратегии и тактике споров. 3. Спор и дискуссии как разновидности аргументации. а)понятия «спор», «дискуссия». Виды споров. б) уловки споров и способы их нейтрализации; в) стратегия и тактика спора. 2/0/0
11. Проблема. Гипотеза. Теория. 1. Проблема и ее роль в познании. а) понятие проблемной ситуации; б) вопрос как форма выражения проблемы; в) логика вопросов и ответов. 2.Гипотеза как форма развития знания. а) понятие гипотезы; б) виды гипотез. Понятие рабочей гипотезы; в) способы подтверждения гипотез; 3. Теория как форма знания. а) состав теорий; б) виды теорий; г) истинность теорий.   2/0/0
ИТОГО: 22/2/2

 

Самостоятельная работа

 

№ п/п Содержание самостоятельной работы Кол. часов О/З/С Форма контр.
  Основные законы традиционной логики.   4/ 2/6 семинар; доклад, контр. работа.
  Доказательство. Правила проведения доказательства и возможные ошибки в доказательстве.   6/6/12 семинар; доклад, контр. работа.
3. Софизмы, паралогизмы и парадоксы. 2/2/6 реферат, реферат, доклад
4. Аргументация как вид деятельности: спор, полемика, дискуссии, переговоры.   6/4/10 семинар, доклад, контр. работа.
5. Условные и условно-разделительные силлогистические умозаключения.   10/10/12 доклад; доклад; доклад.
6. Понятие дилеммы. Методы и приемы анализа дилемм. 6/4/8 реферат; реферат; реферат.
7. Индуктивные умозаключения 10/6/16 реферат; контр. работа; контр. работа.
ИТОГО: 44/34/70  

ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.

  Наименование тем
  Учебным планом не предусмотрены

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: