ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление:
- об особенностях научного знания, как знания с основаниями;
- о формальной и содержательной аспектах знания;
- о различии логического и гносеологического;
- о теоретических моделях и их релевантности с реальностью.
Знать:
- основные законы и правила теоретических рассуждений;
- логические основания выводного знания;
- теорию силлогизма;
- концепции индуктивной логики и вероятностных умозаключений;
- синтаксические, семантические и прагматические аспекты функционирования языка.
Уметь:
- выявлять преднамеренные или непреднамеренные логические ошибки в рассуждениях и устранять их;
- строить свои рассуждения и утверждения в соответствии стандартами и нормами логики;
- проводить анализ логических и лингвистических парадоксов, определять пределы их теоретической корректности, или логические способы их элиминации.
Овладеть компетенциями: научно обоснованными теоретическими и практическими навыками принятия решений в профессиональной деятельности.
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
Лекции
№ п/п | Тема лекции | Краткое содержание | Кол. часов О/З/С |
1. | Предмет и значение логики. | Логика как наука о формах и законах правильного мышления. Понятие логической формы. Логический закон. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений | 2/1/1 |
2. | Логика и язык | .Язык как знаковая система. Функции языка. Языки естественные и искусственные. Логический анализ языка как средство выявления логических форм. Понятие знака. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные аспекты: синтаксис, семантика, прагматика. Семантические категории языка. Дескриптивные и логические термины. Понятие о языке логики высказываний. | 2/1/1 |
3. | Понятие. | Понятие как форма мышления. Логическая характеристика понятий – содержание и объём. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятий. Виды понятий. Отношение между понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Классификация и её виды. Определение. | 2/2/2 |
4. | Суждение. | Суждение: общая характеристика. Суждение, высказывание и предложение. Простые и сложные суждения. Простые суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений: атрибутивное суждение с отношениями, экзистенциальные суждения. Категорические суждения и их виды. Распределенность терминов в категорических суждениях. | 2/2/2 |
5. | Умозаключение. | Умозаключение как логическая форма выведения нового суждения из одного или нескольких предшествующих суждений. Структура умозаключения: посылки, заключение. Понятие логического следования. Простой категорический силлогизм. Термины силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Общие правила силлогизма и специальные правила фигур. Общая характеристика индуктивных умозаключений. Демонстративные индуктивные умозаключения. Полная индукция | 2/2/2 |
6. | Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория. | Гипотеза как форма развития знания. Гипотеза предположения, версия. Виды гипотез: общие и частные. Условия отбора предпочтительных гипотез. Способы подтверждения гипотез. Доказательство и опровержение гипотез. | 2/0/0 |
7. | Логические и социально-психологические основы теории аргументации. | . Логические основы аргументации. Понятия «доказательство», «опровержение». Виды доказательства: прямое, непрямое. Способы опровержения: опровержения тезиса, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Правила и возможные ошибки в процедурах обоснования: правила по отношению к тезису, правила по отношению к аргументам, правила относительно формы доказательства; Социально-психологические аспекты аргументации. Спор и дискуссии как разновидности аргументации Уловки споров и способы их нейтрализации. Рационализация споров: понятие о стратегии и тактике споров. Спор и дискуссии как разновидности аргументации. Понятия «спор», «дискуссия». Виды споров. Уловки споров и способы их нейтрализации. Стратегия и тактика спора. | 2/0/0 |
итого | 14/8/8 |
Практические занятия
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Кол. часов О/З/С |
Предмет логики. | 1. Мышление как предмет изучения логики. а) абстрактное мышление в структуре познания; б) понятие логической формы; в) истинность мысли и формальная правильность рассуждений. 2. Этапы становления и развития логики как науки а) Аристотель – основоположник традиционной логики; б) основные логические идеи Лейбница; в) роль логических работ Дж.Буля и Г.Фреге в становлении символической логики; 3. Значение логики: а) теоретическое; б) практическое. | 2/0/0 | |
Логика и язык. | 1.Язык как знаковая система. а) функции языка; б) языки естественные и искусственные; в) логический анализ языка как средство выявления логических форм; 2. Понятие знака. а) предметное и смысловое значение языковых выражений; б) основные аспекты: синтаксис, семантика, прагматика; 3. Семантические категории языка. а) дескриптивные и логические термины; б) понятие о языке логики высказываний. | 2/0/0 | |
3. | Основные законы (принципы) правильного мышления. | 1. Основные черты правильного мышления. а)определенность; б)последовательность; в) непротиворечивость; г) доказательность. 2. Основные законы традиционной логики: а) закон тождества; б) закон непротиворечия; в) закон исключенного третьего; г) закон достаточного основания. | 2/0/0 |
4. | Понятие.(1ый семинар ) | 1. Понятие как форма мышления: а) выражение понятий в языке; б) логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение; 2.Содержание и объем понятия. а) признаки предметов и их виды; свойства и отношения как признаки; б) объем понятия; в) логический и фактический объемы и содержания понятий; г) закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. 3.Виды понятий: а) пустые и непустые; общие и единичные; б) конкретные и абстрактные; в) относительные и безотносительные; г) положительные и отрицательные; д) собирательные и несобирательные. | 2/0/0 |
5. | Понятие.(2ой семинар) | 1. Отношения между понятиями. а) сравнимые и несравнимые понятия; совместимые и несовместимые понятия; б) типы совместимости: равнозначность, перекрещивание(пересечение), подчинение (отношение рода и вида); в) типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие; г) круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями. 2.Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. а) обобщение и ограничение понятий; б) логическая структура деления; в) виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление; г) правила и возможные ошибки в делении; д) классификация и ее виды. 3.Определение понятий. а) структура определения; б) виды определений: явные и неявные; реальные и номинальные; в) правила определений; г) возможные ошибки в определении | 2/0/0 |
6. | Суждение.(1ыйс семинар ) | 1. Суждение как форма мысли. а) суждение и предложение; б) простые и сложные суждения: общая характеристика: 2.Состав простого суждения. а) виды простых суждений: атрибутивные, суждения с отношениями, суждения существования (экзистенциальные); б) категорические суждения и их виды (деления по количеству и качеству, объединенная классификация по количеству и качеству); в) распределенность терминов в категорических суждениях; г) круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях; | 2/1/1 |
7. | Суждение. (2ый семинар) | 1. Сложное суждение и его виды. а) образование сложных суждений из простых с помощью логических связок; б) условия истинности сложных суждений; 2.Отношение между суждениями по истинности. а) отношение совместимости; б) отношение несовместимости; в) «логический квадрат». 3. Деление суждений по модальности. а) алетическая модальность: необходимость, возможность, случайность; б) деонтическая модальность: обязательно, разрешено, запрещено, безразлично; в) эпистемическая модальность: знает, верит, убежден, сомневается. | 2/0/0 |
8. | Умозаключение. (1ый семинар) | 1. Общее понятие об умозаключении. а) структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением; б) понятие логического следования; в) виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии. 2.Простой категорический силлогизм. а) состав силлогизма; б) фигуры и модусы силлогизма; в) общие правила силлогизма и специальные правила фигур. | 2/1/1 |
9. | Умозаключение. (2ый семинар) | 1. Индуктивные умозаключения. а) понятие индуктивного умозаключения; связь индукции с опытным обобщением; б) виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция; в) виды неполной индукции: популярная индукция, научная индукция. 2.Индуктивные методы установления причинных зависимостей. а) метод сходства; б) метод различия; в) объединенный метод сходства и различия; г) метод сопутствующих изменений; д) метод остатков. 3.Умозаключения по аналогии. а) структура умозаключения по аналогии; б) виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений; в) аналогия – логическая основа метода моделирования в науке. | 2/0/0 |
10. | Логические и социально-психологические основы теории аргументации. | 1. Логические основы аргументации. а) понятия «доказательство», «опровержение»; б) виды доказательства: прямое, непрямое; в) способы опровержения: опровержения тезиса, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации; г) правила и возможные ошибки в процедурах обоснования: правила по отношению к тезису, правила по отношению к аргументам, правила относительно формы доказательства; 2 Социально-психологические аспекты аргументации. а) спор и дискуссии как разновидности аргументации б) уловки споров и способы их нейтрализации; в) рационализация споров: понятие о стратегии и тактике споров. 3. Спор и дискуссии как разновидности аргументации. а)понятия «спор», «дискуссия». Виды споров. б) уловки споров и способы их нейтрализации; в) стратегия и тактика спора. | 2/0/0 |
11. | Проблема. Гипотеза. Теория. | 1. Проблема и ее роль в познании. а) понятие проблемной ситуации; б) вопрос как форма выражения проблемы; в) логика вопросов и ответов. 2.Гипотеза как форма развития знания. а) понятие гипотезы; б) виды гипотез. Понятие рабочей гипотезы; в) способы подтверждения гипотез; 3. Теория как форма знания. а) состав теорий; б) виды теорий; г) истинность теорий. | 2/0/0 |
ИТОГО: | 22/2/2 |
Самостоятельная работа
№ п/п | Содержание самостоятельной работы | Кол. часов О/З/С | Форма контр. |
Основные законы традиционной логики. | 4/ 2/6 | семинар; доклад, контр. работа. | |
Доказательство. Правила проведения доказательства и возможные ошибки в доказательстве. | 6/6/12 | семинар; доклад, контр. работа. | |
3. | Софизмы, паралогизмы и парадоксы. | 2/2/6 | реферат, реферат, доклад |
4. | Аргументация как вид деятельности: спор, полемика, дискуссии, переговоры. | 6/4/10 | семинар, доклад, контр. работа. |
5. | Условные и условно-разделительные силлогистические умозаключения. | 10/10/12 | доклад; доклад; доклад. |
6. | Понятие дилеммы. Методы и приемы анализа дилемм. | 6/4/8 | реферат; реферат; реферат. |
7. | Индуктивные умозаключения | 10/6/16 | реферат; контр. работа; контр. работа. |
ИТОГО: | 44/34/70 |
ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.
Наименование тем | |
Учебным планом не предусмотрены |