Урок 11. Балты на территории Беларуси




 

Задачи:

обучения: сформировать у учеников представление о заселении балтскими племенами белорусских земель;

развития: создать условия для формирования у учащихся умений локализации соответствующих явлений и процессов на исторической карте, определения времени и продолжительности исторических событий, а также содержания исторических понятий;

воспитания: воспитывать у школьников почтительное отношение к балтам как предкам современных соседей белорусов.


Оборудование: карта «Бронзовый век...», атлас (4 кл.), учебное пособие, ра­бочая тетрадь.

 

ХОД УРОКА

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

После проведения урока обобщения по материалу раздела I це­лесообразно провести промежуточную проверку знаний учеников, чтобы выявить степень усвоения ими знаний по истории Беларуси древнейших времен. Желательно использовать для этого тесты. Они позволяют включить большой объем учебного материала и при этом сэкономить время.

Школьникам раздаются карточки с тестовыми заданиями.

 

Вариант I

1. Время проникновения первобытного человека на территорию Бела­руси:

а) 100—35 тыс. лет назад;

б) 95—10 тыс. лет назад;

в) 40—35 тыс. лет назад.

2. Сторона света, с которой ледник пришел на территорию Беларуси

3. а)запад; б) восток; в)север.

4. Река, на которой находилась самая древняя на белорусских землях стоянка человека:

а) Нёман; б) Припять', в) Днепр.

5. Название самого древнего орудия земледелия первобытных людей- а) соха; б) рало; в) мотыга.

6. Название наидревнейшего коллектива первобытных людей:

а) стадо;

б) родовая община;

в) большая патриархальная семья.

7. Занятие, относящееся к присваивающему хозяйству:

а) земледелие; б) собирательство; в) животноводство.

8. Название поселений людей, возникших в каменном веке: а) стоянка; б) селище; в) Городище.

9. Наиболее эффективный тип земледелия:

а) мотыжное; б) подсечно-огневое; в) пахотное.

10. Название древней печи для выплавки железа:

а) каменка; б)домница; в) мазанка.

10. Причина деления людей на богатых и бедных:

а) вооруженные стычки;

б) использование кремневых орудий труда;

в) возникновение имущественного неравенства.

Вариант II

1. Время существования первой стоянки первобытных людей на тер­ритории Беларуси:

а) 40—35 тыс. лет назад;

б) 24 тыс. лет назад;

в) 21 тыс. лет назад.

2. Основное направление заселения территории Беларуси первобыт­ными людьми:

а) южное; б) северное; в) восточное.

3. Река, на которой находилась вторая по счету стоянка первобытного человека на белорусских землях: а) Западная Двина; б) Березина; в)Сож.

4. Название самого древнего орудия охоты первобытных людей: а) лук; б) копье; в) палка-копалка.

5. Название сообщества людей, появившегося после первобытного человеческого стада:

а) большая патриархальная семья;

б) материнская родовая община;

в) соседская община.

6. Занятие, относящееся к производящему хозяйству: а) животноводство; б) охота; в) собирательство.

7. Название поселений людей, возникших в конце бронзового и начале железного века:

а) селище; б) городище; в) стоянка.

8. Вещество, образовывающееся в результате плавки железной руды: а) олово; б) медь; в) крица.

9. Роль украшений первобытных людей:

а) погребальная вещь;

б) амулет (оберег);

в) предмет обмена.

10. Результат расслоения первобытного общества:

а) возникновение религиозных верований;

б) формирование отцовского рода;

в) строительство городищ.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Начинается изучение истории белорусских земель в Средние века. В связи с этим следует напомнить ученикам о периодизации Средне­вековья. Затем учитель предлагает школьникам отправиться в путе­шествие по страницам истории Беларуси в Средние века. Для этого достаточно обратиться к содержанию учебного пособия (разделы II и III) на с. 142—143. Учащиеся читают названия указанных параграфов, а учитель комментирует исторические события.

После экскурса в историю Средневековья учитель знакомит шести­классников с темой урока и определяет задачи ее изучения. В качестве учебной проблемыпред лагается определить особенности хозяйства байтов.

1. Территория расселения. Учитель обращает внимание на термин «балты» и предлагает ученикам дать ему определение. Правильностьопределения проверяется по словарю на с. 135 учебного пособия, после чего учащиеся записывают определение в тетради. Учитель уточняет что история балтов связана с расселением индоевропейцев, и предлагает напомнить, кто они такие. Выполняется тестовое задание 1 на с. 135/32 рабочих тетрадей. Затем учитель знакомит школьников с расселением балтов. Учащиеся работают с атласом (с. 8-9), а учитель пользуется вставкой в карту «Бронзовый век».

Далее учитель обращает внимание на популярное историческое выражение «золотой век» и предлагает ученикам записать в тетради его определение. Золотой век — это период расцвета или наивысшего подъема в развитии. Балты переживали его во II-V вв. н. э., перед при­ходом славян. Шестиклассники выполняют задания 2 и 3 на с. 135/32- 33 рабочих тетрадей.

2. Племена балтов. Внимание школьников акцентируется на причи­нах, которые привели к разделению балтов на три этнические группы. Для лучшего запоминания данных причин учениками заполняется приведенная ниже графическая схема на основе ознакомления с мате­риалом п. 2 на с. 39 учебного пособия.

Вторую часть материала п. 2 учащиеся изучают самостоятельно, пользуясь картой на с. 38 учебного пособия.

3. Селища балтов на территории Беларуси. С этим материалом школьники работают самостоятельно. Затем учитель проводит с ними беседу по следующим вопросам:

1. Какие типы поселений существовали у балтов?

2. Что представляли собой их селища?

3. Какие укрепления имели городища?

4. Существовали ли у балтов города?

5. Как строили балты полуземлянки?

6. Какую конструкцию имели их наземные строения?

7. Как отапливалось жилье балтов?

Ученики выполняют задание 5 на с. 136/33 рабочих тетрадей. Далее учитель предлагает шестиклассникам открыть атласы (с. 8) и ознакомиться с рисунком. Дается план, по которому учащиеся опи­сывают этот рисунок:

1. количество строений и хозяйственных построек;

2. материал, из которого они сделаны;

3. конструкция стен и крыш;

4. размещение строений;

5. внешняя ограда селищ.

4. Хозяйство, торговля. Этот материал состоит из двух частей. О хозяйстве рассказывает учитель. После этого ученикам предлагается разрешить учебную проблему путем выполнения практической работы, связанной с систематизацией материала.

Практическая работа

Задание 1. Заполнить таблицу на основе ознакомления с материалом п. 4 учебного пособия и сделать вывод.

Хозяйственная деятельность балтов
земледелие животноводство хозяйство
     

Задание 2. Сделать вывод о том, какое занятие преобладало у балтов и какое природное ископаемое стало предметом их торговли.

В этом учащимся помогут задания 4,6 и 8 на с. 136—137/33—34 ра­бочих тетрадей. При их выполнении от школьников потребуется умение реконструировать процесс получения железа (крицы) в печи-домнице и определить производящий характер хозяйства у древних балтов, о чем свидетельствуют топор и серп. Значит, у балтов существовалоподсечно- огневое земледелие.

Затем учитель использует карту «Бронзовый век...». В ней имеется вставка, на которой указаны месторождения янтаря и регионы, куда он направлялся. Основная часть карты используется для показа ученикам белорусского ответвления «янтарного пути».

С материалом последних трех абзацев п. 4 школьники при наличии учебного времени работают самостоятельно.

5. Искусство и ремесла. Этот материал объясняет сам учитель. Под запись дается определение понятию «натуральное хозяйство», которого нет в словаре. Натуральное хозяйство — это тип хозяйственной деятельности, при котором жители селища полностью обеспечивали себя всем необходимым для жизни и все, что изготавливали в своем хозяйстве, потребляли.

Объяснение материала продолжается. Учитель отмечает, что во вто­рой половине 1-го тыс. н. э. на земли, где жили балты, пришли славяне. С приходом славян балтекое наследие не было забыто. Далее учитель перечисляет, что славяне заимствовали у балтов.


III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Для закрепления материала ученикам можно предложить заполнить приведенную ниже схему.

В конце урока ведется работа с историческим фрагментом о балтах. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1. Каковы отличительные особенности религии древних балтов?

2. Как относились балты к земледелию?

3. Как вы оцениваете уровень развития ремесла у балтов? При ответе сошлитесь на янтарь.

Выполняется задание 7 на с. 136/34 рабочих тетрадей. Ответ школь­ников основывается на свидетельствах рижского историка Тацита, приведенных на с. 42 учебного пособия. Изображение кабана являлось определяющим знаком культа древних балтов.

IV. РЕФЛЕКСИЯ

Ученикам предлагается высказать свое мнение относительно того, удалось ли определить особенности хозяйства балтов путем заполнения таблицы и работы с историческими картами и атласом. Для этого можно использовать следующие вопросы:

1. В чем вы видите пользу исторической карты?

2. Усвоили ли вы правила показа различных объектов на карте?

3. Каким образом вы используете легенду карты?

4. Умеете ли вы комментировать свой показ на карте? Каким образом вы это делаете?

Учитель подводит итоги урока. При необходимости школьникам выставляются отметки за работу.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Общее: § 8.

Подготовительное: повторить п. 1 § 4 в учебном пособии по истории Бела­руси и п. 1 § 15 в учебном пособии по всемирной истории.

Краеведческое: подготовить сообщение о происхождении названия местной речки, озера, населенного пункта или урочища (леса).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: