Контрреформация в Беларуси




УРОК 9

Цели урока

• обучающая: содействовать конкретизации знаний учащихся

о Контрреформации, ее особенностях в Беларуси, деятельности ор­дена иезуитов и ее итогах, в том числе через установление внутри­предметных связей со всемирной историей;

• развивающая: способствовать развитию умений характеризо­вать и сравнивать исторические явления, определять последователь­ность событий, раскрывать причинно-следственные связи между ними, конкретизировать исторические понятия;

• воспитательная: создать условия для воспитания конфессио­нальной и национальной толерантности учащихся.

Тип урока - комбинированный.

Примерный ход урока

На этапе проверки домашнего задания учащимся можно предло­жить следующие вопросы и задания:

• дайте определение понятиям (в ходе фронтальной беседы, или понятийного диктанта, или для выполнения в письменном виде на индивидуальных карточках): Реформация, религиозная то­лерантность, еретик, кальвинизм, сбор, арианство, евангелики, госпиталь;

• кратко расскажите, кем были: Мартин Лютер, Феодосий Косой, Жан Кальвин, Н. Радзивилл Черный, Симон Будный, Якуб из Калиновки, Василий Тяпинский;

• охарактеризуйте предпосылки реформационного движения в Беларуси;

• объясните причинно-следственную связь в логической цепочке:


 

• заполните сравнительную таблицу и сделайте свои выводы:
Параметры сравнения Кальвинизм Арианство
Общие черты    
Основные отличия    
Главные представители    

 

 

• рассмотрите изображение С. Будного на с. 49 и определите, по каким причинам иезуиты поместили его портрет в аду в кипя­щей сере как грешника;

• перечислите и попробуйте оценить основные итоги Реформации.

В случае, если имеется достаточное количество времени, учитель

может предложить учащимся для выполнения два задания по анали­зу содержания исторических документов:

1. Дайте обоснованный ответ на вопрос Якуба из Калиновки: «Х1ба можнаназваць хрысцянск1м тоеграмадства, дзелюдзiвалодаюцьнявольнiкамi?”. Было ли таким общество ВКЛ? Определите, чьи интересы выражал этот религиозно-общественный деятель.

2. Прочитайте отрывок из «Катехизиса» С. Будного и ответьте на вопросы:

• какими были взгляды автора документа на войну?

• можно ли считать С. Будного гуманистом? При ответе опирай­тесь на текст источника.

«...не кожнайвайнехрысцiянiнслужыцьможа, бо часта вайнабываенесправядлiвая. Так, калiтыранальбомучыцель якiгорды, не прыпыняючыся на сваём панстве, чужыягарады, княстваальбозямлю сваю забграе, такой вай­неслужыцьхрысщянiну не трэба, бо такая вайнаёсць разбой. А хто б там чалавека, нават не хрысщянiна, забiу, альбопакрыудзiу, той супрацьшостага слова Божагазабойстваспоушу...»

(Из истории философской и общественно-политической мысли Белорус­сии. Избранные произведения XVI - начала Х1Х в. Минск, 1962. С. 53)

Этап изучения нового материала целесообразно начать с актуали­зации имеющихся у учащихся знаний из курса всемирной истории о Контрреформации в Западной Европе:

• Вспомните, что такое Контрреформация? Каковы были ее при­чины?

• Кем и когда был основан орден иезуитов? Каковы были его цели и методы деятельности?

• Какие наиболее яркие проявления Контрреформации в Запад­ной Европе вы помните? Какое значение имеет выражение «Варфоломеевская ночь»?

• В каких странах Западной Европы Контрреформация победи­ла, а в каких утвердились протестантские церкви? (В случае за­труднения учащихся при ответе можно использовать учебную историческую карту «Распространение Реформации в Европе» или «Реформация и религиозные войны в Европе».)

При успешном проведении актуализации изучение п. 1 «Дея­тельность иезуитов» можно начать непосредственно с появления и направлений деятельности ордена на территории ВКЛ. В против­ном случае учителю рекомендуется кратко напомнить смежный ма­териал из всемирной истории или порекомендовать учащимся обра­титься к содержанию первых двух абзацев п. 1 и исторической справ­ке на с. 52.

До начала изучения учащимся можно задать проблемный вопрос: «Почему Симон Будный называл иезуитов «чертовым семенем?», создав тем самым необходимую для эффективного усвоения мате­риала учебную ситуацию. Аргументированный ответ учащиеся смо­гут дать после изучения нового материала.

Главное, что необходимо усвоить учащимся - это направления деятельности ордена иезуитов и особенности Контрреформации в ВКЛ. Их выделению может способствовать рассказ учителя и за­пись этих направлений в тетради или самостоятельная работа уча­щихся с текстом учебного пособия. Можно предложить учащимся по­думать, почему деятельность ордена пользовалась поддержкой коро­левской власти. Особое внимание следует обратить на особенности Контрреформации в ВКЛ: она не приобрела такой жестокости, кото­рая наблюдалась в Западной Европе (пусть учащиеся попробуют объяснить почему) и тот факт, что Контрреформация в княжестве была направлена не только против протестантской, но и против пра­вославной церкви. Десятки магнатских семей, которые ранее из пра­вославия перешли в протестантизм, в ходе Контрреформации обра­тились в католичество.Для иллюстрации данного факта учитель мо­жет использовать фрагмент из «Фриноса» М. Смотрицкого (рубрика «Материалы исторических и литературных источников», с. 55). Кро­ме этого римские папы рассматривали земли ВКЛ в качестве плац­дарма для дальнейшего проникновения католицизма на восток.

Далее предлагается дополнительный материал об условиях и осо­бенностях обучения в иезуитских коллегиумах на примере Полоцко­го учебного заведения, который учитель может использовать при рас­крытии содержания пункта «Деятельность иезуитов».

Асабл1васць навучання у Полацюм езу1цк1м калег1уме.

Мяркуючы па гадавыхсправаздачахкалегiумау, навучанне умалодшыхкласах, пакульхлопчыкi не зусiм вольна пачувалтя у лацте, прынама да ся-рэдзты XVII стагоддзя, шло па-беларуску. 3 1584 г. старабеларускаямовавыкладалася у Полацтмкалеггуме як самастойнаядысцыплта. Потымпрыйшла польская мова, ботакхацела сама апалячаная шляхта. Але iпазней у навучальнайпраграмепрысуттчауадмысловы курс беларускай, щ, як янаназываеццаудакументахкалегiума, «заходнерускай», мовы. Сам статут Та-варыстваIсусавымагау, каб, прыбываючы у чужую крату, сябрыордэна ад- разу авалодвалiяемовайiвялi на ёйпрацу.

НавучэнцыПолацкагакалегiума у першымгiмназiчнымкласе шмат часу прысвячалiлацте - мовеусёйадукаванайЕуропы. Яны займатсяграматы-кай, чыталiвыбраныялттыЦыцэрона, подступайся да старажытнагрэча- скай. Праграмадругогакласаускладнялася: творыЮлiяЦэзара, «Журбот-ныяэлеги» Авiдзiя. Трэщклас: тонкасщлацтскайграматыт, Цыцэронавапрамова «Аб сяброустве», «Энеiда» Вергшя, байт Эзопа. Новая прыступканазываеццакласампаэтыт. Узровеньведау ужо дазваляенамчытацьантыч-ныхгтторыкау, оды Гарацыя, урыуш з Геаёда, Феагтдадытшыхлюбамуд- рыхгрэкау. Завяршаегiмназiюкласрыторыт. Выпускттцудоунаведаюцьрымскуюiгрэцкуюмiфалогiюiнiколi не пераблытаюць Афту з Афрадытай. Яны гавораць на лацте не горш, чым на матчынаймове. Iснуеяшчэразлiчаны на чатыры гады тэалагiчныклас, аднактудымелi права паступацьтольксябрыiкандыдатыордэна.

Апрача ужо названыхдысцыплт, у Полацтмкалегiумевывучаюццаарыфметыкаiгеаметрыя, фiзiкаiастраномiя, гтторыяiгеаграфiя, музыка iлогiка.

Вучняу добра iсмачнакормяць. Яны развучваюцьбальныя танцы iправшыпаводзтсяродпростага люду i у найвышэйшымсвеце. Яны старанназаймаюццаплаваннем, верхавойяздойiфехтаваннем. Наладжанаспа-борнщтвапамжвучнямiiкласамг. На пачаткунавучальнага года прафесардаекласускладанаезаданне. Двое тых, хтонайлепейвыканаеяго, робяцца ка - мандзiрамi, або консуламi. Астатшхпрафесардзелщь па памылкахпрыклад- на нароуныя пары, i з кожнай консулы выбраюцьаднаго у сваю каманду. По­тымдзвегэтыяпаловыбяруцьсабеназвы: «грэт» i «македонцы», «рымляне» i «карфагеняне», «грэт» i «рымляне».

У тшых школах дзеймчаупрынцыпканфэнтрацып, пгговымагау ад вы-кладчыказасяродзщца на уроку тольт на аднойпраблеме. У адзлндзень, на-прыклад, праходзш не большаднагограматычнага правша. Прынцыппрак-тычнасцпатрабаваувыкарыстаннязасвоеныхведау у жыцщ. Завяршыушытэму, вучттсалг па ёй лiстыiвершы, выступалi з прамовамгiставглг спек-таклг. Перагружацьвыхаванцаузабаранялася. Дзённая норма навучальнагаматэрыялу у другікласескладалася з аднаго правша iчатырохсказау ан-тычнагапісьменніка. Гэтуль ж прафесарзадавау на дом.

Педагогiтравалтятаксамапрынцыпамлтдытдуальнагападыходуi пас-туповагаускладненнязаданняу. Вучммалодшыхкласаупачъталi з дыктан- тау, ятя перакладалi народную мову, а потымрабшперакладвыпрауленаганастауткамтэксту назад, налацну. У класахпаэтытiрыторытпiсалiпра-заЬчныяiпаэтычныянаследавантстаражытнымаутарам. Глыбейшаму за-сваеннюлацтыслужыуметадзаглыблення у моунуюстыхію, ятцяпервыка - рыстоуваюць на курсах паскоранагавывучэннязамежныхмоу.

Дзякуючыезутам у Полацку у 1858 годзебыузаснаванытэатр. У трупу набiралiюнакоу, штоскончылi курс рыторытiвытрымалi экзамен па дэкла-млцыл. Спектакля прымяркоувалi да Калядау, Вялжадня, да заканчэннянаву­чальнага года. 1дэя iзместпастаноутмусшадпавядацьпадзег. На Масленщугледачампрапаноувалi «Баляваннесяродголадуiсмагi» або «Чару памяц з чэрапатеускага князя Святаслава», перадсвятамХрыстовагаУваскрэсен-ня - «Бязмежнуюлюбасць да крыжа».

Прыкалегiумеiснавау так званы катят для дзяцей з багатыхсем’яу. Тут выкладалюятыясамыянавут. Але падборпедагогаубыулепшыi час навучан-ня не абмяжоувауся. У канвтпрымалiхлопчыкау ад васьмi да чатырнаццацгадоу. Правшы быт даволiсуровыя: галоунайдабрачыннасцюлiчыласяпаслушэнства, забараняласяначаваць у тшыммесцы, усёжыццё шло на вачах у выхавацеляу. Уяуленнепрапобыт юных шляхцгцаудаепадлжрэчау, штогадаванецнабываусваiмкоштам:пасцель, шырмы, святочнаеiбудзённаеадзен- не. Шлафрок, канапку да стала, рукамый, куфар... Езуты, як заусёды, кла-пацшсяпрахарчаванне — абедскладаусяштодня з пяцразнастайныхстрау, а вячэра — з чатырох.

У Полацтмкалегiумевыкладалiасобы, вядомыя па усёйЕуропе, у тымлжу Пётр Скарга.

(Арлоу, У. Таямнщыполацкай гісторыі. Мтск, 1994)

Результаты Контрреформации (п. 2) можно представить в виде схемы или текстового перечня, составленных на основании рассказа учителя или самостоятельной работы.

Для закрепления изученного материала учащимся предлагается вернуться к проблемному вопросу, заданному в начале этапа изучения

Контрреформация в Западной Европе и ВКЛ
общее
особенное

нового материала: «почему Симон Будный называл иезуитов «черто­вым семенем»? В случае затруднения можно порекомендовать учени­кам сопоставить направления деятельности ордена и итоги Контрре­формации, в частности, угасание реформационного движения и побе­ду католицизма. В случае, если имеется достаточное количество времени, можно организовать также фронтальное заполнение срав­нительной таблицы и сформулировать на ее основе итоговый вывод:

При подведении итогов урока для осмысления учащимися собст­венной деятельности на этапе рефлексии учитель может предложить им с помощью условных обозначений оценить свои ответы и работу на уроке. Например, «!» - все было понятно и интересно; «?» - воз­никли вопросы по поводу изучаемого материала или своей работы на уроке; «!!» - я доволен своей работой и т. д.

Домашнее задание: § 9, подготовить устно ответы на вопросы 5 и 6 на с. 55.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: