УРОК 9
Цели урока
• обучающая: содействовать конкретизации знаний учащихся
о Контрреформации, ее особенностях в Беларуси, деятельности ордена иезуитов и ее итогах, в том числе через установление внутрипредметных связей со всемирной историей;
• развивающая: способствовать развитию умений характеризовать и сравнивать исторические явления, определять последовательность событий, раскрывать причинно-следственные связи между ними, конкретизировать исторические понятия;
• воспитательная: создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.
Тип урока - комбинированный.
Примерный ход урока
На этапе проверки домашнего задания учащимся можно предложить следующие вопросы и задания:
• дайте определение понятиям (в ходе фронтальной беседы, или понятийного диктанта, или для выполнения в письменном виде на индивидуальных карточках): Реформация, религиозная толерантность, еретик, кальвинизм, сбор, арианство, евангелики, госпиталь;
• кратко расскажите, кем были: Мартин Лютер, Феодосий Косой, Жан Кальвин, Н. Радзивилл Черный, Симон Будный, Якуб из Калиновки, Василий Тяпинский;
• охарактеризуйте предпосылки реформационного движения в Беларуси;
• объясните причинно-следственную связь в логической цепочке:
• заполните сравнительную таблицу и сделайте свои выводы:
|
• рассмотрите изображение С. Будного на с. 49 и определите, по каким причинам иезуиты поместили его портрет в аду в кипящей сере как грешника;
• перечислите и попробуйте оценить основные итоги Реформации.
В случае, если имеется достаточное количество времени, учитель
может предложить учащимся для выполнения два задания по анализу содержания исторических документов:
1. Дайте обоснованный ответ на вопрос Якуба из Калиновки: «Х1ба можнаназваць хрысцянск1м тоеграмадства, дзелюдзiвалодаюцьнявольнiкамi?”. Было ли таким общество ВКЛ? Определите, чьи интересы выражал этот религиозно-общественный деятель.
2. Прочитайте отрывок из «Катехизиса» С. Будного и ответьте на вопросы:
• какими были взгляды автора документа на войну?
• можно ли считать С. Будного гуманистом? При ответе опирайтесь на текст источника.
«...не кожнайвайнехрысцiянiнслужыцьможа, бо часта вайнабываенесправядлiвая. Так, калiтыранальбомучыцель якiгорды, не прыпыняючыся на сваём панстве, чужыягарады, княстваальбозямлю сваю забграе, такой вайнеслужыцьхрысщянiну не трэба, бо такая вайнаёсць разбой. А хто б там чалавека, нават не хрысщянiна, забiу, альбопакрыудзiу, той супрацьшостага слова Божагазабойстваспоушу...»
(Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI - начала Х1Х в. Минск, 1962. С. 53)
Этап изучения нового материала целесообразно начать с актуализации имеющихся у учащихся знаний из курса всемирной истории о Контрреформации в Западной Европе:
• Вспомните, что такое Контрреформация? Каковы были ее причины?
• Кем и когда был основан орден иезуитов? Каковы были его цели и методы деятельности?
• Какие наиболее яркие проявления Контрреформации в Западной Европе вы помните? Какое значение имеет выражение «Варфоломеевская ночь»?
• В каких странах Западной Европы Контрреформация победила, а в каких утвердились протестантские церкви? (В случае затруднения учащихся при ответе можно использовать учебную историческую карту «Распространение Реформации в Европе» или «Реформация и религиозные войны в Европе».)
При успешном проведении актуализации изучение п. 1 «Деятельность иезуитов» можно начать непосредственно с появления и направлений деятельности ордена на территории ВКЛ. В противном случае учителю рекомендуется кратко напомнить смежный материал из всемирной истории или порекомендовать учащимся обратиться к содержанию первых двух абзацев п. 1 и исторической справке на с. 52.
До начала изучения учащимся можно задать проблемный вопрос: «Почему Симон Будный называл иезуитов «чертовым семенем?», создав тем самым необходимую для эффективного усвоения материала учебную ситуацию. Аргументированный ответ учащиеся смогут дать после изучения нового материала.
Главное, что необходимо усвоить учащимся - это направления деятельности ордена иезуитов и особенности Контрреформации в ВКЛ. Их выделению может способствовать рассказ учителя и запись этих направлений в тетради или самостоятельная работа учащихся с текстом учебного пособия. Можно предложить учащимся подумать, почему деятельность ордена пользовалась поддержкой королевской власти. Особое внимание следует обратить на особенности Контрреформации в ВКЛ: она не приобрела такой жестокости, которая наблюдалась в Западной Европе (пусть учащиеся попробуют объяснить почему) и тот факт, что Контрреформация в княжестве была направлена не только против протестантской, но и против православной церкви. Десятки магнатских семей, которые ранее из православия перешли в протестантизм, в ходе Контрреформации обратились в католичество.Для иллюстрации данного факта учитель может использовать фрагмент из «Фриноса» М. Смотрицкого (рубрика «Материалы исторических и литературных источников», с. 55). Кроме этого римские папы рассматривали земли ВКЛ в качестве плацдарма для дальнейшего проникновения католицизма на восток.
Далее предлагается дополнительный материал об условиях и особенностях обучения в иезуитских коллегиумах на примере Полоцкого учебного заведения, который учитель может использовать при раскрытии содержания пункта «Деятельность иезуитов».
Асабл1васць навучання у Полацюм езу1цк1м калег1уме.
Мяркуючы па гадавыхсправаздачахкалегiумау, навучанне умалодшыхкласах, пакульхлопчыкi не зусiм вольна пачувалтя у лацте, прынама да ся-рэдзты XVII стагоддзя, шло па-беларуску. 3 1584 г. старабеларускаямовавыкладалася у Полацтмкалеггуме як самастойнаядысцыплта. Потымпрыйшла польская мова, ботакхацела сама апалячаная шляхта. Але iпазней у навучальнайпраграмепрысуттчауадмысловы курс беларускай, щ, як янаназываеццаудакументахкалегiума, «заходнерускай», мовы. Сам статут Та-варыстваIсусавымагау, каб, прыбываючы у чужую крату, сябрыордэна ад- разу авалодвалiяемовайiвялi на ёйпрацу.
НавучэнцыПолацкагакалегiума у першымгiмназiчнымкласе шмат часу прысвячалiлацте - мовеусёйадукаванайЕуропы. Яны займатсяграматы-кай, чыталiвыбраныялттыЦыцэрона, подступайся да старажытнагрэча- скай. Праграмадругогакласаускладнялася: творыЮлiяЦэзара, «Журбот-ныяэлеги» Авiдзiя. Трэщклас: тонкасщлацтскайграматыт, Цыцэронавапрамова «Аб сяброустве», «Энеiда» Вергшя, байт Эзопа. Новая прыступканазываеццакласампаэтыт. Узровеньведау ужо дазваляенамчытацьантыч-ныхгтторыкау, оды Гарацыя, урыуш з Геаёда, Феагтдадытшыхлюбамуд- рыхгрэкау. Завяршаегiмназiюкласрыторыт. Выпускттцудоунаведаюцьрымскуюiгрэцкуюмiфалогiюiнiколi не пераблытаюць Афту з Афрадытай. Яны гавораць на лацте не горш, чым на матчынаймове. Iснуеяшчэразлiчаны на чатыры гады тэалагiчныклас, аднактудымелi права паступацьтольксябрыiкандыдатыордэна.
Апрача ужо названыхдысцыплт, у Полацтмкалегiумевывучаюццаарыфметыкаiгеаметрыя, фiзiкаiастраномiя, гтторыяiгеаграфiя, музыка iлогiка.
Вучняу добра iсмачнакормяць. Яны развучваюцьбальныя танцы iправшыпаводзтсяродпростага люду i у найвышэйшымсвеце. Яны старанназаймаюццаплаваннем, верхавойяздойiфехтаваннем. Наладжанаспа-борнщтвапамжвучнямiiкласамг. На пачаткунавучальнага года прафесардаекласускладанаезаданне. Двое тых, хтонайлепейвыканаеяго, робяцца ка - мандзiрамi, або консуламi. Астатшхпрафесардзелщь па памылкахпрыклад- на нароуныя пары, i з кожнай консулы выбраюцьаднаго у сваю каманду. Потымдзвегэтыяпаловыбяруцьсабеназвы: «грэт» i «македонцы», «рымляне» i «карфагеняне», «грэт» i «рымляне».
У тшых школах дзеймчаупрынцыпканфэнтрацып, пгговымагау ад вы-кладчыказасяродзщца на уроку тольт на аднойпраблеме. У адзлндзень, на-прыклад, праходзш не большаднагограматычнага правша. Прынцыппрак-тычнасцпатрабаваувыкарыстаннязасвоеныхведау у жыцщ. Завяршыушытэму, вучттсалг па ёй лiстыiвершы, выступалi з прамовамгiставглг спек-таклг. Перагружацьвыхаванцаузабаранялася. Дзённая норма навучальнагаматэрыялу у другікласескладалася з аднаго правша iчатырохсказау ан-тычнагапісьменніка. Гэтуль ж прафесарзадавау на дом.
Педагогiтравалтятаксамапрынцыпамлтдытдуальнагападыходуi пас-туповагаускладненнязаданняу. Вучммалодшыхкласаупачъталi з дыктан- тау, ятя перакладалi народную мову, а потымрабшперакладвыпрауленаганастауткамтэксту назад, налацну. У класахпаэтытiрыторытпiсалiпра-заЬчныяiпаэтычныянаследавантстаражытнымаутарам. Глыбейшаму за-сваеннюлацтыслужыуметадзаглыблення у моунуюстыхію, ятцяпервыка - рыстоуваюць на курсах паскоранагавывучэннязамежныхмоу.
Дзякуючыезутам у Полацку у 1858 годзебыузаснаванытэатр. У трупу набiралiюнакоу, штоскончылi курс рыторытiвытрымалi экзамен па дэкла-млцыл. Спектакля прымяркоувалi да Калядау, Вялжадня, да заканчэннянавучальнага года. 1дэя iзместпастаноутмусшадпавядацьпадзег. На Масленщугледачампрапаноувалi «Баляваннесяродголадуiсмагi» або «Чару памяц з чэрапатеускага князя Святаслава», перадсвятамХрыстовагаУваскрэсен-ня - «Бязмежнуюлюбасць да крыжа».
Прыкалегiумеiснавау так званы катят для дзяцей з багатыхсем’яу. Тут выкладалюятыясамыянавут. Але падборпедагогаубыулепшыi час навучан-ня не абмяжоувауся. У канвтпрымалiхлопчыкау ад васьмi да чатырнаццацгадоу. Правшы быт даволiсуровыя: галоунайдабрачыннасцюлiчыласяпаслушэнства, забараняласяначаваць у тшыммесцы, усёжыццё шло на вачах у выхавацеляу. Уяуленнепрапобыт юных шляхцгцаудаепадлжрэчау, штогадаванецнабываусваiмкоштам:пасцель, шырмы, святочнаеiбудзённаеадзен- не. Шлафрок, канапку да стала, рукамый, куфар... Езуты, як заусёды, кла-пацшсяпрахарчаванне — абедскладаусяштодня з пяцразнастайныхстрау, а вячэра — з чатырох.
У Полацтмкалегiумевыкладалiасобы, вядомыя па усёйЕуропе, у тымлжу Пётр Скарга.
(Арлоу, У. Таямнщыполацкай гісторыі. Мтск, 1994)
Результаты Контрреформации (п. 2) можно представить в виде схемы или текстового перечня, составленных на основании рассказа учителя или самостоятельной работы.
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается вернуться к проблемному вопросу, заданному в начале этапа изучения
Контрреформация в Западной Европе и ВКЛ |
общее |
особенное |
нового материала: «почему Симон Будный называл иезуитов «чертовым семенем»? В случае затруднения можно порекомендовать ученикам сопоставить направления деятельности ордена и итоги Контрреформации, в частности, угасание реформационного движения и победу католицизма. В случае, если имеется достаточное количество времени, можно организовать также фронтальное заполнение сравнительной таблицы и сформулировать на ее основе итоговый вывод:
При подведении итогов урока для осмысления учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии учитель может предложить им с помощью условных обозначений оценить свои ответы и работу на уроке. Например, «!» - все было понятно и интересно; «?» - возникли вопросы по поводу изучаемого материала или своей работы на уроке; «!!» - я доволен своей работой и т. д.
Домашнее задание: § 9, подготовить устно ответы на вопросы 5 и 6 на с. 55.