ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКЕ РУП «СПО «ХИМВОЛОКНО»
В ЦЕЛЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЁТА
НА 2009 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................................... 3
2. ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ И РЕГИСТРОВ 5
3. ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО, СИНТЕТИЧЕСКОГО, СТАТИСТИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА................................... 7
РАЗДЕЛ 1. УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА............................................................................................................................... 8
4. МЕТОДЫОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ........................ 8
5. УЧЁТ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ......................................................... 9
5.1. Учёт основных средств........................................................................... 9
5.2. Учёт амортизации основных средств................................................... 13
5.3. Учёт нематериальных активов............................................................. 14
6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ. УЧЁТ МАТЕРИАЛОВ.................. 16
7. УЧЁТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ..................... 22
7.1. Группировка и общие положения по учёту затрат............................. 22
7.2. Учёт незавершённого производства.................................................... 23
7.3. Сводный учёт затрат на производство и составление отчётных калькуляций...................................................................................................................... 24
7.4. Учёт и распределение общепроизводственных расходов.................. 29
7.5. Учёт и распределение общехозяйственных расходов......................... 30
7.6. Учёт затрат на производство продукции (работ, услуг) вспомогательных производств.................................................................................................. 30
7.7. Учёт расходов будущих периодов...................................................... 32
8. УЧЁТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ........................................ 34
8.1. Учёт, оценка готовой продукции и её реализация.............................. 34
8.2. Учёт товаров......................................................................................... 36
РАЗДЕЛ 2. УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО УЧЁТА 41
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................................. 41
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫУЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ............... 41
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.................................................................. 42
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение устанавливает основы формирования и раскрытия учётной политики для целей бухгалтерского учёта и налогообложения, которая представляет собой совокупность методологических принципов и правил, определяющих порядок и организацию бухгалтерского и налогового учёта.
1.2. Учётная политика в целях бухгалтерского учёта в течение отчётного года изменению не подлежит, кроме случаев реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) предприятия или изменения условий деятельности и оформляются приказом руководителя.
При изменении в течение отчётного года действующего законодательства РБ по бухгалтерскому учёту руководствоваться вновь изданными нормативно-правовыми актами.
1.3. Изменение учётной политики для целей налогообложения допускается в случае изменения налогового законодательства или применимых методов учёта. Соответствующие изменения в порядок учёта отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения вносятся приказом генерального директора.
1.4. В отношении однозначно определённых нормативными актами способов ведения бухгалтерского и налогового учёта и отчётности следует руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь.
1.5. Бухгалтерский учет организуется по централизованной форме и ведется бухгалтерской службой, являющейся структурным подразделением предприятия. Возглавляет её главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю предприятия.
1.5.1. В компетенцию главного бухгалтера входит:
– обеспечение постановки и ведения бухгалтерского учета;
– формирование учетной политики;
– обеспечение составления и своевременного представления полной и достоверной бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности.
1.5.2. Основными должностными обязанностями работников бухгалтерии являются:
- заместителя главного бухгалтера – контроль за правильностью составления и ведения бухгалтерского и статистического учёта и отчётности;
- заместителя главного бухгалтера по учёту – контроль за правильностью составления и ведения налогового учёта и отчётности;
- ведущего бухгалтера по методологии бухгалтерского и налогового учёта – контроль за своевременным и достоверным отражением законодательной базы РБ ведения первичного бухгалтерского, налогового, статистического учётов в методической основе всей нормативно-правовой базе предприятия;
- начальников секторов – контроль за правильностью отражения хозяйственных операций по счетам бухгалтерского и налогового учёта подведомственного сектора, а также осуществлять контроль за ведением первичного учёта (ТМЦ, работ, услуг, БСО, правомерность операций).
1.5.3. Указания и распоряжения главного бухгалтера (его заместителей) в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников предприятия.
Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера или его заместителей считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
На время отсутствия главного бухгалтера (отпуск, болезнь и т.д.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и обязанности для выполнения возложенных на него функций в соответствии с законодательством.
Право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в должностные обязанности главного бухгалтера, а также платежных и иных финансовых документов предоставляется заместителям главного бухгалтера, - на равных условиях.
1.5.4. Положением о бухгалтерии, утверждённое генеральным директором предприятия 27.03.2006г., определяется статус бухгалтерии, структурное устройство, взаимосвязь и подчинённость. Права и обязанности работников бухгалтерии закреплены в их должностных инструкциях.
1.6. Бухгалтерский учет ведется в соответствии:
– разработанным на основании Типового плана счетов бухгалтерского учета утвержденного постановлением Министерства финансов № 89 от 30 мая 2003 г., и утверждённым Рабочим планом счетов предприятия (Приложение 2);
– типовыми формами бухгалтерской отчетности и указаниями по их применению и заполнению;
– другими нормативными правовыми актами, регламентирующими учет операций;
– настоящим Положением.
1.7. Объектами бухгалтерского учета являются имущество, обязательства, хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности. Под хозяйственной деятельностью понимается каждая совершаемая операция, вызывающая изменения в финансовом состоянии, составе средств (активов) и/или источников (пассивов).
1.8. Инвентаризация на предприятии проводится в сроки предусмотренные Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств от 30.11.2007г. № 180, Инструкцией о порядке использования, учёта и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней от 15.03.2004г. № 34 и на основании приказа генерального директора.
1.9. Бухгалтерский и налоговый учет осуществляется в денежной единице, эмитируемой Национальным банком Республики Беларусь в качестве официального платежного средства.
ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ И РЕГИСТРОВ
2.1. Документооборот осуществляется в соответствии с положениями Минфина СССР от 29.07.1983 г. № 105 «О документообороте в бухгалтерском учете», инструкцией по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь (утв. приказом Комитета по архивам и делопроизводству от 23.05.1995г. № 13), сроками хранения типовых документов, утвержденных приказом концерна «Белнефтехим» от 22.08.2006г. № 783 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Белорусского государственного концерна по нефти и химии и организаций, входящих в его состав, с указанием сроков хранения и Инструкции по порядку его применения».
2.2. Первичные учётные документы создаются на предприятии исполнителями (совместно с другими участниками операции), которые обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в бухгалтерию в сроки, согласно разработанному Графику документооборота (Приложение 3) для отражения в бухгалтерском учёте, а также несут ответственность за достоверность содержащихся в них данных.
2.3. Работники бухгалтерии, должностными обязанностями которых предусмотрена работа с первичными документами, обязаны проверять поступающие документы по форме (заполнение всех реквизитов, правильность пересчёта натуральных показателей в стоимостные, правильность внесённых исправлений, наличие полномочий лиц, подписавших документ) и по существу, т.е. с точки зрения законности и целесообразности хозяйственных операций, зафиксированных в документах.
Недооформленные документы или же составленные с нарушением установленного порядка возвращаются работниками бухгалтерии для их доработки и правильного оформления.
2.4. Первичные учётные документы принимаются к учёту, если они содержать обязательные реквизиты согласно Закону «О бухгалтерском учете и отчетности» (наименование документа, дату его составления, содержание хозяйственной операции, подписи лиц, составивших документ). Формы документов, используемые на предприятии для составления бухгалтерской отчётности, приведены в Рабочем альбоме форм документов предприятия (Приложение 4).
В зависимости от характера хозяйственных операций, системы обработки данных, необходимости обеспечения налогового учёта в первичные учётные документы включаются дополнительные реквизиты.
2.5. Записи в первичных учётных документах производятся чернилами, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин и принтеров, обеспечивая сохранности записей в течение времени, установленного для хранения первичных документов.
Запрещается использовать для записей простой карандаш.
2.6. Факсокопии документов, оставляемые в делах предприятия, подлежат обязательному ксерокопированию в целях обеспечения сохранности содержания и возможности их прочтения в течение времени, установленного для их хранения.
2.7. В первичных учётных документах подчистки, стирание записей и не оговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учётных документах исправляются путём их зачёркивания и надписи правильных. Исправления должны заверяться исполнителями в установленном законодательством порядке. Исправления не должны препятствовать прочтению изначальной записи.
2.8. Первичные учётные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский языки.
2.9. Первичные учётные документы составляются на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае должны быть обеспечены:
– защита информации;
– сохранение архива по данной информации в течение срока, установленного законодательством;
– возможность получения надлежащим образом заверенных бумажных копий документов.
2.10. Регистры бухгалтерского учёта составляются на бумажных и (или) машинных носителях информации и применяются технологии обработки учетной информации, обеспечивающие формирование регистров журнально-ордерной формы счетоводства в программном продукте, при применении которых в комплексе реализуется возможность сверки аналитического и синтетического учета, ведение Главной книги.
2.11. Основными регистрами бухгалтерского учета являются:
– Главная книга;
– оборотные ведомости;
– группировочные ведомости;
– журналы-ордера.
2.12. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского и налогового учёта обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
2.13. Информация об объектах налогообложения и элементах налогового учёта систематизируется и накапливается в регистрах налогового учёта в соответствии с действующим законодательством. Применяемые на предприятии налоговые регистры приведены в Рабочем альбоме форм документов (Приложение 4).
2.14. При хранении регистров бухгалтерского и налогового учёта обеспечить их защиту от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибок в регистрах должны быть обоснованны и подтверждены подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты внесения исправления.
2.15. Учёт и использование бланков строгой отчётности ведётся в соответствии с разработанным Положением о порядке использования бланков строгой отчётности на РУП «СПО «Химволокно», Перечнем документов, относящихся к бланкам строгой отчётности и Списком лиц, ответственных за учёт, хранение и отпуск бланков строгой отчётности, места их хранения, утверждённые приказом по предприятию от 11.01.2008г. № 12.