Статистика школьного и внешкольного образований




Общеобразовательные школы реализуют программы начального общего, основного общего и среди его (полного) образования, являются· звеном системы непрерывного образования и предоставляют всем российским гражданам возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов.

Статистка анализирует изменение общей численности учащихся.

Движение обучающихся в течение учебного года изучается с помощью следующего управления:

Y1= Y0 + П – В,

где Y1и Y0 – численность учащихся на начало и конец учебного года;

П – поступление и перевод учащихся в течение года;

В – выпуск и выбытие учащихся в течение года.

На основе такой информации вычисляются следующие два показателя:

• средняя численность учащихся за учебный год

YУЧ = ;

• средняя численность учащихся за календарный год

.

Изучаются не только динамика общей численности учащихся, но и распределение учащихся по классам. Успеваемость школьников оценивается через показатель коэффициента перевода учащихся в последующий класс. До 90-х гг. рассчитывался удельный вес второгодников. Оценивать условия обучения в общеобразовательных школах можно через показатели сменности занятий; удельный вес школ и долю учащихся, занимающихся во вторую и третью смены. Эти показатели имеются в государственной статистике.

Важное социальное значение имеет охват молодежи школьного возраста школьным образованием, который измеряется отношением числа детей, обучающихея в школах, к общему числу детей школьного возраста. В последние годы обострилась проблема трудоустройства молодежи после окончания школы. С 1992 г. Комитетом по труду и занятости РФведется учет безработных и незанятых выпускников школ.

Педагогические кадры общеобразовательных школ характеризуются показателями штатной численности учителей, совместителей. Из общего числа педагогов выделяются группы по уровню образования, специальности и стажу педагогической работы. Изучаются движение педагогических кадров (прием, увольнение), текучесть и закрепляемость учителей, особенно молодых педагогов. Учитываются и фонд оплаты труда работников общеобразовательных школ, и среднемесячная заработная плата.

К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся: обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов и мастерских, вычислительной техникой, физкультурными залами, столовыми и буфетами с горячим питанием: фиксируется площадь учебных помещений.

Статистика общеобразовательных школ дополняется данными о деятельности внешкольных учреждений.

Анализ развития школьного образования проводится на разных уровнях

обобщения данных:

· по школьному образованию в целом;

· по данным общеобразовательных школ различных форм собственности;

· по ступеням обучения:

· по регионам;

· по каждой отдельной школе.

Рассмотрим специфику изменения системы показателей для каждого из перечисленных уровней, характеризующего изменение финансовых, трудовых, материальных и институциональных ресурсов и их соответствие изменению численности учащихся школ' и детей и подростков соответствующего возраста, В качестве метода анализа будем использовать сравнение фактической динамики показателей, входящих в систему, с социально-экономической нормалью. Под социально-экономической нормалью понимается теоретически обоснованное соотношение изменений показателей. исходя из предположения об обеспечении качества среды обучения.

Для школьного образования в целом социально-экономическая нормаль имеет следующий вид:

IР IА IB IУ IД ,

где I – индекс изменения значения данного показателя в данном периоде по сравнению с предыдущим периодом (годом);

Р - текущие расходы общеобразовательных школ;

А - число общеобразовательных учреждений;

В - численность учителей;

У - численность учащихся общеобразовательных школ;

Д - численность детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.

Для общеобразовательных школ различных форм собственности социально-экономическая нормаль приобретает вид:

IР IА IB IУ,

Для каждой ступени школьного обучения социально-экономическая нормаль имеет следующий вид:

IА IВ IК IС IП ,

где К j - число классов на j-й ступени обучения;

С j - численность учащихся, обучающихся:

а) в начальных (1-3) классах,

б) в основных базовых (5-9) классах,

в) в старших классах (10-11).

;

Пj - численность молодежи в возрасте:

а) от 6 до 9 лет включительно,

б) от 1О до 15 лет включительно,

в) от 1бдо 17 лет включительно,

.

Для отдельного региона социально-экономическая нормаль преобразуется следующим образом:

IР IА IB IУ IК IС IД .

Для каждой отдельной школы

IР IB IК IУ.

Анализ на основе нормали позволяет оценить степень согласованности в тенденциях спроса (численности обучающихся) и предложения общеобразовательных услуг и обеспеченности их финансовыми, трудовыми, материальными и институциональными ресурсами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: