Перечень вопросов для контроля самостоятельной работы студентов




В процессе обучения будут использованы такие методы работы со студентами, как проведение коллоквиумов, где студенты будут выступать с заранее подготовленными докладами, в которых будут приводиться результаты проведенных ими исследований демографических процессов (ситуаций) в различных странах, в России, в ее регионах и других территориях (населенных пунктах), с использованием компьютерных технологий, интерактивных презентаций с построение графиков, диаграмм и таблиц наглядно описывающих положение дел в анализируемой студентом сфере. Также компьютерные технологии будут использованы при проведении тестовых опросов для контроля знаний студентов. При проведении отдельных семинарских занятий возможны встречи студентов с представителями органов государственной власти Пензенской области, представителями органов местной власти в целях получения студентами специальной информации и конкретных практических навыков по изучаемым разделам дисциплины.

 

 

В процессе преподавания дисциплины предусмотрено проведение семинарских занятий по следующим темам:

1.Демография как наука: объект, предмет, методы, задачи.

2.История и этапы становления и развития демографии.

3.Теоретические аспекты изучения народонаселения.

4.Тенденции и закономерности развития народонаселения в мире (стране).

5.Требования к информации и источники информации о населении в демографии (общая характеристика).

6.Организация учета событий естественного движения населения в мире и в России. Списки, картотеки населения, выборочные и специальные обследования как источники информации о населении.

7.Переписинаселения как основной источник информации о населении.

8.Итоги Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг.

9.Численность, структура и состав населения.

10.Рождаемость и репродуктивное поведение.

11.Изучение смертности в демографии.

12.Самосохранительное поведение, подходы к его изучению.

13.Воспроизводство населения: типы, условия, особенности.

14.Сущность, функции, стадии миграции населения.

15.Влияние миграции на характеристики и показатели естественного движения населения

16.Демографические прогнозы: сущность, виды, классификация, методы.

17.Реализация государственной демографической политики в регионе.

 

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

 

В ходе изучения дисциплины предусмотрены следующие контрольные вопросы для осуществления текущего контроля знаний студентов:

 

1. Объект и предмет демографии.

2. Основные категории, методы, задачи, функции демографии.

3. Структура демографии как науки.

4. Этапы становления и развития демографии.

5. Вклад в развитие демографии (Дж. Граунта, Х. Бернулли, А. Гийяра, Ж. Бертийона и др.).

6. Особенности развития демографии в России.

7. Понятие народонаселение в демографии.

8. Закономерности естественного движения населения.

9. Демографический взрыв.

10. Депопуляция.

11. Антропоток.

12. Депрессивная территория.

13. Демографическое старение населения.

14. Демографическая ситуация.

15. Требования к информации в демографии.

16. Особенности текущего статистического учета событий естественного движения населения.

17. Текущие регистры (списки, картотеки) населения.

18. Выборочные и специальные обследования в демографии.

19. Организация учета населения.

20. Итоги переписи населения (любой – на выбор преподавателя).

21. Перепись населения.

22. Этапы переписи населения.

23 Программа переписи населения

23. Принципы проведения переписи населения.

24. Микроперепись населения.

25. Программа обработки данных переписи населения.

26. Численность населения.

27. Категории населения, по которым может учитываться его численность.

28. Структура населения по полу (возрасту).

28 Категории брачного состояния, учитываемые в переписях населения РФ.

29. Домохозяйство.

30. Метод реального (условного) поколения.

31. Показатели естественного движения населения.

32. Рождаемость.

33. Показатели уровня рождаемости.

34. Коэффициенты рождаемости.

35. Плодовитость.

36. Факторы рождаемости.

37. Гипотетический минимум естественной рождаемости.

38. Репродуктивное поведение.

39. Структура репродуктивного поведения.

40. Подходы к изучению репродуктивного поведения в демографии.

41. Смертность.

42. Показатели смертности.

43. Младенческая смертность.

44. Вероятностные таблицы смертности.

45. Самосохранительное поведение.

46. Рост населения.

47. Воспроизводство населения.

48. Показатели воспроизводства населения.

49. Динамика воспроизводства населения.

50. Типы воспроизводства населения.

51. Концепции воспроизводства населения.

52. Миграция как социально-демографический процесс.

53. Виды миграции.

54. Функции миграции.

55. Стадии миграции.

56. Генетическая структура населения, ее влияние на миграцию.

57. Влияние миграции на характеристики и показатели естественного движения населения.

58. Миграционная политика: сущность, направления.

59. Демографический прогноз: понятие, варианты, классификация.

60. Перспективное исчисление населения: методы.

61. Демографическая политика: сущность, цели, задачи, этапы, направления, результаты, критерии эффективности.

62. Концепция демографической политики.

.

Представленные выше вопросы предназначаются, по мере их изучения, и для проведения промежуточной аттестации студентов:

Перечень вопросов для контроля самостоятельной работы студентов:

1.Предметом демографии являются:

А. Законы естественного воспроизводства населения

Б. Методы изучения населения

В. Факторы, влияющие на воспроизводство населения

Г. Население

2. Объектом демографии является:


1. Нация

2. Социум

3.Народ

4. Население


З. Датой возникновения демографии считается:


1. 1662 г.

2. 1872 г.

3. 1855 г.

4. 1897 г.


3.Задачи демографии – это:

1. Изучение тенденций и факторов в демографических процессах

2. Разработка демографических прогнозов

3. Разработка мероприятий демографической политики

4. Все перечисленное

5. Термин «Демография» ввел в научный оборот:


1. Дж. Граунт

2. А. Гийяр

3. Х. Бернулли

4.А.Кетле


6. Источники информации, используемые в демографии в качестве основных – это:

А. Переписи населения

Б. Периодические издания

В. Текущий статистический учет событий ЕДН

Г. Картотеки населения

7. Что из перечисленного подчеркивает существенные особенности переписи населения?

А. Обобщение информации

Б. Публикация данных о населении

В. Анализ информации

Г. Научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения

8. Принципы проведения переписи населения, не относящиеся к основным:

1. Всеобщности

2. Регулярности

3. Поименности

4. Самоопределения

9. Первая всеобщая перепись населения Российской империи состоялась:


1. 1897 г.

2. 1874 г.

3. 1870 г.

4. 1833 г.


10. Определите численность временно отсутствующего населения условного города на момент проведения переписи населения, если численность постоянного населения в нем -350000 человек; наличного -375000 человек; временно проживающего населения – 28000человек.

11. Текущий учет событий ЕДН в РФ осуществляется:


1. Учреждениями здравоохранения

2. Органами внутренних дел

3. Сельскими администрациями

4. Органами ЗАГС


12. На 1000 женщин в составе населения страны приходится 885 мужчин. Определите количество женщин, приходящихся на 1000 мужчин.

13. Отметьте характеристики, соответствующие регрессивному типу воспроизводства населения:


1. Рост смертности

2. Увеличение рождаемости

3.Снижение смертности

4. Снижение рождаемости


14. Депопуляция – это:


1. Снижение рождаемости

4. Вымирание населения

2. Рост смертности

3.Последствия миграции


Перечень экзаменационных вопросов:

1.Объект и предмет демографии, ее задачи, методы и функции.

2.Структура демографии, ее взаимосвязь с другими науками.

3.Этапы становления и развития демографии.

4.источники информации о населении (общая характеристика), требования к информации о населении.

5. Переписи населения как источник информации о населении.

6.История проведения переписей населения.

7. Программа переписи населения.

8. Программа обработки данных переписи населения.

9. Принципы проведения переписи населения.

10.Текущий статистический учет событий естественного движения населения (ЕДН), особенности его организации в городской и сельской местности.

11.Выборочные и специальные обследования в демографии.

12. Численность населения, ее виды.

13.Половая структура населения. Показатели соотношения полов.

14.Возрастная структура населения и ее связь с режимом воспроизводства населения.

15.Половозрастные пирамиды, их применение в анализе демографических процессов.

16.Брачная структура населения.

17.Семья и домохозяйство, современные тенденции в их структуре.

18.Показатели ЕДН, их общая характеристика.

19.Методы реального и условного поколения в расчете показателей ЕДН.

20.Рождаемость и плодовитость.

21. Коэффициенты рождаемости, их графическое изображение и характеристика.

22.Динамика рождаемости в РФ.

23.Репродуктивное поведение и подходы к его изучению (факторный, структурный).

24. Структура репродуктивного поведения.

25.Смертность. Показатели смертности (общая характеристика).

26.Вероятностные таблицы смертности: возможности и направления их использования в анализе демографических процессов.

27.Особенности изучения младенческой и детской смертности в демографии.

28.Классификация причин смертности. Тенденции в смертности по причинам смерти.

29.Средняя и ожидаемая продолжительность жизни.

30.Самосохранительное поведение: структура и виды.

31.Депопуляция, ее причины.

32.Условия простого и расширенного воспроизводство населения.

33. Показатели воспроизводства населения: брутто-, нетто-, общий коэффициент естественного прироста населения.

34.Демографическое прогнозирование: сущность, цели и задачи.

35.Классификация демографических прогнозов.

36.Аналитический прогноз.

37.Прогноз-предостережение.

38.Нормативный прогноз.

39.Методы демографического прогнозирования.

40.Прогнозирование смертности.

41.Прогнозирование рождаемости.

42.Прогнозы численности населения.

43.Миграция как социально-демографический процесс.

44. Стадии миграции. Концепция трех стадий миграционного процесса.

45. Генетическая структура населения, ее влияние на миграцию. Методы ее изучения.

46.Объективные и субъективные факторы миграции.

47.Миграционные потоки.

48. Проблемы миграции и миграционная политика России в современных условиях.

49.Демографическая ситуация в РФ и ее регионах.

50.Цели, принципы, задачи, этапы, направления, результаты, критерии эффективности современной демографической политики РФ.

51.Этапы и механизмы реализации демографической политики РФ на период до 2025 года.

52.Региональные аспекты демографической политики РФ.

53.Демографическая ситуация в Пензенской области.

54.Вопросы демографической политики в деятельности органов власти РФ.

 

Для того, что бы студент был допущен до сдачи экзамена, он должен набрать на протяжении семестра 36 баллов. За выполнение реферата он может получить от 5 до 8 баллов, на семинарских занятиях он может получить за ответы от 5 до 10 баллов. За доклады на коллоквиумах может получить от 7 до 12 баллов. За конспекты лекций – от 2 до 5 баллов. За самостоятельную работу (конспект главы книги или статьи – 1-3 баллов; терминологический словарь к теме – 1-3 баллов; составление тестов по теме – до 7 баллов. За контрольные мероприятия (терминологический диктант, тестирование, контрольная работа) студент может набрать до 6 баллов.

За выполнение заданий усложненного уровня (эссе по заданной теме, выполнение дополнительных заданий преподавателя, реферативный обзор научного журнала или сборника научных статей), подготовку презентации по заданной теме – до 5 баллов. За задания углубленного уровня (публикация научных тезисов, статей, участие в научном исследовании, переписи населения, призовое место на олимпиаде, конкурсе студенческих работ и т.п.) начисляется до 10 баллов. При этом максимальное количество баллов за выполнение заданий повышенной сложности не должно превышать число 40.

Максимум баллов, которые он может набрать в течение семестра, – 60. На экзамене он должен набрать от 24 до 40 баллов, чтобы получить положительную оценку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: