Этапы развития отечественной психологии




Содержание

 

Введение

 

1. Этапы развития отечественной психологии

2. Основные тенденции развития отечественной психологии

3. Развитие основных направлений отечественной психологии

 

Заключение

 

Список литературы

Введение

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.

В современных условиях развития нашего общества актуальность разработки проблем истории психологии еще больше возрастает. В российском обществе произошли коренные преобразования во всех сферах его жизнедеятельности: смена социально-экономических оснований, изменение государственной структуры, формирование новых мировоззренческих и ценностных ориентиров. Произошли серьезные изменения и в самой психологической науке: смена монометодологической парадигмы на плюралистическую; расширение проблемного поля исследований за счет существенного роста числа прикладных и практико-ориентированных разработок; снижение интенсивности научных связей между бывшими республиками Советского Союза, а ныне самостоятельными государствами; активная компьютеризация и все более широкое использование в психологии современных информационных технологий; изменение приоритетов и системы финансирования психологических исследований. Стало в большей мере доступно обращение к новым и ранее недоступным научным источникам, появилась возможность, исходя из современных жизненных и мировоззренческих реалий, оценить уже известные страницы истории психологии, переосмыслить творчество многих выдающихся психологов и обратиться к научному наследию ранее забытых или мало изученных персоналий, сопоставить достижения российской психологии на предшествующих этапах ее развития с современным состоянием.

Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социального и исторического пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование отечественной науки. Шестидесятые годы XIX века – один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке.

История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет.

История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.

Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История – это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.

В середине XIX века, в период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией.

Данная тема актуальна не только в наше время, но и всегда, так как важно знать историю развития психологии и становление ее как науки.

 

 

Этапы развития отечественной психологии

I этап.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественнонаучного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Николай Яковлевич Грот (1852-1899), Георгий Иванович Челпанов (1862-1936), Лев Михайлович Лопатин (1855-1920), Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Иван Петрович Павлов (1849-1936), Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого является Владимир Михайлович Бехтерев. В качестве предмета этого направления стали рассматриваться условные рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга, в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие.

Вместе с тем развивались и другие подходы, представители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911г. Александр Федорович Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента (это значит, эксперимент проводится в естественных условиях, но под контролем экспериментатора). Эти идеи нашли продолжение в трудах Михаила Яковлевича Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

II этап.

Основателем отечественной психологии ХХ века является Лев Семёнович Выгóтский (1896-1934). Он разработал культурно-историческую концепцию. Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), вплоть до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы.

В книге «История развития высших психических функций» (1930-31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л.С. Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Ребенок, считал Лев Семёнович Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности с взрослым. Психическое развитие ребенка - это, прежде всего, процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действий с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность.

Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, «натуральных», по терминологии Льва Семёновича Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, в общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем эти формы переходят во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Такой процесс называется интериоризацией.

Итак, интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий и отношений во внутренние, умственные.

Закон развития высших психических функций Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая».

Таким образом, можно сказать, что согласно культурно-исторической теории главная закономерность онтогенеза (индивидуального развития) психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной с взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. Внешне это проявляется в том, что высшие, "окультуренные" психические функции приобретают осознанность и произвольность.

Такой подход во многом решал проблему «неподвластности» субъективных психологических явлений объективному изучению. Он внес свой вклад во многие направления отечественной психологии.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: