Цивилизационная концепция Данилевского Н.Я.




Теории эпохи индустриальной цивилизации.

XIX век богат новыми моделями цивилизационного развития, которые созданы позитивистами, они были сторонниками прогресса, не знающего резких скачков и потрясений.

Слайд 8. XIX век богат новыми моделями цивилизационного развития, которые созданы позитивистами, они были сторонниками прогресса, не знающего резких скачков и потрясений.

• Цивилизация рассматривалась, как социокультурная система на которую воздействует целый комплекс факторов географических, политических, экономических, идейных, биологических, психологических и т.п. (без приоритетов).

Ими цивилизация рассматривалась, как социокультурная система на жизнедеятельность и развитие которой воздействует целый комплекс разноплановых факторов географических, политических, экономических, идейных, биологических, психологических и т.п. Ни одному из них не предоставлялось приоритета.

Французский социолог, один из основоположников позитивизма, Огюст Конт (1798-1857) предложил свою модель цивилизационного развития. По его мнению, прогресс истории человечество воплощен в трех последовательных ступенях (стадиях) культуры: теологической (люди осваивают мир), метафизической (люди осваивают мир) и более совершенной научной (человечество сосредоточено на познании естественных законов).

Слайд 9. О.Конт фр.социолог считал, что прогресс истории человечество воплощен в трех последовательных ступенях культуры: теологической (люди осваивают мир), метафизической (люди осваивают мир) и более совершенной научной. В развитии цивилизации Конт отдает предпочтение духовному фактору и отмечает, что идеи управляют миром.

В развитии цивилизации Конт отдает предпочтение духовному фактору и отмечает, что идеи управляют миром и переворачивают его.

Идеи Конта развил известный теоретик позитивизма английский философ Герберт Спенсер (1820-1903).

Он создал системы всеобщей эволюции, согласно которой прогресс это постоянное медленное развитие от простого к сложному, от однородного к неоднородному.

Прогресс не подчинен человеческой воле и является благотворной необходимостью. Все сферы жизнедеятельности общества охвачены законом усложнения. Цепочка изменений втягивает в себя все новые и новые элементы.

Каждое новое явление постепенно вырастает внутри старой системы, не разрушая ее.

В развитии человечества Спенсер выделял внешние и внутренние факторы, отдавая предпочтение последним биологическим, и прежде всего эмоциям и психологии людей.

Слайд 10. Англ.философ Г. Спенсер создал системы всеобщей эволюции: «прогресс это постоянное медленное развитие от простого к сложному, от однородного к неоднородному».

• Он дал биологическую характеристику цивилизации, жизнь которой складывается из питания (в обществе ему соответствует производство), кровоснабжения (это транспорт и торговля) и нервно-двигательной системы (правительство и военная организация).

Он дал биологическую характеристику цивилизации, жизнь которой складывается из питания (в обществе ему соответствует производство), кровоснабжения (это транспорт и торговля) и нервно-двигательной системы (правительство и военная организация).

Английский историк-позитивист Генри Томас Бокль (1821-1862) утверждал, что цивилизация результат двоякого действия внешних явлений на дух человечества и духа человеческого на внешние явления.

Важнейшими условиями существования цивилизации он считал климат, пищу, почву и общий вид природы.

Существенное влияние этих факторов, по его мнению, имело место лишь в первобытном обществе, в древности, когда человечество не накопило еще достаточных знаний.

Слайд 11. Англ.историк-позитивист Г. Бокль важнейшими условиями существования цивилизации он считал климат, пищу, почву и общий вид природы, но в первобытном обществе, в древности, когда человечество не накопило еще достаточных знаний. По Боклю, с наступлением цивилизации главным двигателем становится разум, науки и знания, духовные законы.

По Боклю, с наступлением цивилизации главным двигателем становится разум, науки и знания, духовные законы. Законы физические все больше утрачивают свое значение.


Цивилизационная концепция Данилевского Н.Я.

Во второй половине XIX в. сложилась концепция смены циклов исторического развития. Впервые теория культурно-исторических типов локальных цивилизаций была сформулирована русским философом Ник. Як. Данилевским (1822-1885) в книге Россия и Европа (1869 г.).

Слайд 12. Во второй половине XIX в. сложилась концепция смены циклов исторического развития. Впервые теория культурно-исторических типов локальных цивилизаций была сформулирована русским философом Н. Данилевским. По Данилевскому цивилизация это культурно-исторический тип общества в рамках обособленных локальных образований.

По мнению Данилевского, за терминами древняя история или новая история ничего не стоит, кроме стремления западноевропейской цивилизации к мировому первенству, вследствие чего эта цивилизация считает только свою собственную историю достойной быть образцом истории всего человечества.

Эту периодизацию Данилевский считает неестественной и противопоставляет ей деление истории на культурно-исторические типы. По Данилевскому цивилизация это культурно-исторический тип общества в рамках обособленных локальных образований.

Главное, - писал он, - должно состоять в отличии культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития.

Данилевский еще допускает своего рода прогресс, выстраивая культурно-исторические типы в некий ряд.

Из этого следует, как считает он, что положительную роль в истории сыграли 11 основных культурно-исторических типов: египетский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитский), китайский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (аравийский), германо-романский (европейский).

Каждая локальная цивилизация, согласно Данилевскому, проходит в своем развитии ряд стадий: становления самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка.

Слайд 13. Он считал, что положительную роль в истории сыграли 11 основных культурно-исторических типов: египетский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитский), китайский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (аравийский), германо-романский (европейский). Данилевский сформулировал пять законов исторического развития, основанных на идее культурно-исторических типов.

Данилевский сформулировал пять законов исторического развития, основанных на идее культурно-исторических типов.

Слайд 14. 1-й Закон - всякий народ представляет свою самобытную цивилизацию. 2-й Закон - цивилизация не может сложиться и функционировать без политической независимости. 3-й Закон - цивилизации не передаются от одного народа к другому, но лишь воздействуют друг на друга. 4-й Закон - Цивилизация только тогда развивается, когда народы ее составляющие объединены в федерацию. 5-й Закон - формулирует суть круговорота цивилизационного развития.

1-й Закон - всякий народ представляет свою самобытную цивилизацию.

2-й Закон - цивилизация не может сложиться и функционировать без политической независимости.

3-й Закон - цивилизации не передаются от одного народа к другому, но лишь воздействуют друг на друга.

4-й Закон - Цивилизация только тогда развивается, когда народы ее составляющие объединены в федерацию.

5-й Закон - формулирует суть круговорота цивилизационного развития. Ход развития цивилизации всего ближе уподобляется тем многолетним растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Образ культурно-исторического типа продолжает оставаться актуальным как модель и ориентир, а Н.Я. Данилевский по праву считается основателем современной цивилизационной теории.

Благодаря успехам исторической науки XIX в. появилось понимание того, что цивилизация сформировалась лишь на определенном этапе развития человечества, представляя собой качественный рубеж на эволюционном пути, своеобразную вторую ступень в истории общества, следующую после ступени дикости и варварства.

Именно такой смысл понятию цивилизация придал знаменитый американский этнограф Льюис Морган (1818-1889).

Взгляды Моргана формировались на основе детального изучения культуры многочисленных индейских племен Северной и Центральной Америки.

Морган предложил схему истории человечества, в которой выделялись три этапа: 1)дикость, 2)варварство и 3)цивилизация.

Слайд 15. Америк.этнограф Л.Морган предложил схему истории человечества, в которой выделялись три этапа: 1)дикость, 2)варварство и 3)цивилизация. Для цивилизованного общества характерно развитие материальных производительных сил, появление частной собственности на землю, концентрация богатств, раскол общества на классы и формирование государства.

Каждый из первых двух этапов подразделяются еще на низший, средний и высший.

При этом разделении ученый исходил из следующих критериев. Примитивное общество основано на принципах общего происхождения и родства. Для цивилизованного общества характерно развитие материальных производительных сил. Функциональное разделение труда, расширение системы обмена товарами, появление частной собственности на землю, концентрация богатств, раскол общества на классы и формирование государства.

Эволюционная концепция Моргана оказала немалое влияние на социальную модель развития общества, созданную К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895).

Энгельс в (1884 г.) работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», проанализировал первые этапы становления человеческого общества и предпосылки формирования цивилизации.

Он охарактеризовал основные признаки цивилизации как социально-экономической системы.

В области экономики - это усовершенствование производства продуктов питания, усиление общественного разделения труда, появление купцов-профессионалов и денег.

В социально-политической сфере речь идет о наличии антагонистических классов, государств, наследования собственности на землю, в сфере культуры о письменности и искусстве.

Слайд 16. В социальной модели развития общества, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом охарактеризованы основные признаки цивилизации как социально-экономической системы и введен конечный временной ограничитель: цивилизация это отрезок исторического пути человечества до наступления коммунизма. Они рассматривали цивилизацию как серию антагонистических формаций, начиная с рабовладельческой.

 

В творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса исследование понятия цивилизация никогда не выходило на передний план, ибо они рассматривали цивилизацию как серию антагонистических формаций, начиная с рабовладельческой.

Маркс и Энгельс ввели конечный временной ограничитель: цивилизация это отрезок исторического пути человечества до наступления коммунизма.

Развитие мировой истории представлялось как последовательная смена общественно-экономических формаций, как движение от первого бесклассового общества (первобытнообщинного строя) через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм) к новому бесклассовому коммунизму.

Утверждалась незыблемость действия основного закона исторического развития смена формаций происходит путем революций. Понятие формация в марксизме основополагающее.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: