Тема 4. Учения Платона и Аристотеля




Учение Платона о государстве и справедливости основано на учении о душе.

Душа – это сознание (по учению Платона). Душа бессмертна и имеет три части: разум мужество и чувственность (способность к восприятию, как способность влечению к тому, что более полезно, удобно и т.д). Все эти части есть в каждой душе. Но бессмертной является только Разум. Мужество является более высокой и значимой, чем чувственность, которая находится на самой нижней ступени. Эти части души распределены не поровну, одна из этих частей преобладает надо двумя другими. Речь идет не о равности в значимости, а о равности в объеме. Одна из частей является больше, чем две другие. Из этого и следует учение Платона

Человек делится на три разновидности:

1. Те, у кого преобладает Разум (высший тип) -

2. Мужество (средний тип)

3. Чувственность (низший тип)

Они не равноценны. поэтому, философы, у Платона, ставились во главе государства, т.к. у них Разум преобладает.

Т.к. люди делятся на три типа, по человеческой природе своей, то утверждается естественная по своему содержанию иерархия, структура.

Государство должно быть сословным, поэтому, что должны быть разделены общественные функции:

1. Функции управления – тип Разума

2. Защиты - Мужества

3. Производства – Чувственности

Если что-то из этого идет в перекрест, то государство не может существовать

Справедливость – иерархическое распределение прав и свобод между людьми в соответствии к принадлежности каждого из них к своему типу.

Иерархия – распределение не равное, но по уровням, между которыми идет жесткое неравенство. По Платону эта иерархия и есть сословие. Именно тогда, когда люди делятся на типы, тогда то, в чем они не равны приобретает жесткую определенность. Воздаяние, утверждение Платоном есть не просто воздаяние в соответствие с заслугами, но воздаяние жестко структурированное, являющееся в своей степени максимальным, предельным.

Учение Аристотеля

Начинается с утверждения того, что является естественной причиной возникновения государства. Это способность человека к общению. Точнее это само общение, как естественно присущее человеку свойство и добродетель (способность, приводящая к благу). Государство есть естественный результат общения. Общение – это то, что производится обществом, например естественные блага.

У общения есть 3 формы:

1. Семья - общение осуществляется в семье. Образующее общее благо в виде Власти обращения отца к семье, Отца к сыну, повелителя к слуге.

2. Род (совокупность семей) и селение (географическое явление, образуемое родом или совокупностью родов) – мотив общения не только то, что локализовано семьей, но и то, что необходимо в межродовой общине. Предметом общение является общее для родов общее благо. Когда селения объединятся, то образуется государство

3. Государство – заканчивается общение в историческом смысле. Это высшая форма общения.

Государства делятся у Аристотеля на виды по параметрам:

1. Качественный параметр

a. Правильные государства – цели правления совпадают с целями общего блага

b. Неправильные – правление с целью частного блага.

2. Количественный

a. Правление одного

b. Правление немногих

c. Правление многих/большинства

3. В итоге 6 видов государств

a. Монархия – правление одного правильная – может выродится в тиранию.

b. Аристократия – правление немногих правильная – может выродится в олигархия

c. полития – правление многих правильная – может превратится в демократию, но полития есть средняя между олигархией и демократией, что уравнивает ее, тянут ее в разные стороны, но в равной мере. Именно из политии выходит суть справедливости.

d. Тирания – правление одного неправильная

e. Олигархия – правление не многих неправильная

f. Демократия – правление многих, неправильная

По его мнению идеальным государством является полития

ПО мнению Аристотеля, высшим благом является то, что определяется не благим, но противоположным благому. Высшим будет то, что будет между ними.

Худшими формами являются Олигархия (власть богатых) и Демократия (власть бедных)

Справедливость – это равенство/компромисс между равенством и воздаянием. Достигается уравновешивание изначально неравенством изначально неравного. Одно неравенство компенсирует другое и получает равенство.

Бедные должны признать, что есть богатые, в этом неравенство. Но в то же время, богатые должны платить больше налогов, что так же есть неравенство.

Средние граждане – те, кто не дает отобрать все у бедных, и те, кто обеспечивает оплату налогов богатыми. В этом и есть справедливость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: