Политико-правовые учения в России до18 века.




Начала письменной полит. мысли России – Древней Руси восходят к Х – IХ вв.

Как и в Европе начальная стадия полит. мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиоз.

Наиболее важные полит. суждений - происхождение гос., правомерность правящих кругов, укрепления княжеской власти, единство рос. земель.

В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной, традиционной. Так, в “Поучениях” В. Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. Основные полит/ идеи В. Мономаха: - о качествах идеального христианского государя, который не терпит беззакония в религиозной и обыденной жизни, - признает старшинство в роде, - блюдет честь перед другими странами, - ратует за единство рус/земли как целого, скрепленное договорами между князьями.

В “Повести временных лет” Нестора есть легенда о том, как на Русь призывали коряжских князей. Легенда как бы выполняла реальную полит. роль, рассказывая об истор. независимости Киева от византийских императоров.

Со времен Древней Руси росло сознание, что в основе гос. должно лежать согласие.

Древнерусская полит. мысль и политика имели богатую НП базу. Одним из источников являлась “Русская Правда краткой редакции – Закон русский” (правовое положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и независимых людей)

Большое значение в “Русской правде” придавалось показанию свидетелей как важного элемента судебного процесса. Со временем “Русская Правда” из княжеского доминального закона превратилась в сборник норм феодального права в целом.

Объединение рус. земель вокруг Московского княжества, образование единого рус. Гос., завершение процесса формирования великорусской народности стали важными причинами подъема национального самосознания россиян.

Идея гос. и церковной независимости Рос. в правящих кругах трансформировалась в идею особой международной православно- политической миссии Рос.. В результате этого была сформулирована концепция “Москва – третий Рим”. Эти концепции стали официальной идеологией русских царей, при Иване III. В силу этой концепции рус.царям надлежало хранить и поддерживать православие как в самой Руси, так и в ближайших регионах Запада и Востока.

А.М. Курбский, признавая полновластие царя, написал Ивану Грозному “Грамоты”, в которых изложил свое мнение о правлении гос.. Он считал, что царь должен советоваться со своими вельможами, иметь при себе мудрых советников. Он увидел опасность в политике Ивана IV, который опирался на опричнину, состоящую из малоизвестных и малоимущих, жаждущих крови именитых бояр. Своей политикой Иван IV разрушал жизненно необходимый для гос. соц. строй.

Общественный деятель ХIV века И.С. Пересветов, видя связь общественного зла с порабощением, лучшим средством уничтожения кабалы считал ”ограничение боярства”, в борьбе против которого русские государи должны опираться на служилых людей.

На разжигание ненависти к боярам были рассчитаны письма Разина. Он распространял слух о том, что царь в неволе у бояр – изменников.

В ХVI веке вышел – “Домострой”, представлявший собой полит. о задачах гос., церкви и семьи. В этой книге утверждалась власть государя, защищались принципы патриархального быта, беспрекословного повиновения главе семьи. Главнейшие задачи гос. совпадали с задачами церкви, а семья признавалась важнейшим гос.учреждением, фундаментом всего гос. здания.

Cамым значительным памятником права был Судебник 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Рус. Гос. ОН имел и другую цель - закрепить новые общественные порядки, в частности постепенное выдвижению мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. Его источниками явились Русская Правда, Псковская судная грамота; текущее законодательство московских князей. Больше половины статей было написано заново, а старые нормы были в основном переработаны. Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права, кодифицированные нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и др.

В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Он представлял собой особую форму власти, организацию и представительство в рос. условиях основных групп господствующих сословий.

С. О. Шмидт говорил: «...Соборы XVI века - это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана Грозного - «органы территор. централизации, признак объединения земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся самодержавию как орудие сопротивления сохраняющийся еще феодальной раздробленности».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: