Политически доктрины 19 века Пейна.




Томас Пейн, (29 января 1737(17370129) — 8 июня 1809) — англо-американский писатель, философ, публицист, прозванный «крёстным отцом США». Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в популярном памфлете «Здравый смысл» (1776). В трактате «Права человека» (1791) выступил с обоснованием Французской революции с позиций Просвещения, за что был избран в Конвент в 1792 г. В 1794 году написал важнейший философский труд «Век разума», проникнутый идеями деизма и верой в торжество разума. В религиозных воззрениях Пейн был последователем англ. деистов; целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 году Пейн издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои полит. убеждения.

В 1797 году он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии.

Пейн был типическим представителем как полит., так и религиозного рационализма. Никто так не доверял человеческому разуму, как он. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Пейн сказал: «Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть ее». Слова эти — его лучшая характеристика.

Анализируя формы гос., Пейн различал «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления — наследование или выборность. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл «самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления». Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии «являются позором для человеческой природы».

 

Политико-правовые взгляды Джеферсона.

Томас Джеферсон (1743-1826), сочетал занятие философией с гос. и общественной деят-стью. Самое крупное произведение – «Заметки о штате Виргиния», 1785. Самое известное произведение – Декларация независимости США, 1776. Он успешно прошел многие ступени полит. карьеры от практикующего юриста и милицейского чиновника до губернатора штата, а затем и президента страны. В его полит. предпочтениях наблюдается известная эволюция от радикальных, нередко утопических программ до уверенных либеральных принципов. Его значительные заслуги в деле просвещения и пропаганды свободомыслия – он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы, президентом американского философс. общества, опекуном университета. Общественное обучение он считал таким же неотъемлемым атрибутом демократической республики, как естествен. права человека, как право народа на самоуправление. Уже впервой своей значительной работе «Общий обзор прав Британской Америки (1774)» опубликованной в виде анонимной брошюры как обращение к английскому королю, он обосновал тезис о необходимости вернуть народу «права, полученные по законам природы».

В заметке о штате «Виргиния» Он высказывается по вопросу о будущем демократии Америки. Его не оставляет надежда, что человечество научиться извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя. Сбирая деньги и оберегая свободу человека, не следует втоже время доверять их тем. Кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и судебной властей, особенно когда они не испытывают никаких ограничений. Он был убежден, что в скором времени коррупция в этой стране, как и в той, откуда мы происходим, охватит правительство и распространиться на основную массу нашего народа. Настало время опасаться коррупции и тирании, пока она не завладела нами.

Защищая право на свободу вероисповедания, он относил его к разряду естествен. прав и потому непереуступаемых никакому правительству. Республиканские принципы в организации деятельности гос. должны пронизывать последовательно все уровни – организацию и деятельность федерации. Штата, а также округа, районы. И отдельные приходы. Полемизируя с Юмом относительно происхождения всякой справедливости власти и ее носителей, он держался принципа правления большинства, пологая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливости в целом меньше, чем от правящего меньшинства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: