Причины, условия и последствия конкуренции




В Г. КАЛИНИНГРАДЕ

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Мировая экономика»

 

на тему: «»

 

 

Студента 1 курса

Группы

ФИО

 

Преподаватель:

Доцент Власенко Р.Д.

 

 

Калининград


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫО КОНКУРЕНЦИИ.. 4

1.1 Понятие и значение конкуренции. 4

1.2 Функции конкуренции. 5

1.3 Причины, условия и последствия конкуренции. 6

2 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 15

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы конкурентного взаимодействия между субъектами рыночной экономики занимают одно из центральных мест в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.

Конкуренция относится к числу фундаментальных понятий в теории и практике экономической системы.

Изучению механизма конкуренции посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных ученных. Основные подходы были разработаны еще в первой половине ХХ в. Однако проблемы его экономико-теоретического определения и методики оценки измерения уровня конкуренции до сих пор являются актуальными.

Целью работы является изучение конкуренции в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и значение конкуренции;

- рассмотреть функции конкуренции;

- рассмотреть причины, условия и последствия конкуренции;

- определить роль конкуренции в развития рыночной экономики;

- сделать выводы по работе.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка истолкованной литературы.

 


ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫО КОНКУРЕНЦИИ

 

Понятие и значение конкуренции

 

Слово «конкуренция» (лат. concurrentia) трактуется как столкновение или состязание, соперничество между людьми, хозяйственными субъектами в достижении одной цели на каком-либо поприще [5]. Толковый словарь русского языка также под конкуренцией понимает «соревнование, соперничество на каком-либо поприще» [8].

Исследования сущности конкуренции позволили определить ее как некий механизм, обеспечивающий ускорение научно-технического прогресса, сбалансированное соотношение между общественным производством и общественными потребностями, регулирующий пропорции общественного производства.

Конкуренция минимизирует риск производства ненужных или слишком дорогих для потребителя продуктов.

«Мировой опыт свидетельствует о том, что конкуренция является эффективным механизмом размещения факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Все это и обусловливает активное использование конкуренции в политике регулирования рыночных процессов как мощного инструмента обеспечения экономического развития государства» [3, с. 85].

Американский экономист Полл Самуэльсон определяет конкуренцию как сложный механизм непроизвольной координации производства, который через систему цен и рынков объединяет знания и действия миллионов индивидов. Тем не менее система удовлетворяет первое требование, которое ставится перед любым социальным организмом, – «способность выжить».

Таким образом, конкуренция определяется, прежде всего, как механизм, направленный на достижение поставленных целей посредством выполнения определенных функций.

 

Функции конкуренции

 

Экономисты выделяют несколько основных направлений, благодаря которым конкуренция помогает развивать конъюнктуру рынка. Рассмотрим функции конкуренции в рыночной экономике, примеры и результаты.

Рассмотрим каждую из них в таблице 1.

 

Таблица 1 – Функции конкуренции

Функция Характеристика
   
Регулирующая функция Регуляция состоит в том, что, благодаря исследованию, анализу спроса и продаж, компания устанавливает тот объем производства, который необходим для удовлетворения нужд рынка.
Аллокационная функция   Все факторы и предметы производства должны располагаться наиболее выгодно по отношению к источнику производства и потребителю.
Инновационная функция   Инновационная функция в современном мире играет одну из самых важных ролей. Технологии настолько быстро меняются, что порой их введение приносит огромные затраты. Но благодаря инновациям улучшается качество, повышается продуктивность труда, улучшаются условия работы.
Распределяющая функция   а компания, которая хочет остаться на рынке и завоевать потребителя, будет делать все возможное для этого. Тот, у кого есть собственный бизнес, знает, что в один момент можно легко прогореть, даже если все, казалось бы, уже наладилось. 48% мелких фирм уходят с рынка еще в первый год после появления, еще 60% заканчивают свою деятельность в течение трех лет. Особенно четко это прослеживается в точках розничной торговли.

 

Продолжение таблицы 1

   
Контролирующая функция   Если посмотреть характеристики каждого из типов рынка, то можно заметить, что у каждой из них есть контролирующие органы. У монополий и олигополий это Антимонопольный комитет. А вот в чистой и монополистической конкуренции внешних контролирующих органов нет, потому что они и не нужны. Поскольку потребитель сам выбирает, у кого покупать, конкуренты не могут ставить цену, значительно превышающую цену оппонента, или снижать качество. Это приведет к потере клиентов, а значит, к возможному банкротству. Умелое лавирование и постоянная работа над ошибками — вот ключевые факторы успеха там, где много подобных фирм.

 

Далее необходимо рассмотреть причины, условия и последствия конкуренции.

 

Причины, условия и последствия конкуренции

 

«Объективные закономерности позволяют выделить основные причины возникновения конкуренции для организаций одной отрасли:

- ограниченность ресурсов и рост потребностей;

- наличие (и (или) постановка) общей цели хозяйствования;

- организация предприятия, начало деятельности;

- позиционирование организации-производителя, продавца товара на рынке;

- формирование предложения благ;

- адаптация к среде и стремление к лидерству;

- расширение сферы и совершенствование деятельности;

- стремление к высокой конкурентоспособности (товара, предприятия)» [4, с. 257].

Под причиной мы понимаем начало, источник, коренной повод к действию, а условием является наличие обязательных факторов для его возникновения.

Условия конкуренции представим ниже:

- существование неудовлетворенного спроса на определенные блага;

- наличие на рынке 2-х и более субъектов в одной отрасли хозяйствования, а также достаточного количества потенциальных потребителей;

- развитое состояние товарно-денежных отношений (плюс институциональные основы рынка);

- отсутствие барьеров входа на рынок (в том числе криминального характера);

- низкий уровень коррупции;

- малые издержки при организации и регистрации предприятий;

- высокая культура предпринимательства и экономическая грамотность населения;

- позитивные традиции в обществе и обычаи делового оборота;

- оптимальная сегментация рынков;

- защита конкуренции и ограничение монополий со стороны правительства в виде эффективного законодательства и соответствующих экономических мер;

- эффективная борьба с недобросовестной конкуренцией, в том числе с участием правоохранительных органов;

- развитие международного сотрудничества в экономике, стимулирующего рост конкурентоспособности благ на внешних рынках;

- широкое использование международных стандартов качества и инновационных технологий.

С учетом вышеперечисленных факторов, возникновение и развитие конкуренции в отрасли имеет как положительные, так и негативные по- следствия. Отметим положительные:

- развитие экономики за счет соревнования предпринимателей за потребителя и наемных рабочих за лучшие места;

- снижение затрат и экономия ресурсов;

- рост качества и ассортимента продукции;

- равновесие цен и оптимизация нормы прибыли;

- внедрение инноваций и стимулирование НТР;

- вытеснение с рынка некачественной (и или) дорогой продукции, закрытие неэффективных производств;

- эффективное распределение ресурсов и оптимальное соотношение отраслей хозяйства;

- гибкая реакция на изменение рыночной конъюнктуры;

- удовлетворение возрастающих потребностей путем совершенствования производства;

- рост конкурентоспособности продукции;

- появление цивилизованных предпринимателей;

- снижение коррупции в рыночном хозяйстве и гос. управлении;

- рост экономической эффективности и безопасности производств;

- снижение негативного влияния монополий и олигополий;

- конкуренция на рынке труда стимулирует обучение и рост профессиональных качеств наиболее востребованных работников.

Необходимо отметить и отрицательные стороны конкуренции в соответствии с принципом экономического дуализма:

- неизбежная концентрация производства как итог успешной борьбы с конкурентами (появление монополий и олигополий при слабом антитрестовском регулировании экономики);

- снижение издержек ведет к уменьшению номинальной зарплаты и платежеспособного спроса;

- увеличение интенсификации труда и рост безработицы при внедрении автоматов;

- банкротство и уход мелких производителей, занимавших свою нишу на рынке;

- незаинтересованность в производстве товаров коллективного пользования и аналогичных услуг ввиду их низкой рентабельности и долгой окупаемости;

- появление новых форм недобросовестной конкуренции;

- рост социальной напряженности в обществе (особенно при конкуренции между потребителями) и неопределенности в управлении производств (при конкуренции между производителями);

- запаздывание в корректировке антимонопольного законодательства при интенсивной конкуренции на рынках;

- демпинг цен в условиях кризиса и международных санкций;

- доминирование корпоративных интересов над общегосударственными.

Таким образом, необходимость изучения природы конкурентной борьбы диктуется ее ролью в процессе воспроизводства, доказанной всей историей развития цивилизованных стран.

В условиях российской действительности, отсутствии собственного опыта конкуренции практически во всех сферах жизни, требуются новые подходы, основанные на специфике отечественного менталитета и ведении хозяйства при избытке ресурсов и высокой монополизации экономики.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: