РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ




 

Действительно сформировавшаяся практическая деятельность экономической жизни в обществе демонстрирует, то что рынок и, более мощный и эффективный, чем любой другой фактор ее движения.

Результативность функционирования рынка тем больше, чем активнее конкурентная борьба и чем правильнее требования для ее проявления.

«Конкурентная борьба запрашивает установленного, предпочтительно рационального сочетания экономических, научно - технических и социальных предпосылок. Несоблюдение данного требования усложняет проявление конкурентной борьбы и в том числе и сводит ее на нет» [1, с. 256].

В результате – медленное развитие в экономике, сокращение ее производительности, вероятное снижение жизненного уровня жителей государства.

Конкурентная сфера, ровно, как и рыночная экономика в целом – не стихия и не анархия. «В собственной основе она действует в соответствии с точно рассчитанным целевым программам» [1, с. 258].

Присутствие такого рода среды свойственно для рыночной экономики – особенной фазы в формировании социального производства. Установлено, то что не любое товарное производство и рынок вызывают рыночную экономику. Однако, любая рыночная экономика основывается в высочайшей степени развития товарно-денежного обращения.

«Конкурентоспособной среде предшествует формирование конкурентной борьбы ровно как таковой, т.е. формы отношений хозяйствующих субъектов в ходе осуществления их личных интересов. При ее нехватке почти каждый производитель, в том числе и никак не занимающий главенствующей роли на рынке, владеет монопольной властью, перспективой устанавливать покупателям собственные требования» [3, с. 167].

В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире.

Причинами его появления были:

- устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства;

- свёртывание товарно-денежных отношений;

- ликвидация конкуренции;

- искусственная концентрация и узкая специализация производства;

- преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

«Наша экономика неповторима: в ней монополизировано отнюдь не только лишь производство, а и среда обитания хозяйствующих объектов. Правительство выступает одновременно и как монопольный изготовитель, и так же монопольно распоряжающееся начало. Негосударственные экономические субъекты, вмонтированные в монопольную среду обитания, им же основанную» [9, с. 170].

Рыночная конкуренция – это система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов.

Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.

«Государственные, в том числе индивидуальные, компании создавались в основном в торговле и финансовых отраслях, где более усилено, формировались процессы начального накапливания денежных средств. В линии отраслей соперничество формировалось благодаря импорту» [6, с. 322].

Образованные в основном в непроизводственной области коммерческие структуры – малочисленны, сконцентрированы в распределении готового продукта и никак не содействуют развитию конкурентоспособных взаимоотношений в изготовлении.

Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.

«Закон рыночной конкуренции основывается на разнице между стоимостью товара и издержками его производства и на вытекающей из нее возможности с прибылью продать товар ниже его стоимости, а также способности предложить социально значимый, общественно полезный товар. Но в условиях высокой технологичности производства, на практике сложно получить конкурентное преимущество в виде более низкой себестоимости, чем у конкурентов» [10, с. 148].

Также стоит отметить, что конкурентные стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Разработка конкретных конкурентных стратегий, которые позволяют предприятию занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимущество перед конкурентами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы была достигнута ее цель – была изучена конкуренция в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- рассмотрено понятие и значение конкуренции;

- рассмотрены функции конкуренции;

- рассмотрены причины, условия и последствия конкуренции;

- определена роль конкуренции в развития рыночной экономики.

Исследования сущности конкуренции позволили определить ее как некий механизм, обеспечивающий ускорение научно-технического прогресса, сбалансированное соотношение между общественным производством и общественными потребностями, регулирующий пропорции общественного производства.

Конкуренция минимизирует риск производства ненужных или слишком дорогих для потребителя продуктов.

Конкуренция определяется, прежде всего, как механизм, направленный на достижение поставленных целей посредством выполнения определенных функций.

К функциям относятся:

- регулирующая;

- аллокационная;

- инновационная;

- распределяющая;

- контролирующая.

Конкурентоспособной среде предшествует формирование конкурентной борьбы ровно как таковой, т.е. формы отношений хозяйствующих субъектов в ходе осуществления их личных интересов.

При ее нехватке почти каждый производитель, в том числе и никак не занимающий главенствующей роли на рынке, владеет монопольной властью, перспективой устанавливать покупателям собственные требования.

Рыночная конкуренция – это система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов.

Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.

Конкурентные стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов.

Разработка конкретных конкурентных стратегий, которые позволяют предприятию занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимущество перед конкурентами.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Амосова В.В. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2014. – 736 с.

2 Бурук А.Ф. Определение сущности понятия конкуренции и проблемы ее измерения // Мир экономики и управления. – 2016. – № 3. – С. 84-99.

3 Грязнова А.Г. Экономическая теория: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М.Соколинский. – М.: Кнорус, 2014. – 464 с.

4 Кондратюков С.В., Стаурский С.С. Причины, условия и последствия конкуренции // Омский научный вестник. – 2015. – № 4 (141). – С. 256-258.

5 Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.

6 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – Спб.: Питер, 2014. – 560 с.

7 Оберт Т.Б. Неустойчивость рыночной конкуренции в современных условиях // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 4-5. – с. 101-104.

8 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

9 Сапунов А.В. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики / А.В. Сапунов, Е.А. Капсамун // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: материалы международн. научн.-практ. конф. (Челябинск 03 декабря 2016). – Уфа: ООО «ОМЕГА САЙЙНС», 2016. – с. 169-171.

10 Червонящая С.В. Экономическая сущность конкуренции в условиях рыночной экономике // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. – 2016. – № 13. – С. 114-149.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: