Одним из самых значимых факторов формирующих профессиональную социализацию является образование.




Образование – особый социальный институт, соединяющий в себе как чисто административные, так и творческие функции. Вуз – часть этого института, включающая в себя элементы административного управления и творческого содружества, объединяющего ученых, педагогов и студентов с целью получения нового знания и формирования нового поколения ученых и педагогов. Достижение этой цели возможно при условии, что образовательное учреждение является центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Сегодня существует необходимость организации глубокого и всестороннего взаимодействия культуры и образования, иными словами – "переориентации образования с модели научной на культурную".

Организационно-культурная миссия образовательного учреждения предполагает создание условий для свободного и творческого развития личности каждого человека в процессе обучения, пробуждение потребности в освоении культурных ценностей профессиональной среды и их глубокой интериоризации. Реализацию данной миссии осуществляют организационно-культурные механизмы профессиональной социализации, основным из которых является социокультурная среда учебного заведения.

Социокультурная среда формирует специфическое пространство, в котором проходит процесс профессиональной социализации обучающегося, формируется личность будущего специалиста, осуществляется взаимодействие комплекса агентов, осуществляющих управление данным процессом, – профессорско-преподавательского состава, администрации, воспитательных, научных и других структур.

Социокультурная среда вуза охватывает разнообразные канаты и формы обучения, формальную и неформальную иерархию агентов образовательного процесса, воспроизводит и трансформирует явные и латентные ценности учебного заведения, контролирует на формальном и неформальном уровнях соблюдение нормативов коллективного поведения и выполняет целый комплекс других важных функций.

Процесс профессиональной социализации является двунаправленным. С одной стороны, это субъекты обучающего воздействия (преподавательский коллектив, социокультурная среда учебного заведения, организация учебного процесса и сокурсники), которые в процессе обучения воздействуют на студента, тем самым помогая входить в профессию. Сам студент (объект обучающего воздействия) усваивает и интегрирует предоставляемые знания и практические навыки. С другой стороны, становление профессионала происходит в творческом воспроизведении усвоенных норм и ценностей, культуры и знаний, опыта и навыков в практике. Данный процесс можно определить как обратное социализирующее влияние объекта социализации (студента) на обучающую среду. Эти две составляющих одного процесса невозможно разделить без ущерба для формирования полноценного профессионала.

Только одновременное усвоение системы профессиональных знаний в процессе обучения (выполнение функций объекта обучающего воздействия) и субъекта творческого осознания содержания этих знаний (выполнение функций обучающегося субъекта) позволяет студенту в полной мере включаться в освоение профессионального пространства и активно искать в нем свое место. Структура профессиональной социализации как совокупность компонентов данного процесса и комплексного результата в виде сформированных элементов профессиональной культуры специалиста представлена на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Структура профессиональной социализации в вузе

Социализирующая роль учебного заведения не ограничивается передачей обучающемуся определенного комплекса знаний и контролем их усвоения, но предполагает конкретную ориентацию на будущий профессиональный статус и начальную адаптацию к профессиональной среде. В процессе усвоения комплекса необходимых знаний и навыков познавательная деятельность студента постепенно сменяется профессиональной, с соответствующей сменой потребностей, интересов, постановкой целей и средств, используемых для их достижения. Соответственно, в процессе обучения постоянно возрастает объем компетенций, необходимых молодому специалисту для полноценного включения в профессиональную среду.

Успешная социализация в учреждении профессионального образования является первым шагом в профессиональной деятельности и построении дальнейшей карьеры. В процессе профессиональной социализации будущему специалисту приходится взаимодействовать с различными агентами социализации (семья, государство, средства массовой информации), оказывающими длительное воздействие на личность, изменение ее структуры. К непосредственным агентам профессиональной социализации также относятся работодатели и различные специалисты, составляющие профессиональное сообщество и тесно взаимодействующие с рынком труда. Отсюда все возрастающая роль взаимодействия учебного заведения с производством, с наукой, с рынком труда.

Именно тесная интеграция обеспечивает быструю профессиональную адаптацию будущего специалиста на производстве. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социально-производственному коллективу.

Успешность профессиональной социализации достигается путем формирования профессионального сообщества, повышения престижа и социальной значимости профессии, высокой оплатой труда. В период обучения в учреждениях профессионального образования студенты адаптируются к новым условиям учебы и проходят вторичную социализацию, частью которой является профессиональная социализация. Она предполагает приобретение профессионального опыта, принятие решения о правильности выбора профессии, овладение ценностями профессионального сообщества. Следовательно, непрерывное профессиональное образование способствует социализации подрастающего поколения, приобщению к профессии, расширению профессиональных навыков и знаний, достижению определенного социального статуса и общему развитию личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: