Политико-правовая мысль Древней Греции периода эллинизма




Рассмотрим политико-правовую мысль периода эллинизма (вторая половина IV—II вв. до н. э.), нашедшую выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Эпикур (341—270 до н. э.) считал основой жизни естественное стремление человека к счастью. Счастье — спокойное состояние, наиболее удовлетворяющее человека, т. е. гармония здорового тела и безмятежной души. Оно достигается путем удовлетворения необходимых естественных потребностей человека, устранения телесных страданий и душевных тревог. Человек по природе своей ищет удовольствия и избегает страданий. Следовательно, в самом удовольствии нет ничего предосудительного. Однако не ко всякому удовольствию следует стремиться и не всякого страдания нужно избегать. Мудрец знает, какие удовольствия предпочесть, как избежать наслаждения, за которым следует страдание, как перенести страдание, за которым следует подлинное длительное наслаждение.

Этика Эпикура — наиболее совершенная форма античного гедонизма. Она проникнута индивидуализмом, рассматривает только интересы индивида. Идеал мудреца у Эпикура — человек, который умеет управлять своими страстями, не зависим от внешнего, безразличен к славе и почестям.

Этика — связующее звено между физическими и политико-правовыми представлениями Эпикура. Его взгляды характеризуются своеобразной теорией "общественного договора". Эпикур впервые высказал мысль о том, что государство основывается на взаимном договоре людей.

Эпикуреизму по некоторым основным проблемам этики противостоял стоицизм — наиболее характерное и популярное этическое учение эпохи эллинизма. Возникнув в конце IV в. до н. э., когда резкая социальная дифференциация общества на крупных собственников и бедноту привела к распаду прежнего относительного единства свободных граждан, к разобщенности, стоицизм был выражением морали человека, отчаявшегося найти счастье в жизни, ощущающего одиночество.

Характерной чертой стоицизма был космополитизм. В то время вместо множества отдельных самостоятельных государств появились крупные эллинистические монархии, и прежнее патриотическое отношение к своему городу-государству сменилось космополитическим восприятием мира. Стоики считали неправомерным ограничение государственной жизни рамками полиса. Это первые мыслители античности, в произведениях которых встречаются высказывания о равенстве греков и варваров, даже о равенстве свободных и рабов, а также призывы к гуманному обращению с рабами. Основателем стоицизма был Зенон (ок. 336—264 до н. э.). В истории стоицизма различают три периода: древнюю, среднюю и новую (римскую) Стою.

В центре этических рассуждений стоиков — не понятие счастья, а добродетель, но не в привычном для греков понимании. Стоики отрицают добродетель как наслаждение, ибо наслаждение, по их мнению, ничтожно. Добродетель заключается в совершенствовании. Сильную нравственным совершенством личность стоики противопоставляют безнравственности окружающей жизни. Человек не может сделать этот мир совершенным, но он может найти более совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство. Если нельзя найти удовлетворение во внешнем мире, то можно удовлетвориться самим собой. Если нет свободы во внешнем мире, то можно обрести внутреннюю свободу.

Так возникает одно из центральных понятий этики стоиков о внутренней свободе. Человек становится свободным в процессе нравственного совершенствования своей личности. Совершенствование состоит в подавлении чувственных страстей (ибо подчинение чувствам есть слабость) и в отказе от внешних связей, которые делают человека несвободным. Человек не должен стремиться к тому, что от него не зависит — к богатству, чести, славе, власти. Если стремление к ним сделать целью существования человека, то он окажется порабощенным этим стремлением и станет страдать.

Даже здоровье его и близких ему людей не зависит от него, так же как и смерть. Поэтому человек должен выработать равнодушное отношение к ним, бесстрастие, невозмутимость. Но он не может полностью обособиться от внешнего мира, порвать с природой. Он — часть мирового космоса и поэтому подчинен всеобщим закономерностям природы, в которой все обусловлено, строго детерминировано. В мире господствует фатальная необходимость, и человек должен покорно ей следовать.

Учение стоиков оказало заметное влияние и на взгляды Полибия (201-120 до н. э.) — видного греческого историка и политического деятеля эллинистического периода.

Полибий написал "Историю" в 40 томах, охватывающую события, происходившие в Греции, Македонии, Малой Азии, Риме и в других регионах с 220 до 146 г. до н. э., впервые выразив в ней идею единой всемирной истории. Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по законам природы. Всего существует, согласно Полибию, шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующие места в рамках полного цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Совершенными формами государства он считал царскую власть, аристократию и демократию. Полибий разделял естественно- правовые представления стоиков. Обычаи и законы характеризовались Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: