Ранняя классика: (Досократический период 6-5 век до н.э.)




VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты.

Представители:

Гомер, Гесиод, Орфей, Лин

Досократики и досократические школы:

Досократики —название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.

Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.

Основные представители: Фалес (640-548), Анаксимандр (610-547), Демокрит (460-370), Ксенофан (580-485), Пифагор (первый назвал себя философом) (570-490) и т.д.

Основные школы: Милетская школа (основанная Фалесом в Милете, Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.), Пифогорейцы (Пифагор, Филолай, Алкмеон, Гиппас, Архит), Элеаты (Парменид, Зенон Элейский и Мелисс, возможно Ксенофан, заложили фундамент классической греческой онтологии и разрабатывали теоретическое учение о бытии), Школа Гераклита (Гераклит, Кратил), Школа Анаксагора (Анаксагор, Метродор, Архелай), Атомисты (Демокрит, Левкипп).

Вне школ: Эмодокл, Диоген Апполоский.

Софисты:

Старшие софисты (акме приходилось на 2-ю половину 5 в. до н. э.): Горгий,Протагор, Антифонт, Продик, Гиппий, Ксениад

Младшие софисты (акме приходилось на 1-ю половину 4 в. до н. э.): Фрасимах, Калликл, Критий, Ликофрон, Алкидам

 

Древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно.

 

 

Классика (5-4 век до н.э.):

V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители:

Сократ, является главным представителем классической античной философии.

Платоники (Платон, Спевсипп, Ксенократ,...) IV веке до н. э. - 529 н. э. - утверждающют абсолютную реальность идей и бессмертие души.

Мегарская школа (Евклид из Мегары, Стильпон, Диодор Крон, Евбулид, Клиномах) - одна из сократических школ древнегреческой философии, основанная Евклидом из Мегары. Существовала в IV в. до н. э., сочетала идеи Сократа, элейской школы и софистов. Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики; сократовскую этику они связывали с элеатским учением о вечном и неизменном Едином.

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) - В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достиженияблага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.

Киренаики (Аристипп, Арета Киренская, Аристипп, сын Ареты, Феодор-Атеист, Гегесий) Киренаики или киренцы, последователи школы, основанной в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Философия киренаиков оказывала и прямое разрушительное действие на человека: поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью (Гегесий). Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую.

Элидо-Эретрийская школа (Федон из Элиды, Плистен из Элиды, Менедем) -одна из философских школ в Древней Греции, продолжила линию школы из Элиды, основанной Федоном и перенесённую в Эретрию его ученикомМенедемом. Иногда школу называют Элидо-Эретрийской, поскольку воззрения этих двух школ были схожими.Школа прекратила существование вскоре после смерти Менедема (III в. до н. э.), поэтому очень мало известно о её положениях. Федон был учеником Сократа, и Платонназывает в его честь один из диалогов («Федон»), но из диалога невозможно усмотреть его доктрину. Менедем был учеником Стильпона перед тем, как стал учеником Федона; в поздние времена, воззрения его школы часто связывают с Мегарской школой. Другом и коллегой Менедема в Эретрийской школе был Асклепиад из Флиунта.Также как мегарики, они верили в индивидуальность «Добра», отрицали множественность добродетели и любую разницу между Добром и Истиной. Цицерон говорит, что они сосредотачивали всё доброе в разуме и в остроте ума, который распознаёт истину. Они не допускали, что истину можно вывести из категорически отрицательных суждений и принимали только позитивные суждения, и из них только простые.

IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики. Представители:Аристотель, Теофраст, Эвдем Родосский, Стратон, Аристоксен, Дикеарх.

 

Эллинистическая философия (323 год до н.э. – 30 год до н.э.):

IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников). Основные школы:

Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Агриппа) — Их философия не оформилась в самостоятельную школу. Философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Эпикуреизм (Эпикур, Метродор Лампсакский) - Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 55 — 90 гг.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Факт проявления воли и «отклонения атомов» Плутарх называет случаем. Таким образом получается, что «в необходимости нет никакой необходимости». Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Знания Эпикур рассматривает как результат осмысления чувственного опыта. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению (принцип гедонизма), часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам.

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Ксенофана, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных сохранившихся сочинений.

Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ, мужественно вынесший суд над ним и казнь. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из единой душевной женственно-нежной материи — эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что всё в мире взаимосвязано, развивается по какому-то закону, под руководством божественного провидения. Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Особенно отчетливо эта мысль звучит в трудах Сенеки, для которого свобода — высший идеал.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: она упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

Так же, во время Эллинизма продолжали развиваться школы Киников (Менипп Гадарский, Бион Борисфенит, Кратет, Гиппархия).

И Средняя Академия Платонизма (средний платонизм) (I в. до н. э. — II в. н. э.) Этот период связан с именами Антиоха Аскалонского, Евдора Александрийского, Плутарха Херонейского.
После периода скептицизма, начинается формирование догматического платонизма. В I веке до н. э. на путь строгой систематизации платонизма встал Посидоний, преимущественно на основе комментария к платоновскому «Тимею». Основными моментами этого периода принято считать систематизацию платоновского наследия в учебниках, комментирование диалогов Платона и установление различия между учениями Платона и Аристотеля. Итогом этого почти трёхвекового процесса стал Неоплатонизм (III век н. э.).

Римско-Эллинистический период (30 год до н.э. – 5 век н.э.):

I в. до н. э.—V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ. Основные школы:

Эклектизм (Цицерон) — направление в философии, старающееся построить систему путём сочетания различных признаваемых истинными положений, заимствованных из разнообразных философских систем.

Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II век н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50-138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Муссоний Руф, Секст Херонейский, Гиерокл и др.

Римский Эпикуреизм (Каций, Лукреций).

I в. до н. э.—V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегосяхристианства. Основные школы:

Неопифагореизм (Аполлоний Тианский) — эклектическое философское направление в греческой философии, соединившее элементы пифагореизма с философией Платона, Аристотеля и стоиков. К древнепифагорейскому учению неопифагореизм близок любовью к мистике чисел и общим религиозно-нравственным характером.

Неопифагореизм возник в I веке до н. э. и фактически исчерпал себя к III веку н. э.

Развитие среднего и позднего платонизма (Плутарх, Клеанф).

Так же выделают течение Неоплатонизм (Аммоний Саккас, Плотин, Кастриций) - идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философииПлатона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигманеоплатонизма сводится:

§ к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

§ к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

§ к мистически-интуитивному познанию высшего;

§ к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

Таким образом, неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

Перипатетики (Александр Афродисийский, Фемистий) — ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

Другое название школы — Ликей (др.-греч. Λύκειον; в средневековом или традиционном латинском произношении — Лице́й) — по названию расположенного вблизи от гимнасия, где преподавал Аристотель, храма Аполлона Ликейского, в восточной части древних Афин. Основана в335/4 г. до н. э.[1]

В средневековье перипатетиками называли схоластов. Начиная с 9-го века перипатетизм был воспринят и получил развитие в работахарабоязычных мыслителей.

Христианская философия ( Климент Александрийский, Ориген, Августин Блаженный, Боэций) олемика христианской веры с господствующей современной философией (А. Демпф)[1].

Термин христианская философия используется для описания корпуса текстов, которые были созданы в культурной среде христианства — аналог терминам исламская философия, китайская философия, иудейская философия и т. д. При использовании термина разными авторами понимание сущности христианской философии весьма различно: нет философской системы, которую можно было бы назвать единственной христианской философией, но существуют многие христианские философии[2]. В частности, ряд православных авторов под христианской философией понимают общие принципы христианской антропологии, ориентированной на строгий аскетизм[3].

Начало христианской философии относят к III веку (Климент Александрийский, Ориген). До XIII века граница между философией и теологией размыта, наиболее выдающимся христианским философом является Аврелий Августин. С формированием схоластики теология начинает противопоставляться философии. Согласно схоластам, теология имеет «свет славы»[4], а философия создаётся естественным разумом человека. Противопоставление смягчается в эпоху Ренессанса и снова усиливается в период Реформации. С начала XIX века, в особенности, после энциклики папы возрождается (почти угасший) интерес к философии Фомы Аквинского и к схоластике, разворачивается процесс её систематизирования, вместе с тем, христианская философия получает новый виток развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: