Теория познания – гносеология.




1) Реализм. Познание – отражение реальности. Вне нас существует объективная реальность, факты – отдельные «слепки» с этой реальности. Понятия субъективного и объективного

2) Фундаментализм. Предполагает иерархию видов знаний, некоторые могут глубоко постигать сущность мироздания. Базис – наука.

3) Рационализм. Предполагалось, что разум видит все, у него нет слепых пятен. Концепция абсолютной истины и вера, что такое знание можно получить. Познание как репрезентация и реконструкция.

4) Кумулятивизм (кумулятивный подход) – плавный, постепенный, поступательный ход. Есть единая цель познания, каждая эпоха – шаги а пути к ней, каждое поколение стоит на плечах предыдущего… проецирование своих целей на прошлые поколения..

Редукция («упрощение») – сведение сложного к простому. Задача ученого – найти базисные элементы, из которых состоит реальность, свести многообразие к единому, а потом наоборот – синтез, как из «кирпичиков» складываются объекты.

- Рационализм – базисные элементы надо искать в разуме.

- Сенсуализм или эмпиризм – искать надо в чувственном опыте.

С помощью индукции потом строить теории.

Пример: Э. Дюркгейм, создатель функционального подхода. «причина создание религии – необходимость солидарности общества». На примере первобытных обществ, простых.

 

7.10.13

Классич и постклассич типы филосовствования…

Классич фсф – стремление сказать окончательное слово, истину в последней инстанции. Отсюда лозунги «конец истории» и пр.

Неклассич или постклассич фсф исходит из установки, что всякие высказывания, притязающие на универсальность и абсолютность, превышают границы возможностей человека. («все», «всегда», «повсюду»…). Она не скептична и не пессимистична, но знание всегда исторически обусловлено. Будут ли верны наши знания за пределами нашей исторической ситуации – требует обоснований и доказательств, не определяется автоматически. Но это тоже прагматический подход – эффективнее всего сейчас мыслить именно так.

Не претендует на строительство систем. Осуществляет терапевтич/аналитическую функцию по отн к существующей продукции: анализирует тексты историков, фсф.

Человек, утверждающий, что все лгут – мыслит в классич фсф.

Артур Данта. «Аналитическая фсф истории». Говорит что существует 2 вида фсф истории:

- субстанциальная строит концепции историч процесса.

- аналитическая занимается изучением языка истории.

Переход к неклассич фсф происходил с сер. 19 в.: К.Маркс, Ф.Ницше, З.Фрейд. Их труды считаются главными в процессе разрушения традиционной фсф.

Хотели показать, что человеч разум сам обусловлен, производен от соц-эконмич контекстов (Маркс), от структуры человеч психики (Фрейд). Многие идеи разума – идеологич конструкты неких соц групп, либо формы проявления бессознательных начал. Нужно уметь читать между строк, понимать статус высказываний: они могут быть выражением интереса, а не отражением мира. «Быть недоверчивым читателем».

Такой подход возможен, когда мы представляем современную продукцию как коммуникацию.

 

Как эти установки преломляются?:

 

5. Основные черты не(пост)классической философии (онтология): концепция открытых систем

Неклассическая эпистемология: основные понятия

o Антропоцентризм – убеждение, что мир может быть дан лишь в отношении к нам.

o Релятивизм – убеждение, что любая форма знания представляет собой видение с той или иной позиции (относительность) и никакой иной быть не может.

o Плюрализм – убеждение, что познание и знание представляет собой такое многообразие идей и теорий, которое в принципе не может быть соединено в целостную и непротиворечивую систему идей.

o Конструктивизм - убеждение, что не мир определяет цели нашего познания, способы организации и содержание нашего опыта, а специфика культуры, внутри которой находится познающий субъект.

o Прагматизм – убеждение, что структура и содержание нашего знания явно или неявно определяется практикой его применения.

o Историчность – убеждение, что условия формирования и особенности той или иной картины мира определяются особенностями ресурсов, которые находятся в распоряжении той или иной культуры, и теми целями, которые явно или неявно полагаются в ней приоритетными.

 

ОНТОЛОГИЯ

Интерпретирует реальность как открытую систему или их совокупность (в отличие от классич фсф). Классич интерпетир как закрытую систему: есть конечный набор закономерностей, найти их значит получить законченное знание, позволяющие делать прогнозы.

Концепция синергетики. Создатель – Илья Пригожин. «Порядок из хаоса». Получил Нобелевку. Открытость трактуется в 2 смыслах:

1) Постоянно находится в состоянии обмена с внешней средой, взаимное воздействие.

2) У нас никогда не может быть полной и исчерпывающей информации о таком взаимодействие. О последствиях наших воздействий на среду и среды на нас.

Следствия.

Флуктуация (от лат. «колебание») – случайное отклонение физических величин от средних значений. Если колебания усиливаются, принято считать, что система попадает в неравновесное состояние и становится чувствительное к внешним воздействиям. Если воздействие на систему усиливается, то система не выдерживает и ломается.

Точка бифуркации – переломный момент. Она может перейти в состояние большего хаоса, но может и в состояние большей организованности. Диссипативнаые структуры – упорядоченное самоорганизующееся состояние. Отсюда вывод – процессы в обществе не линейны, это скорее совокупность разрывов, после которых возможны вариации.

Идея самоорганизации, самоформирования новой системы.

Например, самоорганизация коллектива ученых: генераторы идей, исполнители и критики. Если убрать одну группу, то оставшиеся снова перегруппируются в эти 3.

Необходимо постоянно действие какого-либо фактора.

Гносеологические моменты.

Когда произойдет т. Бифуркации, какой параметр окажется решающим для слома системы и куда она перейдет заранее знать и предсказать невозможно. Это обусловлено ограниченностью наблюдателя. Фактор, в обычной системе являющийся незначительным, в состоянии перелома может оказаться решающим.

Принципиальная причина незавершенности систем – в специфике человеческого отношения к миру. Люди мир преобразуют, а животные адаптируются. Своим способом существования люди разрушают те системы, с которыми взаимодействуют, и создают социальные, но не могут знать всех последствий своих действий, с которыми потом опять придется разбираться.

Это происходит, потому что люди добиваются не того, чего изначально хотели. Гегель называл это хитростью разума. Мы сами обусловлены непредсказуемыми последствиями действий наших предков.

Идите и мыслите!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: