Тенденции развития социологии науки




Чтобы задействовать внешние контексты, социокультурные обстоятельства.

Амер социолог Роберт Мэртон (1910 – 2003). Считал, что социологии не надо заниматься «содержанием знания», здесь действует логика научного познания (классич представления). Социологи должны изучать факторы, которые влияют на процесс познания: внешний – общество, внутренний – сообщество ученых. Следование логике научного познания отвечает за истину, а социологи отвечает, почему происходят ошибки и заблуждения. Задача социологии науки – выяснить правила и норм, которым должен следовать ученый, научный этос. Он обеспечивает автономию научного знания, а это условие прогресса науки.

Принципы научного этоса, по Мертону: CUDOS

1. Коммунализм. Результаты научной деятельности предназначены для коллективного пользования, должны даваться в открытый доступ.

2. Универсализм. критерии оценки знания должны быть безличны, а не соц, национ и пр.) «У ученых есть родина, у науки нет».

3. ВНезаинтересованность (Disinterestedness). Ученый должен быть эмоционально бесстрастен, без влияния авторитетов, страсти и пр.

4. Организованный скептицизм (Organized scepticism). Критичность и самокритичность.

Единственной наградой ученому должен быть этоним? (Закон Ньютона, закон Мариотта).

Этос науки – это не только личностные предпочтения ученых, а принципы работы институтов. Если человек пристрастен, не оч хороший…, но он стремиться получать максимум научного знания, он будет вынужден следовать этим критериям.

Статус этоса. Это не только моральные ценности, но и технические требования, следование им оптимизирует процесс получения научного знания.

Наиболее оптимальная внешняя среда для развития науки – принципы демократии, обеспечивает наибольшую автономию научного знания.

принципы устройства науки как института хорошо коррелируют с принципами устройства демократического общества, «республика ученых».

Бернард Барбер «Наука и социальный порядок», 1952 г. развил Мэртоновскую идею, что этос науки и этос западной цивилизации не просто похожи, а взаимо обуславливают друг друга. стимулируют друг друга.

Сам Мэртон добавил еще 2 нормы –«CUDOs + OH» - оригинальность и скромность. Единственный стимул – эпоним (присвоение открытию имени автора).

В 1958 г модернизировал свою идею – «социологическая амбивалентность». Роль ученого требует умения играть между нормами и антинормами. психологическая амбивалентность – быть вовлеченным, но не слишком («эмоциональное выгорание» у медиков). быть критичным к своим идеям, но верить в них.

 

8. Концепция научного этоса: основные направления критики концепции научного этоса Р. Мертона

Противники этого подхода шли в другом направлении.

1) Другая версия научного этоса (этич стандарт), более эффективный, реальный.

2) статус любых норм, существующих в науке выполняет другие функции. это вообще никакой не этос, он не регулирует процесс научного познания, а действует задним числом - правило для оправдания.

Роберт Богуслав. 1968 г, выдвинул свою концепцию научного этоса.

Этос не учитывает сложного разделения труда, которые складывается в науке (Физики-теоретики и физики-экспериментаторы), масса социальных ролей (администраторы, инженеры и пр.).

Коммерциализация научной деятельности – работа под заказ.

Его кодекс: более корпоративный, конкурентный

1) партикуляризм (хаять противников, чтобы самому получить гранты).

2) скупость – полученные результаты надо держать в тайне, но разведывать достижения других.

3) организованный догматизм – верить в то, что ты делаешь, и что делают оппоненты – неверно.

4) заинтересованность – надежда на получение вознаграждения, прямо пропорционального вкладу.

Задача – преодолеть внутренние конфликты, с которыми сталкивается ученый.

Эти идеи были развиты в работах Стива Фулера. Тезис недоопределенности этического словаря - этическим нормам в различный контекстах может быть придан разный смысл.

Универсализм – оборотная сторона культурного империализма (например, доминирование определенного языка).

Коммунализм оборачивается мафиозностью. Передавать информацию по принципу обмена тому, кому выгодно.

Внезаинтересованность оборачивается равнодушием к результатам своей деятельности – оппортунизм, все равно как это будет использовано, главное – получить средства. Скептицизм может быть оборотной стороной коллективной безответственности. без социальной ответственности – культ традиций, возможных потрясений и пр.

Джон Зимман, американский физик, статья 1998 г. «Почему ученые должны быть более чувствительны к вопросам этики, чем раньше». Исторический подход: мэртоновский этос работал в рамках академической науки (свободный союз свободных людей). Теперь эта наука сменяется постакадемической наукой: наука в корпорациях и для корпораций, построенная на иных принципах. Плэйс (Place)

1) работа на результат, защищенный правом собственности

2) работа для решения частных задач за вознаграждение

3) autoritorian work работа определяется руководством

4) заказная работа commission work

5) expert wort ‘экспертная работа в противовес оригинальности, скептицизму.

Изменился контекст научной деятельности, наука требует все больше средств.

В рамках академич науки стратегия успеха – индивидуализм, в пост – карьера в организации, коллективизм. По Мэртону, специфика представления познания (что это, для чего) определяла и этику науки. Если этос так радикально меняется, не означает ли это что и наши представления о знании должны измениться.

12. Социология науки: от социологии учёных к социологии знания: «сильная программа» Д. Блура

Дэвид Блур (1942 -). Работал в Эдинбургском ун-те. 1976 г. «Знания и социальные представления». Сильная программа социологии знания. Основной тезис: социология должна изучать не только научный этос, науку как соц институт, но и сам процесс получения знания. Могут ли апелляция к людям, их позициям в системе науки объяснять что-то в самом знании, принятии или отказе от теорий, выборе аргументаций. До этого это считалось чисто логикой науки … а люди ответственны за получение только неправильных знаний: пристрастность, субъективность и пр.

Принципы социологии знания:

1) должна быть каузальной (причина). не должна исходить из очевидность победы отдельных теорий, а искать ответ на вопрос почему они победили, а другие нет.

2) д б беспристрастной. не д иметь значения критерии истины..? знание – это просто знание. должна одинаково объяснять причины как искажений, так и достоверных знаний. вообще не должна оперировать категориями «истинные/ложные» знания.

3) симметричное объяснение. нет привилегированных зон в науке (типа естественные науки круче гуманитарных). Любое знание одинаково отстоит от мира.

4) должна быть рефлексивной. все что она утверждает по поводу других наук, может быть применено и к ней самой.

Этот подход возможен, только если мы изменяем наши представления о процессе самого познания. Если мы продолжаем верить, что знания – готовая вещь, которая только ждет, чтобы его открыли, то никакого симметричного подхода быть не может. Но если исходить из конструктивистской установки (знание нами создается, а не открывается, «мир возникает вместе с нами»). История существует, не потому что она есть, а потому что нас начинает интересовать эта сфера человеческого бытия. Тогда для нас и рождается прошлое как объект исследования. Не просто знания, а сам объект изучения нами создается (Что считать историей?).

2 основных методологич установки:

1. Инверсия («переворачивание»). Перевернуть отношения между репрезентацией (представлением) и объектом. Классика считала, что объект предшествует репрезентации (ждет, чтобы его открыли). Презентация предшествует объекту: мы создаем объект (изучения).

2. Обратная связь. Двигаться не от результата к процессу получения знаний (ретроспективным образом созданная картина, «зачарованная» результатом: Почему революция победила? – Потому что она должна была победить). Идти от процесса к результату: показать извилины пути, случайности.

Знание – это то, что сообщество считает знанием. Надежность, весомость, достоверность определяется не миром, а культурой, сообществом. Те или иные знания победили, не потому что они самые достоверные, а потому что их защитники оказались более убедительные, школы более сильными и пр.

Статус рациональности. Рациональные процедуры являются лишь составной частью более сложного комплексного процесса, где может быть много интуитивных, эмоциональных моментов.

В рамках такого подхода (знание – конвенции, которые заключает сообщество) знание и науку можно рассматривать как дискурс. В том смысле, что удостоверить знание можно только по вербализованному продукту (тексты, статьи и пр. – овеществленное). История существует только в текстах.

Переинтерпретация «открытия». Классика: открытие потенциально готово и ждет, чтобы его открыли; конструктивизм: открытие – следствие процесса. Причем серия решений осуществляемых ученым обуславливает то, каким будет продукт.

 

13. Концепция научного познания Б. Латура

Брун Алатур. Французский исследователь. Микросоциология научного знания. 1970-80-е гг. Раз знание создает массой микрошажков, то надо посмотреть, как это происходит в лабораториях.

Можно уподобить это подходу этнографа – взгляд антрополога, «включенное наблюдение».

принципы:

1) Не упускать ничего. Самые банальные вещи могут многое сказать.

2) Не верить словам ученых.

вовремя задать интересующий вопрос

Конструирование знания включает в себя целый комплекс разнородных факторов. Не только интеллектуальные операции, а налаживание отношений с администрацией, возможность убедить людей, чтобы они сотрудничали, давали деньги.

Категории внешнее и внутреннее (интеллектуальная деятельность) неадекватно описывают процесс получения знаний. Процесс получения тоже не является внешней составляющей. Сама идея возникает лишь в процессе деятельности. В лаборатории ученый имеет дело не с естественной природой, не с миром самим по себе, а с продуктами собственной деятельности. Процесс перевода мира в другой язык, смещение его в другое пространство.

Отсюда вытекает тезис, что вещи созданные ученым работают, не потому что они правильно отражают реальности, а работают,потому что удается сохранять условия, при которых этих вещи были созданы.

Что необходимо, что бы то, что было сотворено наукой, функционировало? Весь мир превратить в лабораторию. На примере Луи Пастера (открыл вакцину от сибирской язвы?). Она будет работать, если делать то то…

16.12.13

Брун Алатур. Деятельность ученого – серия практик как интеллектуальных, так и материальных. Практики – результаты получались в применении.

Актово-сетевая теория – как процесс создания социальных сетей. Постороение отношения с индив и коллективными объектами, человеч и нечеловеч объектами.

Понятие «перевода» - умение перевести свои желания и стремления на язык понятный другим. «Взаимосмещение дискурсов».

Социальные сети неустойчивы, список участников может меняться. Результат создания таких сетей – «черный ящик», т.е. сделанное открытие. Статья, текст, прибор и пр. – представляет собой свернутую соц сеть, результат длительной деятельности по активизации связей, установленных исследователем. Для наблюдателя со стороны открытие этого черного ящика – разворачиавние этой соц сети.

 

14. Концепция полей П. Бурдье

(1930-2002), француз.

поле – динамическое состояние, соотношение сил между агентами, акторами (люди, группы, институты), вовлеченными во взаимодействие. …

Поле – распределение ресурсов, которые формируются в процессе предшествующих действий и предопределяют направление действий участников этого поля. Почему ученые так поступают?

Если Латур и т.п. хотел посмотреть, что делают ученые, то Бурдье спрашивает почему они это делают (а не что-то другое).

Идея поля должна была преодолеть 2 сложившихся альтернативы в интерпретации деят-ти науч сообщества: 1. интерналистская (ученые ищут истину). 2. экстерналистская (ученые только думают, что они ищут истину, а на самом деле выполняют заказ эпохи – соц заказ).

..ученого предопределено расстановкой сил. Его местоположение будет определять, что он будет делать.

Мы не доджны слепо доверять суждениям ученого, а задавать вопрос «а откуда эти суждения происходят», Позиция, занимаемая индивидом в поле, будет объяснять почему человек говорит именно эти слова. (Доминирующие скорее всего будут говорить о сохранении статуса-кво. Маргиналы будут склонны к революциям и пр.).

Поля нестабильны, потсоянно меняются. Идет борьба за перераспределение ресрсов. Борьба за то как будет определяться, что такое наука, искусства. Т.е. сами границы полей зыбки.

Само поле возникает тогда, когда сфера обретает определенную степень автономии – появление специфических интересов, не сводимых к другим.

Чтобы возникло поле, необходимо чтобы люди хотели играть в эту игру. Необходимо, чтобы поле приобрело легитимность – участники дургих полей стали с ним считаться.

Способность рефракции – способность переводить внешние требования в специфич форму, присущую этому полю. Если общество требует, чтобы все стремились к успеху, в науке это принимает форму – все должны защищать диссертации и пр.

Политизация полей – в поле могут вмешиваться индивиды, интересы из других полей (ученым указывают, что и как они должны делать). Это означает, что поле обладает слабой автономией.

Нет внешнего критерия «узаканивающего» то или иное поле. Нет силы извне, которая могла бы сказать «вот это наука», «вот это искусство». Само определение вещей формируется в результате борьбы.

Следствия:

1. Любое поле предполагает борьбу. Б. носит объективный характер. Идеи борются друг с другом, знания устаревают. Борьба не обязательно за влатсь. Борьба за перераспределение ресурса: признание, должности, публикации, научный авторитет (символический капитал).

Категории цель и средство здесь мало приемлемы. Накопление капитала и средство и цель.

2 вида капитала:

- собственно научный (открытия, изобретения)

- административный (посты. звания, должности)

Эти 2 капитала имеют разные законы накопления. научный капитал определяется вкладом в науку открытиями, публикациями, институциональный достигается «путем расхода времени» (сидеть на заседаниях советов и пр.).

Имеют разные способы трансляции. Научный - не формализованный.

Административный тяготеет к консервации, неинституциализированный – к революции, изменениям.

Отношения между доминируемыми и доминирующими. Они стремятся сохранить сложившееся положение дел, кому удалось «навязать свое определение науки». Доминируемые стремяться разрушить препятсвия.

Связь капитала и индивида в поле.

Научный и административный капиталы не соединены друг с другом. Форма единства научного и администр…: чтобы занимать к-л должность надо иметь опред кол-во статей и пр. Если не соединены будут революции научные…и против сложившегося порядка.

(«как поле сдожилось»).

Если изменения науч знания институциализированы, то открывателям нет надобности выступать против сложившейся административной системы. Не будет радикализмом политическим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: