Характеристика традиционно существующих методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми детей




Д.В. Менджерицкая считала, что для успешного руководства играми, необходимо опираться на психологию детей, уметь наблюдать их деятельность, понимать замыслы, бережно относиться к творческой выдумке и созданному ребенком образу. Главное для педагога - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. Все задачи ставятся по отношению к коллективу детей и каждому отдельному ребенку. Основным методом влияния на выбор темы игры является обогащение представлений детей об окружающей жизни. Дошкольников знакомят с трудом взрослых, событиями общественной жизни. Для этого организуются наблюдения за деятельностью людей, просмотр видео- и кинофильмов, детям читают и рассказывают художественные произведения, показывают диафильмы, иллюстрации. Формируя представления о труде взрослых, педагог должен обращать внимание детей на отношения, возникающие в процессе их деятельности (соподчинения, помощи и др.). Важно не только формировать представления, но и влиять на чувства детей.

Идея новой игры может возникнуть при соответствующем подборе игрушек, предметов (у младших детей), напоминании об экскурсии, прочитанной книге, после беседы (у старших дошкольников). Вопросы педагога: «Во что ты будешь играть?», «Кем ты будешь?», «Что будешь строить?», «Какие игрушки тебе необходимы?» - так же помогают ребенку определить тему игры и постепенно обучают умению ставить цель своей деятельности.

Большое значение отводится сговору детей на игру. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь распределить роли, обсудить ход игры, согласовать замыслы, подсказать возможные варианты появления новых ролей. Каждому ребенку нужно помочь найти свое место в игре, с учетом его интересов, особенностей характера, творческих возможностей.

Особо сложным является руководство ходом игры, так как неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ. Педагог сможет влиять на развитие игры, если понимает замыслы детей, проявляет искренний, живой интерес к ее ходу. В этом случае воспитатель может дать совет относительно дальнейшего развития игры, стать её участником, взяв на себя эпизодическую роль. Тем самым он незаметно направляет ход игры, развивает воображение детей, вводит новые эпизоды.

Таким образом, педагог лишь изредка сам играет с детьми, но участником её является постоянно. Д.В. Менджерицкая считала, что участие воспитателя в игре выражается в том, что он следит за игрой, оберегает её, приходит на помощь, объясняет непонятное, анализирует имеющиеся у ребят представления, намечает дальнейшую педагогическую работу.

Для формирования игры необходимы не только особые приемы, но и комплекс педагогических мероприятий, вытекающих из природы детской игры. Такая методика впервые была предложена Е.В. Зворыгиной для формирования сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста. Специфика использования её в руководстве играми детей дошкольного возраста изучалась Н.Ф. Комаровой. Метод комплексного руководства играми детей эффективен при наличии и взаимосвязи следующих условий:

1. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности. При организации и руководстве играми педагогу важно не только учитывать жизненный опыт детей, но и постоянно его расширять. Известно, что сюжеты детских игр развиваются на основе наблюдений окружающей действительности, знаний, приобретенных на занятиях, при чтении художественной литературы, просмотре телевизионных передач и т.д.

2. Обучение способам игрового отображения действительности. Игровой опыт может передаваться в двух формах: специальных обучающих играх (дидактических, театрализованных и др.) и непосредственной игре воспитателя с детьми.

3. Правильная организация предметно-игровой среды. Педагог должен своевременно изменять игровую среду, подбирать игрушки и материал, способствующие закреплению в памяти ребенка впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим и в ходе обучающих игр. Новый игровой материал побуждает ребенка к самостоятельному, творческому решению игровых задач, разным способам воспроизведения действительности в игре.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры. Оно должно быть направлено на формирование новых способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в игровых проблемных ситуациях. Они способствуют развитию умения ориентироваться в игровой задаче, побуждают добиваться воображаемого результата, находить новые варианты и средства реализации задач.

В настоящее время этот метод успешно применяется в практике работы дошкольных учреждений.

Характеристика нового подхода к руководству сюжетно‑ролевыми играми

В современных отечественных и зарубежных психолого‑педагогических исследованиях дошкольников установлено, что сюжетно-ролевая игра возникает у ребенка не спонтанно, а передается другими людьми, умеющими играть. Ребенок входит в мир играющих людей и постепенно овладевает игровыми умениями и навыками. Наибольшие возможности для этого предоставляет разновозрастная группа, включающая несколько поколений детей -от младших до старших. Это могут быть как формальные (группы в дошкольных образовательных учреждений), так и неформальные (дворовые и соседские группы или братья и сестры разного возраста в одной в семье) объединения детей. В таких группах младшие дети, включаясь в ход игры, усваивают способы её построения, учатся развивать содержание и, постепенно сами становятся «носителями» игровой деятельности. Однако в настоящее время роль разновозрастных объединений значительно снизилась. В детском саду дети объединяются в группы по одновозрастному принципу, в семьях как правило один ребенок, дворовое и соседское общение становиться невозможным из-за чрезмерной опеки дошкольников взрослыми и занятости старших детей в школах и кружках.

В сложившейся ситуации воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих братьев и сестер, старших товарищей и помочь овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Для того, чтобы втягивать ребенка в игру, играть с ним, воспитатель должен сам научиться свободно развертывать сюжет в процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающих детей. В работах Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой были разработаны педагогические принципы организации игры в детском саду.

Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми, чтобы в совместной деятельности помочь ребенку овладеть игровыми умениями. Успешность вхождения ребенка в мир игры будет определяться характером поведения взрослого. Важным условием является принятие педагогом позиции «играющего партнера», с которым ребенок может чувствовать себя свободным и равным в возможности вхождения в игру и выхода из неё. Ребенок должен оценить превосходство взрослого только как партнера, умеющего интересно играть. В процессе таких игры у детей формируется интерес к тематике, предложенной взрослым, происходит обобщение игрового опыта. Но данный путь формирования игровых умений достаточно длителен, а воспитатель в силу ограниченности своих временных возможностей не может обеспечить детям необходимый объем совместной игры..

Существует другой, более экономный путь формирования у детей игровых умений. Суть его заключается в том, что педагог должен таким образом организовывать игру, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети ставились перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы дети открывали и усваивали более сложный способ ее построения.

Третий принцип построения сюжетно-ролевой игры: при формировании игровых умений необходимо ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и пояснение его смысла партнерам по игре - взрослому или сверстнику.

Взрослый должен понимать, что его проект игры - не закон для всех, а лишь замысел одного из участников игры. От умения педагога вовремя принять предложения детей, продолжить игровое действие ребенка, ввести новый персонаж, достроить, развернуть предложенное ребенком событие зависит привлекательность совместной деятельности ребенка и взрослого и успешность формирующих воздействий. Воспитатель должен свободно оперировать элементами игровых сюжетов - событиями, персонажами (ролями), их действиями, уметь развертывать сюжеты с детьми каждого возраста.

Не допустимы со стороны взрослого принуждение, диктовка тем, игровых ролей, формы игры. У детей не должно возникать чувство, что в детском саду надо играть как велят, а не как хочешь.

Цель педагогических воздействий по отношению к игре заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной с воспитателем деятельности и создания условий для самостоятельной детской игры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: