Курс построен на основе использования современных образовательных технологий, в частности технологии «Портфолио», которая является одной из продуктивных в организации образовательного процесса в логике компетентностного подхода. В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием умений и навыков студентов, портфолио могут:
• ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений обучающихся;
• поддерживать учебные цели;
• фиксировать изменения и рост за определенный период времени;
• обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.
Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и представить отчет по процессу обучения студента, увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в его профессиональной деятельности, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.
Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает компоненты исследования и планирования, от обучаемых требуются умения организовывать свое время, свои мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критики и рефлексии относительно целого спектра тем и собственной деятельности; принятие и участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности. Технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие педагогические задачи, как:
· поддерживание и стимулирование учебной мотивации студентов;
· развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
· формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность студентов;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
В рамках данного курса портфолио может быть использовано как отчет по результатам обучения:
- о том, что узнал студент;
- как проходил процесс обучения;
- как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п.;
- как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.
Использовать портфолио можно в следующих вариантах:
Документационное портфолио – портфель документированных индивидуальных достижений. Здесь предполагается возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Документы или их копии должны быть помещены в портфолио.
Портфолио этого типа дает представление о результатах, показывает процесс индивидуального развития профессиональной деятельности студента, но не описывает его творческой активности, его творческого стиля, интересов и т. п.
Портфолио «работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
В данном разделе портфолио дается качественная оценка: например, по размерам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ.
Портфолио этого типа дает представление об учебной и творческой активности студента, направленности его интересов.
Выставочное портфолио демонстрирует способности студента в лучшем свете. В него включаются все материалы, свидетельствующие о процессе обучения. Эта форма портфолио дает возможность самооценки студента, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением. В данный вид портфолио студентам предлагается собирать отзывы на творческие работы и на практики, фотографии изделий выполненных собственными руками, чтобы показать потенциальному работодателю.
Использование образовательной технологии «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности:
Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.
Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.
Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации.
Выработка критериев оценивания материалов портфолио.
Этап 4. Сбор и оформление материалов.
Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио.
Рефлексия деятельности на этапе.
Этап 5. Пробы в презентации портфолио.
Рефлексия деятельности на этапе.
Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио.
Доработка критериев оценивания портфолио.
Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования.
Рефлексия деятельности на этапе.
Этап 7. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио.
Итоговая рефлексия деятельности.
Требования к содержанию и оформлению портфолио:
- наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента
- аккуратность/тщательность выполнения
- структура материала
- творческое оформление материалов
- факты, отражающие понимание студентом материала
- материалы, отражающие размышления студента о своём познании
- материалы, отражающие творческие способности студента
- материалы, отражающие развитие студента
Использование портфолио обеспечивает построение планов профессионального роста, стимулирует студентов в получении дополнительного образования, участия в конкурсах и др.
Портфолио отвечает интересам студентов. На его основе студенты составляют резюме, которое помогает им высветить свои «козыри» и достойно представить себя работодателю во время приема на работу.