МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ КУРСА




Методические материалы к теме «Сущность конфликта и его причины»

Источник: Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2003. №5

 

А. В. Глухова, Е. Ю. Красова

 

Конфликты в студенческой среде: проблемы диагностики и урегулирования

 

Всякое понятие, входящее в сферу мышления и чувств чело­века, вызывает у него определенные ассоциации. Слово " кон­фликт" сопряжено, как правило, с ассоциациями негативными. Употребляя этот термин, мы представляем себе людей раздра­женных, возбужденных, враждующих друг с другом. Большин­ство искренне и чаще всего вполне обоснованно рассматривают конфликт как нечто такое, чего нужно любыми путями избегать. Особенно это касается России, где конфликтность была связана с насилием и часто заканчивалась кровопролитием.

Однако при более вдумчивом отношении к подобным процес­сам становится ясно, что они представляют собой явление не только неизбежное, но и необходимое. Конфликты пронизывают собой все сферы общественной жизни и инициируют нововведе­ния в политике, в экономике, культуре, спорте или в быту. Отдельные индивиды, их группы, общество в целом смогут до­стичь более эффективных результатов в своих действиях, если не будут закрывать глаза на конфликты, а следовать определенным правилам, помогающим их урегулировать и разрешать.

Научные исследования социальных конфликтов имеют давнюю и прочную традицию1. Выводы конфликтологической мысли не­обходимы управленцам всех уровней, менеджерам, политикам, педагогам и всем тем, кто не застрахован от напряженности, столкновений и конфликтов. Для России и всего постсоветско­го пространства это имеет особый смысл, поскольку развал же­сткого авторитарного режима в бывшем СССР и глубокие соци­ально-экономические, политические и духовные трансформации открыли социальные клапаны, сдерживавшие выход на поверх­ность общественной жизни напряженности, конфликтов, соци­альных потрясений. Увеличиваются их разнообразие (от полити­ческих и этнонациональных до бытовых) и масштабность, в их орбиту вовлекаются новые слои и категории населения, включая и молодежь, всегда тяготевшую к активным и радикальным фор­мам и методам действий. Социальное пространство конфликтных ситуаций существенно расширяется.

Вместе с тем конфликт, как уже говорилось, это не всегда зло и даже не обязательно зло. При внимательном и вдумчивом к нему отношении конфликт может быть обращен в дополнитель­ную возможность развития конкретной личности и группы. Воз­можности, в свою очередь, могут и должны быть использованы для личностного, межличностного и межгруппового взаимодей­ствия и совершенствования.

Однако установка на поиск позитивных, созидательных сто­рон конфликта предполагает серьезные интеллектуальные усилия, связанные с анализом его анатомии, т.е. истоков, причин, поводов, способов противостояния соперничающих сторон, пу­тей преодоления или разрешения сложившихся между ними про­тиворечий и т.д. Все эти вопросы входят в компетенцию новой общественной науки — конфликтологии, изучающей причины, закономерности и особенности возникновения, развития и функ­ционирования конфликтов, методов и способов их разрешения и предотвращения отрицательных последствий, использования конструктивных элементов в целях совершенствования соответ­ствующих социальных систем (общностей, организаций, учреж­дений, институтов и т.д.), повышения эффективности их дея­тельности. Конфликтология как новая отрасль науки представля­ет собой интегративное образование, опирающееся на синтез социологических, психологических, педагогических, политичес­ких и юридических знаний. Она рассматривает конфликт как динамический тип социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъек­тов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпоч­тений, интересов или ценностей. Конфликтологический подход исходит из того, что конфликт постоянно присутствует в обще­ственной жизни и не поддается устранению, поскольку не мо­гут быть устранены естественные различия между людьми.

Несмотря на то, что представители различных наук, в первую очередь гуманитарных, давно пытались разгадать причины войн, насилия и споров между людьми, последние лишь недавно ста­ли объектом конкретных эмпирических исследований. При этом конфликтологи-теоретики и конфликтологи-практики в серьезных исследовательских программах работают, как правило, совмест­но. Одновременно каждый автор строит своеобразные мосты между дисциплинами в целях воспроизведения всей картины конфликта. Так, теория игр, широко применяемая для анали­за различных конфликтов, была разработана и предложена эко­номистами и математиками. Политологи и психологи берут на вооружение конкретные социологические методы, где математика также занимает одно из центральных мест. Материал, представ­ленный вниманию читателя, тоже получен при помощи разно­образных исследовательских методик.

В конце ХХ в. социологи заговорили о парадигмальном сдви­ге в сторону "мягкой социальной методологии", в большей мере отвечающей современной "новой непрозрачности" окружающего нас мира2. В результате таких перемен получают широкое рас­пространение неклассические методы социального познания, рождаются оригинальные социологические подходы. Научные модели уже не противопоставляются повседневному знанию, а изучение биографий, историй семей, описание единичных собы­тий, анализ пословиц, поговорок, анекдотов прочно входят в арсенал исследователей. В то же время проблема надежности полученной информации не перестает оставаться актуальной.

Сложность исследования конфликтных отношений в студен­ческой среде состоит в необходимости обойти все психологичес­кие препятствия, возникающие при изучении сенситивных проб­лем, так как характер данных процессов является скрытым. У значительной части молодых людей иерархия жизненных ценно­стей выражена недостаточно четко, поэтому трудно получить точные данные, характеризующие важность для них тех или иных явлений. Изучение образа жизни студентов воронежских вузов в конце 90-х гг. показало, что в систему их социальных ценнос­тей конфликты не интегрированы: они как бы "символичны", не переходят из сознания в поведенческую сферу3. Интенсивно идет процесс смены ценностных ориентиров. Студенты не всегда могут или хотят вспомнить и сформулировать истинные причи­ны и мотивы конфликтов.

Для исследователя важно понять неосознаваемые факторы конфликтов, а не только концентрироваться на когнитивных переменных, принадлежащих к сфере осознаваемого опыта. На вопрос о наличии конфликтов иногда дается отрицательный от­вет, а затем тот же респондент предлагает способы их разреше­ния. Очевидно, что подсознательно человек сопротивляется признанию факта переживаний из-за конфликтности. Это дели­катные личностно значимые вопросы, прямо затрагивающие эмоциональную сферу человека. Недостаточная анонимность опроса может приводить к неконтролируемым смещениям в ито­говых данных.

Анализируя зарубежные исследования, А. Ю. Мягков обна­ружил, что многолетний поиск наиболее эффективных исследо­вательских методик в западной социологии привел к следующим результатам4. Во-первых, проводилось экспериментирование с вопросной техникой (с преамбулой, формой и формулировкой вопроса). Оно показало, что применение приемов проекции "сенситивного" поведения на "других людей" и его рутинизация легко разгадываются респондентами, не способствуют повыше­нию искренности ответов. Во-вторых, среди конфиденциальных методов, обеспечивающих получение более достоверных данных, было выделено глубинное интервью. В-третьих, рекомендовано обратиться к разработке невопросных техник5.

Итак, главными трудностями при исследовании острых соци­ально-психологических проблем становятся: нарушение конфи­денциальности, сложность обезличивания опросного общения, несовершенство процедур. Все это склонило нас к выводу о необходимости применения специальных методов изучения харак­тера, мотивов и степени остроты происходящих в студенческой среде конфликтов. В контексте глубоко спрятанных личных мотивов или неявного социального влияния эффективна техни­ка проецирования, включающая в себя:

— методику незавершенных предложений;

— "комиксы" как катализаторы воображения, эмоций;

— ролевые игры, создающие приближенную к жизни ситуацию.

Качественные исследования иногда называют "изучением мо­тивации". Первостепенное значение при их применении имеет вопрос "почему?". Действительно, люди не задумываются о причинах поведения в конфликте себя самого и своего окруже­ния. Если спрашивать об этом прямо, то приводятся рациональ­ные объяснения, которые являются лишь одним из пластов ре­ального положения дел. Качественные техники используются для получения индивидуализированных данных и выявления интуи­тивных ассоциаций. Конфликт в ходе экспериментов описывает­ся "языком участника", а не содержится в подсказках, предло­женных в анкете социологом-исследователем. Вырисовывается модель поведения в конфликте. Хотя с помощью качественных методов решить задачу распространенности моделей конфликтно­го поведения затруднительно, но можно выявить, как формиру­ются конфликтные стереотипы, каковы индивидуальные особен­ности их проявления.

Используя качественные методы, исследователь работает в более широких рамках, понимая, что реальные процессы ком­муникации нуждаются в "защите от ограниченности возможно­стей количественного исследования"6. В то же время их язык и концепции имеют свои ограничения в достоверности фактов:

Субъективность исследователей. Результаты качественных методов на 50 % складываются из ответов респондентов и на 50 % — из их интерпретации, в то время как в количественных исследованиях 90 % составляют полученные данные, а 10 % — интерпретация7. Очевидно, что велика зависимость результата от психологических и социологических способностей интервьюера, его умения вести группу, глубоких знаний, социологического воображения и аналитичности.

Субъективность респондентов. Студент может быть необъективен из-за переживаний, чрезмерных проявлений зави­сти, неуравновешенности, безответственности. Вопрос о том, насколько мощным прогностическим признаком поведения явля­ются личностные черты, до сих пор остается предметом острой полемики среди ученых. Предполагается, что сильные ситуации (например, стимулы, манипуляции) сводят на нет влияние ка­кой-либо черты личности. Однако некоторые черты (например, тревожность) могут иметь значение только при условии интен­сивной манипуляции. Поведение, согласующееся с личностными чертами, можно наблюдать в тех случаях, когда ситуация имеет неформальный и знакомый характер, сохраняется длительное время, когда широк спектр возможных реакций и имеется дос­таточно большой выбор различных видов поведения8.

Субъективность, связанная со сложностью контролирова­ния участников экспериментов. Так, мы столкнулись с факта­ми обид и конфликтов, спровоцированных уже самой ролевой игрой.

Завершение предложений — довольно эффективный вербаль­ный прием, позволяющий получить непосредственную реакцию на изучаемый предмет. Он сочетает в себе качественно-количе­ственные характеристики, т.е. позволяет в определенной степени решить проблемы и искренности, и распространенности явлений и процессов.

Студентам четырех высших учебных заведений г. Воронежа: Воронежского госуниверситета, Педагогического университета, Архитектурно-строительного университета и Академии государ­ственной службы при Президенте РФ (341 чел.) было предложе­но закончить предложения, касающиеся конфликтных межлично­стных отношений и способов их регулирования. В качестве ре­презентирующих признаков были использованы пол, учебное за­ведение, специальность, курс.

89 % опрошенных студентов отметили наличие конфликтных отношений в вузовской среде. Это и неудивительно: эмоциональный фон жизни в обществе в последние годы реформ носит явно негативный характер9. Складывающаяся у взаимодействующих индивидов программа отрицательных эмоций способствует разви­тию напряженности. Энергия этой программы разрушительна. Она представляет собой систему элементов, останавливающих процесс реализации стереотипов намеченных действий10. По мнению студентов, конфликты, разворачивающиеся во время учебы, носят следующий характер (рисунок).

Рисунок. Конфликты в студенческой среде: 1 — студент — преподаватель; 2 — студент — студент; 3 — студент — учебно-вспомогательный персонал; 4 — системные

Как видим, студентами болезненно воспринимаются традици­онные межличностные конфликты, причем основная их часть связана с главной фигурой их учебной жизни — преподавателем. Лишь 4 % отмеченных конфликтов носят общественный характер: они связаны с рыночными, правовыми и этническими пробле­мами.

Рассмотрим подробнее полученные данные.

Тип конфликта "Студент — преподаватель"

Участниками более половины зафиксированных студентами конфликтов являются преподаватели. Только десятая часть этих конфликтов никак не описывается. Характер остальных всецело касается личности педагога — его поведения в отношении студен­тов (табл. 1). Лишь в единичных случаях "виновниками" высту­пают сами студенты, не выключающие мобильные телефоны во время занятий или демонстрирующие свое материальное превос­ходство.

Т а б л и ц а 1 Оценка студентами причин конфликтов с преподавателями

Причина %
Несправедливость, предвзятость преподавателей на занятиях и экзаменах  
Высокомерие, уничижительное отношение к студентам, неуравно­вешенность преподавателей  
Некомпетентность, халатное отношение к занятиям, неэффективная организация преподавания  

Из табл. 1 следует, что более трети отмеченных конфликтов связаны с фактором справедливости оценивания знаний. Две другие причины идентифицируются с профессиональной неком­петентностью.

Обращает на себя внимание многочисленность высказываний, относящихся к неуравновешенности педагогов. Описания конф­ликтов такого рода сводятся к тому, что "преподаватели кричат на студентов", "унижают, оскорбляют". Преподаватели харак­теризуются как высокомерные, " амбициозные", не стремящие­ся понять студента и переносящие на него свое плохое настрое­ние. Действительно, чрезвычайная ситуация в обществе и в высшей школе приводит к ухудшению психологического самочув­ствия людей. Наше исследование образа жизни преподавателей11 обнаружило, что у них наблюдаются симптомы невроза. На воп­рос: "Бывает ли у Вас состояние раздражительности, нетерпели­вости, рассеянности, тревожности, нарушения сна и каких-либо других проявлений дискомфорта?", 12 % ответили, что это их постоянное самочувствие в последнее время. Еще 77 % назвали такое состояние периодически возникающим. Исследование под­твердило мысль о социальном происхождении невроза: препода­ватели с более низким статусом, соответствующей зарплатой и возможностями чаще отмечают у себя тревожные симптомы. Однако в той же невротической среде живет и другой контрагент конфликтов — студенты. Преподаватели фиксируют их "хам­ство", стремление словчить, безответственность и нежелание соответствовать статусу студента. Возможная субъективность вза­имных характеристик не снимает проблемы профессионального поведения преподавателя.

Следствием подобного рода конфликтов может быть "эмоцио­нальное отчуждение" студентов от преподавателей. Предполага­ем, что конфликтность такого рода в последние годы имеет тен­денцию к росту. Вместе с тем не исключены и крайние формы студенческой реакции — жалобы в деканат, ректорат, учебную часть, требования убрать неугодного преподавателя и заменить его другим.

Тип конфликта "Студент—студент"

Удельный вес этих конфликтов невелик — пятая часть от всего массива. Мотивы конфликтов такого типа демонстрирует табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Мотивация конфликтов "студент—студент"
Мотив %
Личностное непонимание  
Интеллектуальное соперничество  
Зависть  
Неэффективная организация учебного процесса  
Внутригрупповая вражда  
" Хамство"  

 

Данные табл. 2 показывают, что так же, как и в ситуации с преподавателями, главными факторами являются характерологи­ческие проявления личности конфликтующих: либо это эмоцио­нальная и интеллектуальная глухота (28 %), либо зависть (16 %), либо агрессия (8 %). Четвертая часть всех студенческих межлич­ностных контактов порождает конфликты из-за состязательности.

Респонденты дают следующие описания этих конфликтов:

· "открытая вражда, неприязнь одних студентов по отноше­нию к тем, у кого лучше успеваемость, кто умнее";

· "приходят в университет какие-то ПТУшники и начинают показывать, какими должны быть "настоящие мужчины";

· "однокурсники "садятся на шею", считая, что им обяза­ны помогать в учебе";

· "раздражает то, что студенты не умеют согласованно рабо­тать на занятиях";

· "демонстрация своего материального положения".

Тип конфликта "Студент—учебно-вспомогательный персонал"

В изображении таких конфликтов отмечается грубость работ­ников деканатов, лаборантского состава кафедр, сотрудников библиотек по отношению к "студенческому меньшинству", как выразился один из опрашиваемых. Характерны высказывания такого рода: "неинтеллигентность, грубость персонала", "унижа­ющее и подавляющее отношение деканата к студентам", "не­обоснованный крик лаборантов" и т.д.

"Системный конфликт"

Он напрямую связан с процессами, происходящими в рефор­мируемом обществе. Было обнаружено три подвида такого кон­фликта. Первый из них, толчком для которого послужила ком­мерциализация высшей школы, имеет больший удельный вес. Вот некоторые примеры:

· "когда мне лично указывают, что я платный студент, та­ким образом, косвенно (скрыто) у меня забирают права, кото­рыми пользуются бюджетные студенты";

· "ущемление прав бюджетных студентов по сравнению с коммерческими";

· "четкое разделение между "платниками" и "бюджетника­ми";

· "к студентам более престижных специальностей преподава­тели относятся более лояльно, чем к другим";

· "обучение неспособных и не стремящихся к знаниям лю­дей наравне с серьезно работающими студентами";

· "демонстрация студентом своего материального превосход­ства перед преподавателями в ярко выраженной форме";

· "преподаватели говорят, что в общежитии живут студенты из низшего сословия".

· Второй подвид касается нарушения прав студентов и корруп­ции:

· "непризнание студенческой инициативы и ее подавление";

· "студент не может защитить свои права";

· " принимаются какие-то правила/положения, имеющие непосредственное отношение к студентам, но в обсуждении ко­торых сами студенты не принимают участия";

· "взяточничество во время сессии и поступления в вуз". Третий подвид, немногочисленный, фиксирует этническую

· напряженность:

· "когда имеет место ксенофобия в отношении иностранных студентов";

· "конфликты между студентами на этнической почве". Замечено, что большинство опрошенных студентов не могли

четко разделить свои мысли и ощущения. Разработанная мето­дика позволила отделить осознанные действия от ситуативных высказываний, и таким образом полученные данные уравнове­шивались в интерпретации.

Как же представляют себе респонденты способы урегулирова­ния конфликтов?

Если описание сути конфликтов отличалось повышенной эмо­циональностью и некоторой агрессивностью, то способы преодо­ления напряженности характеризовались взвешенностью и рацио­нальностью. Все предложенные варианты действий подраздели­ли на четыре группы:

1. "Организационные", связанные с изменениями в самой системе обучения (50 %).

1. "Воспитательные", предполагающие убеждающее воздей­ствие на участников конфликтов (30 %).

2. "Карательные", направленные на наказание и давление (10 %).

1. "Пассивные", основанные на убеждении в неизбежности данных конфликтов и невозможности, нежелании или незнании путей их устранения (10 %).

Разброс мнений свидетельствует о конструктивности позиций респондентов. Лишь каждый десятый пребывал в растерянности. Большинство же склонно либо менять глубинные основания кон­фликтности, либо проводить воспитательную работу по совер­шенствованию межличностных отношений. Десятая часть студен­тов настроена авторитарно. Приведем наиболее яркие характери­стики технологий преодоления конфликтов, сформулированные участниками опроса.

Организационные способы

Совершенствования, по мнению опрошенных студентов, тре­буют в первую очередь проблемы выбора, оценивания и органи­зации учебных занятий деканатом и преподавателями. Предлага­ется дать возможность выбора как учебных курсов, так и препо­давателей, сделать более гибким график учебы: "Выбирать пре­подавателей не только умных, но и демократичных, чтобы слу­шали и слышали", — написал один из респондентов. Имеюща­яся система пятибалльной оценки знаний вызывает недовольство не только студентов, но и преподавателей. Ее рекомендуют за­менить более гибкой (даже 100-балльной!). Предлагается также ставить оценки методом анонимного тестирования, проводить письменные экзамены для большей адекватности оценки знаний. Следовало бы более четко организовывать учебные занятия, ус­танавливать жесткие временные рамки на сессии, определять допустимое количество пропусков занятий. "Преподавателям надо поднять зарплату, а то у меня уже нет денег их спонсиро­вать", — пожаловался другой испытуемый.

Воспитательные способы

В некоторых ответах было справедливо указано: "Часто в кон­фликтах виноваты и преподаватели, и студенты, необходимы взаимопонимание и взаимная вежливость". Но большинство ре­комендаций касалось именно педагогов:

· "надо, чтобы они были более человекопонимающими по отношению к студентам, старались их заинтересовать";

· "я бы попросила преподавателей быть более культурными в общении, больше уделять студентам внимания, выяснять их индивидуальные склонности и способности";

· "хотелось бы, чтобы преподаватели были понимающими и справедливыми".

В большинстве случаев предложения не имели операциональ­ного характера, из них неясно, как можно "воспитать" педагогов.

Карательные способы

В этом случае опрашиваемые были более определенны. Они предлагали урезать права преподавателей, увольнять некомпетент­ных, штрафовать провинившихся, строже следить за проведени­ем занятий. Вот характерные способы регулирования конфлик­тов "студент—преподаватель":

1. "необходимо создать анонимный ящик жалоб, где бы сту­денты выражали свой протест";

2. "следует создать комиссию, куда студенты могли бы прий­ти с рассказом о проблеме, чтобы в дальнейшем "наказать" "виновных" преподавателей".

Сопоставление данных приводит к мысли о том, что значи­тельная часть конфликтов в студенческой среде проистекает не только от неумения или нежелания участников соблюдать нормы общения, но и от несовершенства или даже отсутствия самих этих норм как следствия неблагополучной ситуации в вузе. Анализ показывает, что абсолютное большинство названных студентами конфликтов остаются неразрешенными, больно задевая чувственно-эмоциональную сферу студентов. Следствие - снижение мотивации к учебе и ухудшение ее качества, неэффективные временные затраты, болезни и т.д.

В центре всех упомянутых конфликтов стоят, как нам кажет­ся, две проблемы: ответственности и норм поведения. Во-пер­вых, социализация молодежи происходит в условиях, когда от­ветственность за себя, свое ближайшее окружение и общество в целом формируется крайне слабо. Ни семья, занятая проблемой выживания, ни система образования, лишившаяся прочных ду­ховных ориентиров, с этой функцией не справляются. Изучение мотивационных тенденций личности российского студента проде­монстрировало, что у него наблюдается недостаточность мыслен­ного опосредования своих действий, а также планирования12. Во-вторых, криминализация общественных отношений в стране создает условия для распространения девиантной формы адапта­ции. Отсутствие условий достойного существования порождает у части людей стремление к поиску не только социально одобря­емых путей выживания. Современный россиянин — " человек лукавый", двоемыслие по-российски — это несчетные варианты нормативных конфликтов на всех уровнях человеческого суще­ствования и самосознания13. Для системы образования "лука­вым" способом поведения является получение подарков и денег от студентов в обмен на снисходительность преподавателя на зачетах и экзаменах.

В результате использования другой исследовательской техники — ролевой игры "Коллективное принятие решения в экстремаль­ной ситуации" были сформулированы предположения о специфи­ке конфликтогенности студенческого общения.

Процедура игры основана на следующем факте повседневно­сти: любой человек в семье, кругу друзей и приятелей, однокаш­ников и коллег обычно пребывает в напряженном конфликте между индивидуальными и групповыми взглядами и ценностями. Постоянно приходится решать, что выбрать — убежденность в собственной правоте или согласие с группой (другим человеком).

В эксперименте студентам предлагалось, разбившись на ма­лые группки, обсудить проблему и принять сначала индивидуаль­ное, а затем коллективное решение. Были обобщены результа­ты нескольких десятков таких лабораторных опытов со студентами разных специальностей в трех вузах г. Воронежа — Воронежском госуниверситете, Институте менеджмента, маркетинга и финан­сов, Академии государственной службы при Президенте РФ.

Таблица 3 показывает, как характер складывающихся межлич­ностных отношений в ходе эксперимента повлиял на содержание и степень конфликта, а также на его результат. Была обнаруже­на следующая закономерность: групповая конфронтация свой­ственна отношениям соперничества, но отсутствует при партнер­стве и содружестве. Что касается доминирования, то в случаях признанного лидерства одного из членов группы этот уровень отношений, находящийся на крайнем полюсе несимметричных отношений, не приводил к конфликтам.

 

Т а б л и ц а 3 Межличностные отношения и конфликтность

Уровень межличностных отношений Характеристика отношений Частота конфликтов Результативность коллективного решения
Соперничество Игнорирование мнений дру­гих, манипуляция, всплеск эмоций высокая низкая
Доминирование Подавление других с исполь­зованием простого принужде­ния средняя высокая или низкая
Партнерство Равноправие, согласование мнений, совместная рефлексия низкая средняя
Содружество Отношение к другому как к самоценности, стремление к объединению, консенсусу. низкая высокая

 

Взаимодействие в студенческих группах чаще всего складыва­лось по типу партнерства. На втором месте по удельному весу был уровень соперничества. Наконец, редкими вариантами груп­повой работы становились доминирование либо содружество. Как свидетельствует табл. 3, наиболее конфликтным типом межлич­ностных отношений являлось соперничество.

Изучение состязательных отношений российскими психолога­ми выявило, что наименее оптимизирующее воздействие на эффективность групповой деятельности оказывают отношения "пассивной конкуренции" (состояние ожидания, что вовлекут в отношения конкурентности, или вступление в них после "толчка извне"). В то же время состязательность является основным признаком развития отношений совместимости. Было установле­но статистически значимое преобладание сотрудничества в груп­пах с высоко развитой структурой, самостоятельных, объединен­ных общностью интересов, высокосплоченных, с преобладани­ем добровольной идентификации с группой и самоопределения личности14.

Наши наблюдения показали, что эффективность деятельнос­ти группы повышалась, если ее члены распределяли роли и до­бивались узкой специализации. Демократическое распределение ролей способствовало заинтересованности, положительно влия­ло на мотивацию дискуссии. Если же выделялся лидер или два лидера (разделяющих сферы интеллектуальности и эмоциональ­ности), то остальные члены группы добровольно соглашались с его (их) окончательным выбором решения. Лидерство формиро­валось по определенной закономерности в зависимости от фа­культета: отсутствовало у студентов РГФ, журналистики, регио- новедов, редким явлением было у менеджеров и историков, значительно чаще появлялось у химиков и математиков.

Вариант "содружества" в процессе проведенных эксперимен­тов складывался довольно редко. Это были случаи исключитель­но высоких результатов (в цифровом эквиваленте 12 пунктов отклонения против 25—32 при средних результатах). Для содру­жества характерно цивилизованное психологическое влияние чле­нов группы друг на друга, свободное от силовых и обманных приемов. Сложность и соответственно труднодостижимость такой организации группового общения состоит в том, что аргумента­ция является конструктивным, но энергетически не всегда дос­таточно мощным способом влияния. Она требует эмоциональной уравновешенности и душевной ясности. Убедительность — это то, что возникает в процессе взаимодействия, когда есть согла­сие партнеров слушать друг друга и эмоциональный "штиль"15. Такая модель группы представляется идеальной для человека, так как является источником поддержки, одобрения, а не угрозы.

Каковы же типичные характеристики конфликтной группы?

1. Чаще всего в ней складывается информационная сеть "круг"16: свободная демократическая структура, без давления чьего-либо признанного членами авторитета, легко нарушается из-за акцентуированных личностей, которые могут недоверчиво относиться к другим, использовать "тонкую" манипуляцию в отстаивании своей позиции, их "преувеличенные" эмоции спо­собствуют активизации иррациональных идей и т.д.

2. Лидер не выделяется, так как члены группы не позволя­ют кому-то одному проявить свое превосходство.

3. Возникает ряд психологических эффектов, снижающих ре­зультативность групповой дискуссии и способствующих напряжен­ности в межличностных отношениях:

Ø однополый состав группы;

Ø четное число членов, из-за чего группа разбивается на равные по численности фракции;

Ø несовпадение культурных моделей поведения отдельных членов малой группы (к примеру, студенты-мужчины, получив­шие воспитание в кавказском регионе, спонтанно вставали во время обсуждения, возвышаясь над девушками-студентками);

Ø несовместимость индивидуально-личностных характеристик;

Ø доминирование поиска согласия в ущерб рациональности выбора решения, создающего иллюзию единодушия.

Ø Чувство ответственности за работу присутствует, но носит тревожный характер — страха проиграть, недоверия к компетент­ности коллег, неуверенности в своих силах и т.д. В успешных малых группах этот фактор, не отягощенный негативными эмо­циями, становился главным для получения отличного результа­та.

Ø Характер общения имеет крайние полюса — от грубости и несдержанности до угодничества.

Ø Степень требовательности к работе и поведению членов группы характеризуется либо равнодушным попустительством, либо придирчивостью.

Ø Отсутствуют творчество и оригинальные идеи; ниша дис­куссии заполняется эмоциональным выяснением отношений.

Ø Восприятие критики со стороны друг друга носит обидчи­вый или равнодушный характер.

Ø Степень погрешности в знаниях высокая.

Ø Пространство дискуссии организуется таким образом, что налицо разобщенность участников: они либо садятся не в круг и не близко друг к другу, либо кто-то из них ведет дискуссию стоя, возвышаясь над остальными; словом, создаются простран­ственные барьеры согласия.

Ø Темп принятия решений суетливый.

Конфликтная группа не обеспечивает комфортного самочув­ствия своим членам. А ведь такое самочувствие служит динами­ческим показателем включенности во внутригрупповые связи и социально-психологической адаптированности. Личность в группе находится как бы на пересечении трех уровней функционирова­ния — групповом, межличностном и личностном.

Для бесконфликтного, комфортного включения человека в группу необходимо соблюдение ряда условий:

1. Групповой уровень. Важную роль играют ожидания челове­ка и требования группы к его возможностям. Высокая престиж­ность и успешность группы способствуют повышению эмоцио­нального самочувствия. Как правило, в малых группах, куда попадали уравновешенные, высокоинтеллектуальные студенты, обсуждение велось более планомерно, и все члены группы чув­ствовали себя достаточно уверенно.

Ø Межличностный (внутригрупповой) уровень. Здесь критери­ем является удовлетворенность взаимоотношениями в группе, сплоченность. Главными факторами для возникновения такого состояния выступают ответственность и отсутствие "аутсайдеров".

Ø Личностный уровень. На этом уровне проявляются лично­стные характеристики членов группы (самооценка, ориентация на мнения других, потребность в одобрении и т.п.). Особое зна­чение для успешной работы группы имеют такие черты личнос­ти, как ответственность, самоконтроль за чувствами и поведени­ем, осознание принадлежности к группе.

Итак, взаимосвязь индивида и группы реализуется через ак­туализацию личностных свойств в соответствующих организаци­онных свойствах коллектива — направленности активности, единстве действий, самоуправляемости, лидерстве и др. Органи­зационные свойства группы выступают и ориентиром, и "плац­дармом" для самоопределения личности в соответствии с ее ин- дивидуальностью17. Если же в характере члена группы сильно выражена интравертированность или закомплексованность отно­сительно публичности, многие возможности человека остаются не реализованными для совместной работы. В наших экспери­ментах практически всегда находился небольшой процент участ­ников, индивидуальное решение которых отличалось в лучшую сторону от группового. По самооценке этих студентов, их кон­тактность с другими членами группы осложнялась различными личностными факторами:

Ø замкнутостью;

Ø неумением или нежеланием отстаивать свою точку зрения;

Ø "боязнью оценки";

Ø статусом "новичка" в студенческой группе и др.

Социологические исследования последних лет свидетельству­ют, что в студенческой среде развиваются и крепнут черты ры­ночной модели коммуникации, характеризуемые индивидуализа­цией, возрастанием возможности личного выбора и автономно­го действия, необходимостью периодического перезаключения договоров в социальных контактах, меркантилизацией отношений повседневного общения18.

Студенческие конфликты чаще всего имеют деструктивную функцию, поскольку создают психоэмоциональную напряжен­ность, разрывают социальные связи, препятствуют норма



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: