Тема 4. Познавательные психические процессы: память, речь, воображение, внимание (2 ч.)




СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины:

Тема 1. Предмет, задачи и методы общей психологии.

Тема 2. Природа и уровни психического.

Тема 3. Чувственный уровень познания: ощущение и восприятие.

Тема 4. Познавательные психические процессы: память, речь, воображение, внимание.

Тема 5. Эмоциональные и волевые процессы.

Тема 6. Психология личности и индивидуальности.

Тема 7. Психология личности преступника.

Тема 8. Психология преступного поведения.

Тема 9. Психология преступных групп.

Тема 10. Психологические особенности допроса и иных следственных действий.

 

Методические рекомендации к проведению семинарских занятий по юридической психологии

Тема 1. Предмет, задачи и методы общей психологии (2 ч)

Цель занятия: дать представление о предмете общей психологии, определить задачи и методы

Вопросы

1. Предмет и задачи общей психологии.

2. Основные принципы современной психологии.

3. Классификация психических явлений.

4. Методы общей психологии: наблюдение, эксперимент, тест.

Вводная часть

Необходимо обозначить тему, количество отведенных часов, план занятия, его цели и задачи.

Основная часть

Изучение данной темы необходимо начать с рассмотрения понятия общей психологии, охарактеризовать ее предмет и задачи. Следует обратить внимание на то, что предметом изучения психологии является психика человека и животных и в современной психологии существует ряд принципов, которыми определяются основные подходы к пониманию и исследованию психики: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности и принцип историзма. Освещая вопрос, касающийся классификации психических явлений, необходимо отметить, что основные научные понятия психологии выделены в три категории: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Следует остановиться также на основных методах психологического исследования.

Заключительная часть

Необходимо сделать общие выводы по теме, подвести итоги и обозначить тему следующего занятия.

Тема 2. Природа и уровни психического (2 ч)

Цель: выявить сущность психического, определить этапы эволюции психики, определить отличия сознательного поведения человека от интеллектуального поведения животных.

Вопросы

1. Природа психического. Проблемы психофизиологического единства.

2. Сознание как высший уровень развития психики.

3. Понятие о бессознательном. Состояния сознания.

Вводная часть

Необходимо обозначить тему, количество отведенных часов, план занятия, его цели и задачи.

Основная часть

При рассмотрении вопроса о природе психического следует рассмотреть два подхода материалистический и идеалистический, необходимо обратить внимание на различия в определении: материалистическая мысль стремится понять психику и сознание как естественный материальный процесс жизни, идеалистическая мысль определяет психику и сознание как особую духовную субстанцию. Для более глубокого понимания природы психического следует акцентировать внимание на восточный и западный подходы к изучению психики. Рассуждения по данной теме должны привести к определению сознания как высшей интегрирующей формы психики, продукта исторического развития человека в труде и постоянном общении с другими людьми. Данное определение дополняется описанием структуры сознания. Далее описываются состояния сознания.

В заключительной части подводятся итоги семинарского занятия, оцениваются знания студентов, анализируются допущенные ошибки.

Тема 3. Чувственный уровень познания: ощущение и восприятие.

Цель: дать представление об ощущении и восприятии, рассмотреть их закономерности в юридической деятельности.

Вопросы

1. Понятие об ощущении. Виды ощущений.

2. Закономерности ощущений (пороги чувствительности, сенсибилизация, синестезия, адаптация).

3. Понятие о восприятии. Виды восприятия.

4. Свойства и закономерности восприятия (предметность, целостность, константность, осмысленность, апперцепция, иллюзии).

Вводная часть включает в себя постановку цели семинарского занятия и основных задач, характеризует значимость изучаемой темы.

Основная часть представляет собой рассмотрение теоретического материала в форме устного опроса студентов по вопросам плана. Изучение данной темы следует начинать с определения ощущений как непременных источников всех наших знаний о мире, характеристики видов ощущений и их свойств таких,как качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация. Синтез разнообразных ощущений, получаемых от окружающих нас предметов и явлений действительности как целостных объектов, действующих на наши органы чувств в данный момент, называется восприятием. Данный психический процесс характеризуют определенные свойства такие, как предметность, структурность, константность, осмысленность, избирательность. Закрепление знаний теоретических основ осуществляется в ходе рассмотрения ситуаций и психологических задач.

В заключительной части подводятся итоги семинарского занятия, оцениваются знания студентов, анализируются допущенные ошибки.

 

Тема 4. Познавательные психические процессы: память, речь, воображение, внимание (2 ч.)

 

Цель: дать представление о сквозных психических процессах, рассмотреть их закономерности в юридической деятельности.

Вопросы

1. Понятие памяти. Виды памяти.

2. Понятие внимания. Свойства и виды внимания.

3. Понятие воображения. Основные функции и виды воображения.

4. Речь как основное средство человеческого общения,ее роль в юридической деятельности.

 

Вводная часть включает в себя постановку цели занятия, определение основных задач и определение путей решения задач и достижения цели, характеризует значимость данной темы.

Основная часть представляет собой рассмотрение теоретического материала в форме устного опроса студентов по вопросам плана. Изучение данной темы следует начинать с определения понятия памяти как процесса запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта, характеристики памяти по времени сохранения материала. Следует обратить особое внимание на роль памяти в профессиональной деятельности юриста: она должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения фактов. Далее следует перейти к определению внимания как состояния, характеризующегося направленностью и сосредоточенностью сознания на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей, охарактеризовать основные свойства внимания. Следует акцентировать внимание на такой черте личности как внимательность, которая связана с развитостью свойств внимания и является профессионально важным свойством личности юриста. Понятие воображения необходимо определить как психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов на основе имеющихся знаний и представлений. Важно уяснить, что в жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций и трудно переоценить значение воображения в юридической деятельности. Овладение речью как основным средством человеческого общения, является профессиональным умением юриста. От уровня культуры речи зависят эффективность его труда и престиж профессии.

В заключительной части подводятся итоги семинарского занятия, анализируются ошибки, подводятся итоги.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: