Взаимоотношения медведицы с медвежатами как аналог материнской заботы о младенце.




МЕДВЕДЬ

1) Символ Медведь для меня ассоциируется с силой идущей вперед, это древнее, могучее существо не знающее сомнений и сожаления. Символ медведя - внутренний ресурс. Медведь для меня – очень умное животное, знающее, что ему нужно в данный момент и знающее где достать, хитростью или силой.

В нашей культуре медведь ассоциируется одновременно с добродушием и яростью, с богатырской силой, неуклюжестью, обжорством и аскетизмом (хотя и невольного: всю зиму спит без всякой пищи, «сосет лапу»), материнской нежностью, в русской традиции медведь – царь зверей.

С другой стороны, Медведь олицетворяет непредсказуемость, дурной нрав, зло, грубость, жадность, греховность, дьявола, а также же­ стойкую примитивную силу. Знак воинов в Северной Европе и Азии.

Человеческое происхождение медведя широко отражено в народных поверьях. Считалось, что если снять с медведя шкуру, то он будет выглядит как человек: самец — как мужчина, а медведица - с грудью как у женщины: «У медведя человечьи глаза, ступни и пальцы, он умеет ходить на двух ногах, умывается, кормит грудью, нянчит и любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь, «постится» весь Рождественский пост. Как и люди, он неравнодушен к меду». Доказательство человеческого происхождения медведя сибирские охотники видели в том, что на него и на человека собаки лают одинаково, не так, как на зверя.

Для русского человека медведь значил очень много, хотя на него и охотились. Однако если охотились на медведя, и охотник убивал медведя, то, чтобы себя обезопасить, наказывались предметы, которыми был убит медведь, например, камни или рогатина. Раньше по деревням ходили так называемые “медвежатники” и водили с собой медведя. Они потешали людей, устраивали медвежью потеху. В то же время медведя побаивались, хотя и потешались над ним. Считалось, что медведь владеет лечебной магией, может исцелять, беременной женщине может предсказать, кого родит — мальчика или девочку. Медведя почитали, его воспринимали как разумное существо, как человека, который женится на крестьянских дочерях. Россияне даже называют медведя человеческим мужским именем “Михаил, Миша, Мишенька”, дают отчество “Потапыч, Михалыч, Иваныч” и фамилию “Топтыгин”, а иногда и звание “Генерал Топтыгин”.

2) Бурый медведь внесён в Красную книгу МСОП, со статусом «вид, находящийся под угрозой».

Сейчас бурый медведь исчез на большей части ареала; в остальных областях малочисленен. Довольно распространён в Скандинавии и Финляндии, встречается в лесах и в Карпатах. В Финляндии объявлен национальным животным.

В Азии он распространён от Передней Азии, Палестины, северного Ирака и Ирана. Японии встречается на острове Хоккайдо. В Северной Америке известен под названием «гризли» (раньше североамериканского бурого медведя выделяли в отдельный вид); он многочислен на Аляске, на западе Канады, имеются ограниченные популяции на северо-западе США.

Ареал бурого медведя в России занимает почти всю лесную зону, за исключением её южных районов. Северная граница ареала совпадает с южной границей тундры.

Самые мелкие особи водятся в Европе, самые крупные — на Аляске — они весят 500 и более кг; попадались гиганты весом 600-750 кг. Максимальный зафиксированный вес самца камчатского медведя составлял 600 кг, средний — 350—450 кг. Есть сведения о том, что в осенний период вес особо крупных камчатских особей превышает 700 кг. Длина европейского бурого медведя обычно 1,2—2 метра при высоте в холке около 1 метра и массе от 300 до 400 кг; для сравнения: гризли заметно крупнее — некоторые особи, встав на задние лапы, достигают роста 2,8—3 метра; медведи, живущие в средней полосе России, весят 400—600 кг. Взрослые самцы в среднем в 1,6 раза крупнее самок.

Тело у медведя мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8—10 см, пятипалые, стопоходящие. Шерсть густая, равномерно окрашенная.

Бурый медведь — лесное животное. Обычные места его обитания в России — сплошные лесные массивы с буреломом и гари с густой порослью лиственных пород, кустарников и трав; может заходить и в тундру, и в высокогорные леса. В Европе он предпочитает горные леса; в Северной Америке чаще встречается на открытых местах — в тундре, на альпийских лугах и на побережье.

Держится медведь иногда одиночно, самка — с медвежатами разного возраста. Границы участка помечаются запаховыми метками и «задирами» — царапинами на приметных деревьях.

Бурый медведь всеядный, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В неурожайные на ягоды годы в северных областях медведи посещают посевы овса, а в южных — посевы кукурузы; на Дальнем Востоке осенью кормятся в кедровниках. В его рацион также входят насекомые(муравьи,бабочки), черви, ящерицы,, лягушки, грызуны (мыши сурки суслики) и рыба. Летом насекомые и их личинки порой составляют до 1/3 рациона медведя. Хотя хищничество не является примерной стратегией бурых медведей, они добывают и копытных — косуль, ланей, лосей, оленей, карибу. Бурый медведь любит мёд(отсюда название), поедает падаль, а также, используя преимущество в размере, отбирает добычу у других хищников — волков, пум и тигров. Сезонным объектом питания служит рыба во время нереста.

Активен бурый медведь в течение всего дня, но чаще по утрам и вечерам.

К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. Реже медведи выкапывают убежище в земле или занимают пещеры и расщелины скал. В разных районах зимний сон длится от 75 до 195 дней. В зависимости от климатических и иных условий медведи находятся в берлогах с октября — ноября до марта — апреля, то есть 5—6 месяцев. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира.

Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи; таких медведей называют шатунами. Шатуны очень опасны, голод делает их беспощадными хищниками — они нападают даже на человека. У таких медведей очень мало шансов дожить до весны.

Несмотря на неуклюжий вид, бурый медведь иногда может быстро бегать — со скоростью до 50 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотней). Одной лапой матёрый медведь может сломать спину кабану, оленю и лосю.

Самки приносят потомство раз в 2-4 года. В это время самцы, обычно молчаливые, начинают громко реветь, и между ними возникают жестокие схватки, иногда заканчивающиеся смертью.

Всего беременность продолжается 190-200 суток. Медвежата рождаются в берлоге в январе-феврале, чаще в первой половине января.[Медведица приносит 2-3 (максимум до 5) медвежат весом 500-600 г и длиной около 23 см, покрытых короткой редкой шерстью, слепых, с заросшим слуховым проходом. Ушные проходы у них открываются на 14 день; через месяц они прозревают. Уже к 3 месяцам медвежата имеют полный набор молочных зубов и начинают есть ягоды, зелень и насекомых. В этом возрасте они весят около 15 кг; к 6 месяцам — 25 кг. Лактация около 4 месяцев.

Отец потомством не занимается, медвежат воспитывает самка. Часто вместе с детёнышами — сеголетками (лончаками) держится прошлогодний детёныш, так называемый пестун, помогая матери в воспитании потомства. Окончательно медвежата отделяются от матери на 3 году жизни.

Половой зрелости медведи достигают к 3 годам, но расти продолжают до 10-11 лет. Продолжительность жизни в природе — 20-30 лет, в неволе — до 47-50 лет.

3) В мифологических представлениях и ритуалах различных культур мира медведь выступает: как божество (в частности, умирающее и возрождающееся), культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное или жертвенное животное, воплощение души, даритель, звериный двойник человека, помощник шамана, оборотень и т. п. У греков медведь посвящен лунным богиням Артемиде и Диане. Девушки, которые принимали участие в обрядах Артемиды, назывались «медведями» и носили желтые одежды, имитирующие медвежью шкуру, а во время праздника исполняли культовую пляску медведя. При храмах Артемиды обязательно находился приручённый медведь.

Главного бога Велеса, ведающего лесом, представляли в виде медведя. В образе медведя, согласно славянским представлениям Велес по осени отваливает камень от прохода, ведущего в «нижний мир» и заодно в тёмную часть года, когда тёмные боги нави сильнее светлых богов яви. Так как Велес противопоставлялся «высокому» Перуну – богу вождей и дружины, то он являлся богом простого народа, покровителем скота, подателем лесных даров и охранителем домашнего хозяйства.
Вообще же в мифологии соответствующие боги нередко сами могли принимать образ Медведя, когда хотели показаться людям на земле.

Медведь был одним из воплощений бога Одина в Скандинавии, неистовый воин Берсерк носил медвежью шкуру (символ хтонической необузданной маскулинности).
Для северояпонских айнов и индейцев в Северной Америке медведь является родовой фигурой. Медведь – также символ луны и воскрешения, возможно из-за своей зимней спячки. В шаманизме медведь – это дух посланник или зооморфная ипостась самого шамана.
Шаманы используют маску медведя для вступления в контакт с лесными духами.

В славянской мифологии человеческий род ведется от медведя. С ним мечтали породниться, то есть, в основе лежит охранительная магия. Медведь – зверь, представляет опасность для человека, и человек стремится защитить себя. Люди использовали оберег – фигурку медведя, либо какую-нибудь часть его тела для защиты, например, ученые находили при раскопках захоронений просверленные медвежьи зубы, которые, очевидно, носили как амулет, оберег...


4) Согласно Зороастрийскому гороскопу Медведь - символ России. О существовании на Руси культа медведя свидетельствуют многочисленные археологические и этнографические материалы. Народная память сохранила многочисленные легенды о связи человека и медведя, своеобразном человеко-животном первопредке. Отсюда полyмедведь-полyчеловек часто встречающийся в славянских сказках - "Медвежье Ушко", "Медведко", "Ведмiдь", "Медведович", "Медведюк".

В славянской и русской, в частности, культуре медведь символизирует собой мужское начало, принимая образ суженого, что нашло широкое отражение в художественной литературе. Героине поэмы А..С. Пушкина “Евгений Онегин” Татьяне Лариной снится “чудный” сон, где ей является медведь и прямо отождествляется с женихом, суженым, которого Татьяна хотела бы увидеть в зеркале во время гадания.. Еще в раннем детстве образ медведя входит в сознание людей (известная сказка Л. Толстого “Три медведя”, песенки о медведе, игрушки, воссоздающие физический облик медведя, конфеты и шоколад с изображением медведя на обёртке и т.д.) и формируется отношение к нему. Как бы ни был забавен и привлекателен образ “косолапого мишки”, всё равно ребенок чувствует какую-то угрозу, исходящую от зверя, а некоторые дети открыто его боятся и даже требуют изменить на “хеппи энд” концовку отдельных сказок или наделить «Мишутку» другими качествами и добродетелями, очеловеченными.

5) Медведь – символ Луны и воскресения. К. Юнг счи­тает, что медведь символизирует темные стороны подсознания. В алхимии медведь соответствует nigredo первоматерии и таким образом относится ко всем начальным этапам и инстинктам. Впоследствии был воспринят как символ опасного аспекта бессознательного и как атрибут грубого и жестокого человека. Юнг также упоминает медведя как знак опасности, которую представляют собой неконтролируемые бессознательные сущности.
В славянской и русской, в частности, культуре медведь символизирует собой мужское начало, Медведь может символизировать жениха, любимого человека, мужа, даже отца, то есть, мужчину, с которым невесту, жену, мать, женщину связывает реально наличие каких-либо чувств или их отсутствие: любви-нелюбви, привязанности или отсутствия оной, но желаемой, сексуальных отношений или их отсутствия, скрытого желания, потенциально могущего иметь место, инцеста. Гипотеза о смысле образа медведя имеет определенное диагностическое значение по простой формуле: если представительнице российской культуры снится опасный медведь, то можно с большей степенью вероятности предполагать наличие других элементов комплекса: страх перед мужчинами и непростые отношения с отцом.

Взаимоотношения медведицы с медвежатами как аналог материнской заботы о младенце.

Медвежата беспомощны и не имеют шансов выжить без заботы медведицы. С мамой они остаются довольно долго, и в этом процессе они как человеческие детёныши – полностью зависят от мамы.
Винникотт большое значение придавал процессу взаимодействия между мамой и ребёнком: «Младенцы вообще не существуют»; под этим, разумеется, я имею в виду, что всякий раз, когда речь заходит о младенце, надо говорить и о материнской заботе – без материнской заботы не было бы и младенца.

Парадокс отношений между матерью и ребёнком состоял в том, что только внешний мир (мать) делает возможным становление Самости младенца. Винникотт был одним из первых психоаналитиков, указавших на очевидный факт, что мать нежно любит своего ребёнка, наслаждается им и его создаёт (не только соматически в своём теле, но и на ранних стадиях, когда младенец обнаруживает и осознаёт врождённые качества своего «приданного» и личности, формирующейся и развивающейся у него с течением времени). Он считал реальность союзницей продолжающихся процессов созревания у младенца и исследовал то, каким образом внешний мир (мать) способствует преобразованию физиологического и психического потенциала ребёнка в Самость.
Для младенца является важным переживание его зависимости от заботы матери (внешнего мира). Согласно Винникотту, младенец не может «начать существовать, пока не наступят определённые условия». Он считал: «Наследственный потенциал младенца не сможет превратиться в младенца, если не будет материнской заботы». Для обозначения того, что мать даёт младенцу на этой стадии, Винникотт ввёл понятие «поддержка». Функция поддержки является для матери естественной в силу её первичной материнской обеспокоенности; она основывается не на понимании, а на способности матери вчувствоваться. [Хан М.,Масуд Р. Творчество Винникота]
Как символ для внутрипсихического пространства медвежонок – это посредник с архетипическими энергиями, нуминозным. Личность развивается, обретая способность к истинным объектным отношениям, но медвежонок как будто бы тоже меняется, трансформируясь, перестаёт восприниматься как переходный феномен, становится автономным, но всё-таки близким и любимым объектом культурного пространства.

 

«В детстве их любил каждый из нас, и каждый испытывал тоску и боль, когда начинал понимать, что это – не живые существа, а просто человеческие изделия, но радость в том, что правее не мы, а дети, свято верящие в живую природу своих игрушек, и даже в то, что они могут говорить… Чем больше любим плюшевый медвежонок, чем больше изливается на него из детской души нежности, тепла, ласки, жалости и доверия, тем плотнее сосредотачивается в нём та тончайшая материя», создающая в мистическом смысле бессмертие игрушки. «Существа эти поражают не красотой и тем более не величием, а той невыразимой трогательностью, какой размягчают наши суровые души…»Русская мифология. Энциклопедия. М.: РИПОЛ классик, 2007.

Его любил я и качал,
Я утешал его в печали;
Он был весь белый и урчал,
Когда его на спинку клали.
И веру холил я свою,
Как огонёк под снежной крышей,
О том, что в будущем раю
Мы непременно будем с Мишей.

Даниил Андреев

 

ЛИТЕРАТУРА и ФИЛЬМЫ

1) «Винни-Пух и все-все-все» А. Милн

Винни-Пух – это наивный, добродушный и скромный «Медведь с Маленькими Мозгами», в переводе Заходера Винни неоднократно говорит о том, что в его голове опилки. Пуха «пугают длинные слова», он забывчив, но нередко в его голову приходят блестящие идеи. Любимые занятия Пуха – сочинять стихи и есть мёд.
Кроме того, Пух – творец, главный поэт Чудесного леса, он постоянно слагает стихи из шума, звучащего у него в голове[Wikipedia].
И, конечно, «переходное пространство»:

Что бы ни случилось по дороге, здесь в Зачарованном Месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда, всегда играть со своим медвежонком… «Зачарованное Место» — единственное в Лесу, где можно сесть спокойно и посидеть и не надо почти сразу вскакивать в поисках чего-нибудь другого.

2) М\ф «Маша и медведь» 2009, Россия

Медведь как заботливый отец, терпеливо возится с маленькой, непослушной девочкой. Добрый, прощающий, терпящий.

3) М/ф «Медведь – липовая нога», 1990г, СССР

Медведь ленивый, хитрый, вор, как сила убивающая, несущая расправу.

4) Теремок

Медведь глупый, разрушающий то, что построено, ценно

5) Сказка «Три медведя»

Медведи, как символ тайного, опасного, догоняющей силы.

6) Персидская сказка «Глупый медведь»

Медведь как сила без интеллекта, то, что можно и нужно обмануть, бесхитростный

7) Ярость Гризли, 2007, Канада, ужасы, триллер

Медведь как яростная сила, мстящая за смерть своего детеныша

8) «Обыкновенное чудо», 1978, СССР

9) Кунг фу Панда, 2008, мультфильм, США

 

М/ф «Медведь – липовая нога»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: