Предмет истории политических и правовых учений.
Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.
По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:
1. Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.
2. Содержательная попытка решения основных проблем теории государства и права, т.е. теория, содержащая учения – содержательная основа.
3. Содержательные положения (прогнозы, оценки, идеалы)
Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.
Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой.
Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.
- что такое государство, как оно создается;
- служит общему благу или отдельным социальным группам
- что есть право;
- предмет государства, права и обязанности граждан;
- в чем состоит справедливость и что справедливо;
- соотношение нравственности и права;
- какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности
В Др. Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую. В средние века — вопрос о соотношении государства и церкви. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности. В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.
Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:
1. Распределение собственности
2. Характер политических учреждений
3. Религия
4. Быт и традиции народа
5. Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп
Методологические установки ИППУ:
1. Общенаучные методы исследования:
- формально-логический
- диалектический
- системный
- сравнительно-исторический
2. Философские методы:
- теоретический
- метафизический
В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики.
Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии.
Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества.
Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых ВЕДАМИ (знание). В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) – подчиненные.
Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановлению для них – дхарме.
Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману. В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя — быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.
Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.
С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов — управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.