СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(УГТУ)

Кафедра ИнЭУ-16

Контрольная работа №1

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

СТУДЕНТКИ 2 КУРСА ГРУППЫЭ-16

Латифовой Софии Бахтияровны

Шифр:161374

 

Ухта 2017г.

 

 

1.Титульный лист

2. введение.

3-5.Уровни содержания экономической науки. Теоретическое и эмпирическое знание.

6-8. В чем, по-вашему, может заключаться роль интуиции в экономическом исследовании? На каком уровне (наблюдений и эмпирических фактов вербальных утверждений математических моделей) лучше всего работает экономическая интуиция?

9-10. Тестовые задания.

11. Источники.

 

 

1.(4). Уровни содержания экономической науки. Теоретическое и эмпирическое знание.

Научное знание включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня - эмпирический и теоретический.

Если взять совокупность фактов и описать их, можно получить знание о конкретной действительности. Такое знание называется описательным, или эмпирическим.

На эмпирическом уровне происходит не только накопление фактов, но и их первичная систематизация и классификация, что позволяет выявлять эмпирические законы и правила, которым подчиняются наблюдаемые явления. На этом уровне исследуемый объект отражается преимущественно в своих внешних связях и проявлениях, в которых выражаются внутренние отношения.
Среди эмпирических методов выделяют н есколько основных:

· наблюдение

· эксперимент - наблюдение за объектами и явлениями в специально созданных и контролируемых условиях, когда изучаемый объект ставится в особые, специфические и варьируемые условия, чтобы выявить его существенные характеристики и возможности их изменения под влиянием внешних факторов;

· измерение - выявление количественных характеристик изучаемой реальности.

· описание - фиксация сведений об объектах и явлениях;

· сравнение - одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков.

Если установить зависимости и связи внутри массива фактов, то мы получим новое знание, которое будет теоретическим.

Теоретический уровень знания обычно расчленяется на две составляющие - фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности, базируясь на этих фундаментальных теориях.

 

числу основных компонентов теоретического уровня знания относятся:

1) Проблема - форма знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но что нужно познать, т.е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа;

2) Гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда фактов.

3) Теория - знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится для целей объяснения объективной реальности. Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТ – фактические результаты в экономике.

 

Структура познавательного процесса экономических явлений. Субъектно-объектные отношения и уровни познавательного процесса (онтологический, языковый, риторический, методологический).

СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

-субъект анализа (человек, который проводит исследование),

- объект анализа (область окружающего мира, исследуемая аналитиком),

- предмет анализа (часть объекта познания, которая непосредственно изучается

- процесс анализа, в рамках которого и происходит взаимодействие субъекта и объекта.

Структура выделяет два основных уровня – чувственный и рациональный.

Эмпиризм – направление в теории познания, которое считает чувственный опыт основным источником знания, а рациональную познавательную деятельность сводит к комбинированию и обобщению чувственных данных. Основными представителями эмпиризма являются. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли.

Рационализм - направление в теории познания, признающее разум единственным источником всеобщего и необходимого знания в отличие от чувств, способных постигать лишь случайное и частное. В новоевропейской философии рационалистических позиций придерживались Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант.

Субъекты экономических отношений: отдельные индивиды (как покупатели, частные предприниматели, налогоплательщики, наёмные работники, госслужащие); домохозяйства; частные предприятия малого, среднего и крупного; бюджетные предприятия и организации.

Объектом экономических отношений выступает всё то, что может обладать стоимостью.

Уровни познавательного процесса:

1) Онтологический уровень - где выделяется предмет или объект исследования, определение его как единого целого.

2) Языковой уровень – подразумевает освоение терминов и понятий, которые максимально одинаковы для всех языков.

3) Риторический связан с языком человеческой мысли, посредством которого речь готовится автором и воспринимается слушателями.

 

 

2.(4 ). В чем, по-вашему, может заключаться роль интуиции в экономическом исследовании? На каком уровне (наблюдений и эмпирических фактов вербальных утверждений математических моделей) лучше всего работает экономическая интуиция?

Научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование - это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом - структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые.

В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

Кратко охарактеризуем сущность перечисленных видов исследования.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и тенденциях преступности.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По длительности научные исследования можно разделить на: долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

 

 

Тестовые задания)

4. Что такое «жизненный мир» по А.Шюцу?

1. Мир органической жизни, биологических организмов (животных и растений, включая человека).

 

11. С какой из указанных ниже экономических наук тесно связана экономическая методология?

2. История экономических учений.

 

18. Что из перечисленного НЕЛЬЗЯ квалифицировать как капитал?

1. деньги в банке

 

25. Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей?

1. моделирование

 

32. В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?

3. с середины 19 в.

 

39. Разделение целого на части:

2. декомпозиция

 

46. Свойство системы выполнять функции при выходе параметров внешних условий системы за определенные ограничения или допуски:

4. Стойкость.

 

53. Мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования:

1. научные вопросы

 

60.Как называется метод сбора социальной информации при помощи специально организованной социальной ситуации:

1. метод наблюдения

 

 

Источники:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: