МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(УГТУ)
Кафедра ИнЭУ-16
Контрольная работа №1
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
СТУДЕНТКИ 2 КУРСА ГРУППЫЭ-16
Латифовой Софии Бахтияровны
Шифр:161374
Ухта 2017г.
1.Титульный лист
2. введение.
3-5.Уровни содержания экономической науки. Теоретическое и эмпирическое знание.
6-8. В чем, по-вашему, может заключаться роль интуиции в экономическом исследовании? На каком уровне (наблюдений и эмпирических фактов вербальных утверждений математических моделей) лучше всего работает экономическая интуиция?
9-10. Тестовые задания.
11. Источники.
1.(4). Уровни содержания экономической науки. Теоретическое и эмпирическое знание.
Научное знание включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня - эмпирический и теоретический.
Если взять совокупность фактов и описать их, можно получить знание о конкретной действительности. Такое знание называется описательным, или эмпирическим.
На эмпирическом уровне происходит не только накопление фактов, но и их первичная систематизация и классификация, что позволяет выявлять эмпирические законы и правила, которым подчиняются наблюдаемые явления. На этом уровне исследуемый объект отражается преимущественно в своих внешних связях и проявлениях, в которых выражаются внутренние отношения.
Среди эмпирических методов выделяют н есколько основных:
· наблюдение
· эксперимент - наблюдение за объектами и явлениями в специально созданных и контролируемых условиях, когда изучаемый объект ставится в особые, специфические и варьируемые условия, чтобы выявить его существенные характеристики и возможности их изменения под влиянием внешних факторов;
· измерение - выявление количественных характеристик изучаемой реальности.
· описание - фиксация сведений об объектах и явлениях;
· сравнение - одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков.
Если установить зависимости и связи внутри массива фактов, то мы получим новое знание, которое будет теоретическим.
Теоретический уровень знания обычно расчленяется на две составляющие - фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности, базируясь на этих фундаментальных теориях.
числу основных компонентов теоретического уровня знания относятся:
1) Проблема - форма знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но что нужно познать, т.е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа;
2) Гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда фактов.
3) Теория - знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится для целей объяснения объективной реальности. Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТ – фактические результаты в экономике.
Структура познавательного процесса экономических явлений. Субъектно-объектные отношения и уровни познавательного процесса (онтологический, языковый, риторический, методологический).
СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
-субъект анализа (человек, который проводит исследование),
- объект анализа (область окружающего мира, исследуемая аналитиком),
- предмет анализа (часть объекта познания, которая непосредственно изучается
- процесс анализа, в рамках которого и происходит взаимодействие субъекта и объекта.
Структура выделяет два основных уровня – чувственный и рациональный.
Эмпиризм – направление в теории познания, которое считает чувственный опыт основным источником знания, а рациональную познавательную деятельность сводит к комбинированию и обобщению чувственных данных. Основными представителями эмпиризма являются. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли.
Рационализм - направление в теории познания, признающее разум единственным источником всеобщего и необходимого знания в отличие от чувств, способных постигать лишь случайное и частное. В новоевропейской философии рационалистических позиций придерживались Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант.
Субъекты экономических отношений: отдельные индивиды (как покупатели, частные предприниматели, налогоплательщики, наёмные работники, госслужащие); домохозяйства; частные предприятия малого, среднего и крупного; бюджетные предприятия и организации.
Объектом экономических отношений выступает всё то, что может обладать стоимостью.
Уровни познавательного процесса:
1) Онтологический уровень - где выделяется предмет или объект исследования, определение его как единого целого.
2) Языковой уровень – подразумевает освоение терминов и понятий, которые максимально одинаковы для всех языков.
3) Риторический связан с языком человеческой мысли, посредством которого речь готовится автором и воспринимается слушателями.
2.(4 ). В чем, по-вашему, может заключаться роль интуиции в экономическом исследовании? На каком уровне (наблюдений и эмпирических фактов вербальных утверждений математических моделей) лучше всего работает экономическая интуиция?
Научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование - это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом - структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые.
В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
Кратко охарактеризуем сущность перечисленных видов исследования.
Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и тенденциях преступности.
Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По длительности научные исследования можно разделить на: долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.
Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.
Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:
1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;
2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;
3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;
4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.
Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).
Тестовые задания)
4. Что такое «жизненный мир» по А.Шюцу?
1. Мир органической жизни, биологических организмов (животных и растений, включая человека).
11. С какой из указанных ниже экономических наук тесно связана экономическая методология?
2. История экономических учений.
18. Что из перечисленного НЕЛЬЗЯ квалифицировать как капитал?
1. деньги в банке
25. Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей?
1. моделирование
32. В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?
3. с середины 19 в.
39. Разделение целого на части:
2. декомпозиция
46. Свойство системы выполнять функции при выходе параметров внешних условий системы за определенные ограничения или допуски:
4. Стойкость.
53. Мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования:
1. научные вопросы
60.Как называется метод сбора социальной информации при помощи специально организованной социальной ситуации:
1. метод наблюдения
Источники: