Методические указания для студентов 2 глава




Почему нашу бедную Карелию стали постоянно упрекать в том, что она потребляет электроэнергию из Мурманской области с Кольской АЭС? А посмотрите на географическую карту и убедитесь, что все карельские водохранилища работают на Кольскую систему. Страна у нас единая, поэтому упреки ни к чему, но обыкновенный хозрасчет мог бы и это учесть. И не считали бы нас вечными должниками. Если Карелия так нуждалась и нуждается в электроэнергии, то непонятно почему так медленно строилась Кривопорожская ГЭС? Не менее пятнадцати лет, если не более. А если такими темпами будут строить Белопорожскую ГЭС, то АЭС может появиться раньше.

Пишу и думаю, почему же наша родная пресса газеты «Ленинская правда» и «Неувосто Карьяла» неохотно печатают авторов, которые неизвестны широкой публике. А потом говорят, что в Карелии только один Яакко Ругоев борется за природу. Я его полностью поддерживаю и уважаю, но не его вина, что так получается, как будто его некому поддержать.

Переданы для публикации из личного архива Т.М. Рудовой. Впервые опубликованы в Carelia. 2012. №5.

 

В. Андреев [9] Записки потомственного скобаря

 

Отец и дед

Мой отец, Семен Андреевич Семенов, родился в 1903 году в деревне Горенки Красногородского района Ка­лининской области, что на границе с Латвией. Позднее эта область стала называться Ве­ликолукской, а потом — Псков­ской.

Мой дед был большого, могу­чего роста. В деревне было два Андрея — большой и малень­кий. Так вот, мой дед Андрей — большой, с громким, зычным голосом. Говорят, когда он кри­чал и звал жену Дуню, об этом знала вся деревня. И отец, и дед были неграмотными крестьяна­ми. Отец при Советской власти взрослым ходил в школу неде­лю и научился расписываться.

Дед Андрей умер рано от вос­паления легких где-то в пяти­десятилетнем возрасте, и отец, Семен Андреевич, остался в 14 лет со своей матерью хозяином в избе.

Жили очень и очень бедно. В хлеб добавляли сушеную траву лебеду, а в молоко — яблоки незрелые, ранетки (сорт ра­нет). Кто этот сорт яблок пробовал, знает, что они очень слад­кие и мелкие. Молоко да ябло­ки — получалась тюря без хле­ба.

Работали очень много, не хва­тало рабочих рук в семье. Отец женился в 16 лет, взял в жены женщину старше себя на 10 лет. Потом это будет моя тетка На­талья. У нее родилось двое де­тей — мой старший брат по отцу Анатолий Семенов, 1928 года рождения, и сестра Александ­ра, 1932 года рождения. Были дети и ранее, но они все умира­ли в детстве, больные были от непосильной работы их матери во время беременности.

Коммуна

Свершилась Октябрьская ре­волюция. Всю землю раздели­ли на хутора, раздавали наде­лы. Отцу выделили и обмерили шесть гектаров подряд — с пашней, болотом и лугом в ки­лометре от деревни, в сторо­ну другой деревни Данилкино. Отец с теткой разобрали избу в деревне и поставили ее возле болота (вода для скота). Возле избы построили хлев и сарай, постепенно обзавелись коровой и лошадью. Стали хо­зяйствовать, то есть жить на ху­торе натуральным хозяйством. Налоги платили регулярно и ис­правно зерном и льном. Про­дуктов хватало, появились в хозяйстве овцы и свиньи. Свини­ну, молоко и баранину продава­ли на рынке в райцентре. Уро­жаи были прекрасные. Все рос­ло как на дрожжах, навоз был рядом. В 1928 году хозяйство наградили грамотой «Пример­ное хозяйство» и еще награжда­ли год или два.

Государству хлеба не хватало, начинался голод в стране. На­логи увеличились, и скоро ста­ли забирать все подряд. Чтобы было удобно отнимать все, со­здавали коммуны и колхозы. В Псковской области это прово­дилось поздно — с 1930 по 1934 годы. В соседней деревне Дорохи тех, кто побогаче, сослали в Сибирь. В освободившиеся дома прислали отряд солдат с семьями и поселили. Образо­валась коммуна. Сообща пост­роили общие амбары, хлева и сараи, а также общую кирпичную баню, где, мужики мылись вместе с детьми и женщинами. Постройка стоит до сегодняш­него дня и используется как склад.

Работать в этой коммуне ник­то не хотел, много веселились, гнали самогон и пили. В амба­рах и хлевах было пусто.

Потом на базе коммуны стал возникать колхоз. В Псковской области любой старик и каж­дый, кто пожил много, никогда не скажут, что в колхоз вступа­ли. Загоняли. Коммунары езди­ли по единоличным хозяйствам и грабили крестьян и единолич­ников до нитки, вывозили все, оставляли людей голыми.

ББК

Мой отец, Семен Андреев, не захотел вступать в колхоз и выбрал альтернативу — ехать на строительство ББК (Беломорско-Балтийский канал) со своей лошадью, упряжкой и дровнями на вывозку и трелев­ку леса на один год. Дома оста­лись жена и малолетние дети. Живи, как знаешь, на земле и хозяйствуй!

В начале зимы собрали в го­роде Острове целый поезд из товарных вагонов; загрузили и привезли в Медгору. Потом ехали по озеру на лошадях до Повенца, а дальше — до лесо­заготовок. А там норма четыре кубометра бревен вдень. Такие снега наметало, что лошади не видно, снег выше лошади.

Так и отработал отец на лесо­заготовках два года. Выжил только потому, что второй год возил не бревна, а начальника лесопункта и его жену на база­ры и праздники: больно лошадь была хорошая и быстрая.

Весной поздней, уже растаял снег, всех отправили по льду озера обратно в Медгору, на погрузку в вагоны. Ночевали на островах, где их кормили ры­бой, лошадям давали сено. Онего уже вскрывалось ото льда. Один обоз не захотел но­чевать на острове, очень спе­шили занять места в вагонах. Лед провалился, и обоз ушел под воду. Отец на острове зано­чевал. Ударил мороз, и утром благополучно добрались до бе­рега.

В Медгоре вагонов не давали, скопилось много людей и лоша­дей, сена лошадям не было. На­чался бунт. В заварухе убили милиционера. После этого всех стали арестовывать и сажать в тюрьму. Отец бросил лошадь с дровнями, сел на поезд, товар­няками добрался до Петрогра­да, а оттуда пришел пешком в деревню. Это напрямую 380 ки­лометров — путь, освоенный скобарями в начале двадцатого века. На руках у отца была справка ударника труда при строительстве ББК.

Прошло лето, и коммунары приехали к отцу на хутор заго­нять в колхоз. На телеги загру­зили четыре воза клевера из сарая. Под клевером в сарае была яма, где хранились семе­на, чтобы посеять осенью рожь, а весной пшеницу. Семена по­грузили на телегу. Предстояла семье впереди голодная смерть. Отец сдался, говорит: «Я в колхоз вступаю». После чего семена вернули. Так в 1934 году мой отец стал колхозни­ком. Мне он ничего не расска­зывал об этом до 1962 года.

Великая Отечественная

Я, Андреев. Виктор Семено­вич, родился в той же деревне Горенки, что и отец, за полгода до войны, 9 февраля 1941 года. Немцы быстро оккупировали Псковскую область, а Красногородский район (на границе с Латвией) уже 5 июля 1941 года был под немцами. Даже моби­лизацию не успели провести.

Итак, мы остались под немца­ми, отец с нами. Оккупационны­ми войсками были латыши. Не­мецкие гарнизоны стали толь­ко в больших селах и городках, а в деревнях хозяйничали ла­тышские солдаты, которые все тащили к себе на родину, за границу, проходящую по реке Синей, в пяти километрах от деревни. Так продолжалось три года. Это еще посмотреть надо, справедливо ли нас, русских, латыши теперь называют окку­пантами.

Говорят, под немцами жилось легче, чем под латышами, хотя «хороши» были и те, и другие. Но немцы не воровали и не та­щили телеги, скот, упряжь в Германию. До Берлина далеко, а Латвия — вот она, рядом. Что­бы быстрее все вывозить, даже построили железную дорогу Пыталово (Абрене) — Красногородск — Опочка в короткие сроки. После войны ее разоб­рали. В строительстве этой до­роги участвовали все трудоспо­собные жители района. И мой отец с лошадью и повозкой тоже. Лошадь заболела, и отец не вышел на работу. Его забра­ли в комендатуру и держали там две недели, пока ветеринар не подтвердил факт болезни ло­шади справкой. На лошадь вы­дали паспорт на немецком и русском языках (паспорт на ло­шадь у меня сохранился). На чердаке дома лежали вык­ройки одежды. Бабушка была хорошей швеей, у нее имелась швейная машина «Зингер», которая шила и тюль, и кожу, и домотканое сукно. Выкройки были сделаны из немецких газет на русском языке периода оккупации. Вот это был кла­дезь, что отчасти смешно, а отчасти и не совсем! Эти газе­ты наши власти заставляли соскабливать после войны со стен из-под обоев и строго наказы­вали за пропаганду западного образа жизни. Потом дом ра­зобрали, и все это богатство погибло.

Сейчас я сообщу новость, ко­торую не знает почти никто, а если знает — молчит. Немцы разогнали колхозы, скот разда­ли бывшим хозяевам, выделили земли, колхозники стали единоличниками, а налоги не взять с единоличника, хоть стреляй — ничего нет. А тут еще партизаны всё в лес уносят. И что придумали: стали создавать товарищества (колхозы) на тре­тьем году оккупации, чтобы лег­че было всё грабить и охранять от партизан.

В июле 1944 года советские войска прорвали оборону про­тивника и вышли на границу с Латвией. Красногородский район был освобожден 18 июля. Перед наступлением немцы, латыши и полицаи собрали всех коров в деревне и угнали в Лат­вию. Этот обоз на реке разбом­били, и некоторые животные вернулись домой за 50 кило­метров. Вот было радости у де­ревенских! Ждали свою коро­вушку я, моя мама и две бабуш­ки, но не дождались. Видно, не судьба.

Вперед, к победе!

Отца взяли в армию, мужик здоровый. Дали противотанковое ружье (ПТР), и сразу в бой за Родину. Воевал честно, получил награды. Под городом Резекне (Латвия) был ранен, лечился в госпитале в этом же го­роде. Дошел до Кенигсберга (Калининград), брал этот город штурмом. А после окончания войны участвовал в ликвидации банд латышей и немцев под Кенигсбергом и Ригой. Их там было немерено, так называе­мый рижский котел. Им было некуда деться, дрались насмерть, были хорошо вооружены, сидели в схронах и засадах. Вот, говорит отец, натерпелся страху! Прошел войну и мясорубку, а тут тебя хлоп из-за кус­та—и нет человека.

Жизнь с нуля

Но Бог миловал, и в июле 1945 года младший сержант, Андреев Семен Андреевич вернулся в свои Горенки снова начинать жизнь с нуля. Кое-кто из пишущих утверждает, что после войны к жителям оккупированных территорий применялись гонения и ограничения в пра­вах. Конечно, проверяли, но в правах не ограничивали. Да и какие права у колхозника? Паспорта не было, только справ­ка. А с ней можно было уйти в армию, устроиться милиционером в Ленинграде и позже работать там же на строительстве метрополитена. Вот и весь набор.

Отец снова стал работать в колхозе, был и животноводом, и полеводом. В 1947 году снова случился неурожайный, плохой год. Не выросла картошка, нечем кормить скот... На своем огороде отец посеял ячмень, что было запрещено. Ячмень вырос на славу. Мать пекла ле­пешки из ячменной муки и про­давала на базаре в райцентре. Первый день очень вкусно, а если черствые, то почти несъедобно, но калорийно (кто ел хлеб из кукурузы в 1963 году, тот знает, что это такое). Голод нашу семью миновал, крапиву и лебеду не ели.

В 1947 году я пошел в школу, в первый класс, и ячменные лепешки менял на оладьи из гнилой прошлогодней картошки, там крахмал один оставался. Оладьи были вкуснее моих лепешек.

В колхозе приказали лучшие поля засеять кок-сагызом. Это растение похоже на одуванчик, сырье для производства рези­ны, из южных краев. Окучива­ние — мотыгой. Окучивали и пололи целое лето! Убирать не стали совсем. Оказалось, нет мощностей для переработки. Об этом не подумали. И никто не знал в районе, что с ним надо делать. Не повезешь же сырье в Киргизию! Хорошо, что в тот же год началось производ­ство резины и каучука из нефти. Всем было не до льна — даешь кок-сагыз! Такие вот нанотехнологии.

Лен

В Псковской области всегда рос отменный лен. Только выра­щивай, льнозавод был почти в каждом райцентре. Очень уж трудоемкая культура. Вот где требуются уход и человеческие руки! Отца поставили звенье­вым льноводческого звена, дали бригаду женщин. Ну и развернулся же он! Работали день и ночь. Вырастили, обмолотили, убрали, пересортировали, свя­зали в пучки и отвезли в Опочку на льнозавод. Льнозавод заплатил колхозу деньгами, зарплату тоже. Таких денег колхоз не ви­дел никогда. На эти деньги купили два комбайна и три грузовые машины, а отец — велосипед «Диамант», что поставлялся по контрибуции из Германии.

Остальным колхозникам стало завидно и жалко. Такие деньги упустили! Звено разогнали. Лен стали выращивать все кому не лень. Все заросло травой. Лен перестал расти и не растет до сих пор. Некому его выращивать, все уехали в город. В Псковскую область ездят только за медом и яблоками. Уж больно там мед вкусный и чистый, экология не нарушена. Когда выращивали лен, то его обрабатывали до цветения химикатами, и пчел на неделю или две закрывали в ульях, чтобы они не погибли от химии. Теперь там никакой химии, кроме самогона, и пчелки летают спокойно.

Труд и праздники

Отец верил в Бога. В церковь не ходил никогда. Прибрав скотину, становился лицом к иконам, крестился. Следом за ним становились мать и я. Прошептав молитву, садились за стол.

Очень любил он ездить в гости к родственникам на религиозные праздники по всему району. Отпрашивался у председателя и бригадира, запрягал лошадь в линейку или дрожки (такая легкая повозка из одной доски с облучком), рядом сажал меня и мать. Повозки у него были личные, не колхозные, куп­ленные у цыган, только колеса— от колхозной телеги. Так я оказывался в другом конце района или у родственников в Пушкиногорском районе, на родине матери.

Праздник продолжался три дня. Зато сколько новых зна­комств и впечатлений! В деревне шутили: «Семен приехал домой, праздник кончился». Начальство на все это закрывало глаза, очень ценный был работник, все дни, кроме праздников, работал как вол. Приезжее на­чальство из района любило у нас бывать, когда совершало поез­дки по району — кто верхом на лошади, кто на машине. У матери всегда можно было вкусно поесть, испить квасу, иногда у начальства были с собой напит­ки покрепче. Любили с отцом поговорить за жизнь.

Мать работала в своем хозяй­стве и на огороде. В колхоз на работу ходить было некогда, вот и не выработала минимум тру­додней. Колхоз подал иск в суд, прислали штраф — почему-то в деньгах, а не в трудоднях. Отец штраф заплатил. После этого с 4 класса я стал работать в кол­хозе летом, а трудодни записы­вали на мать. Минимум я летом вырабатывал сполна.

Рождество

Отец праздновал дома два престольных праздника: Яблоч­ный Спас и Рождество Христо­во. Спас был летом, во время уборочной, здорово не разгуля­ешься. Зато в Рождество отды­хали с размахом. Отец варил яч­менное пиво. Я помогал ему в этом лет с десяти и вплоть до армии. Всю сложную техноло­гию помню до мелочей. Отца приглашали варить пиво на свадьбы и другие торжествен­ные мероприятия. Отменный был пивовар! Этого пива вари­ли от шести до девяти ведер, оно бродило и потом залива­лось в дубовую бочку. Очень нравилось наше пиво районно­му начальству. Просили сварить для них на советские праздники 7 Ноября и 1 Мая.

На Рождество молодежь гуля­ла всей деревней. Пели песни, колядовали, Собирали угоще­ния. Шубы выворачивали наи­знанку и ходили по домам с пес­нями да прибаутками, с частуш­ками. Кто плохо встретит, тому порушат поленницу дров или заткнут трубу на крыше, подо­прут дверь палкой — утром из дому не выйдешь...

7 января, к обеду, съезжались гости — родственники из всех деревень района и отпускники из Ленинграда. Из дальних де­ревень приезжали на лошадях в санях. Иногда до десяти саней. Лошадей распрягали, заводили под навес и в сараи, давали корм. Ухаживать за ними была моя прямая обязанность. Накор­мить, напоить, не упустить со двора.

Гости шли в дом, начинался пир. К этому дню отец резал ка­банчика пудов на десять. Мать варила холодец, разливала по чашкам (глиняные глубокие та­релки), штук так до тридцати. В печи томились две или даже три каши, тушенка из картошки с мясом. В соседней комнате сто­ял застывший овсяный кисель в таких же чашках, в таком же ко­личестве, как и холодец. Овся­ный кисель запивали молоком или водой с медом. Пили само­гон, но больше любили пиво, почему-то не напивались допьяну, да и трудно напиться при такой-то еде и таком количестве пива. Все три дня гуляли, пели песни и частушки. И это почти в каждом деревенском доме так — хоть побогаче, хоть победнее.

Вечером вся молодежь шла гулять в дом, где побольше по­мещение или в деревенский клуб, если таковой имелся. Са­мое таинство начиналось ночью. Надо было всю эту ораву уло­жить спать. Заранее соломой (чаще колхозной) набивали тю­фяки, это не считалось воров­ством — святое дело. Потом со­лому можно было скормить сво­ему скоту. Пол в избе, если не хватало тюфяков, тоже застила­ли соломой, укрывали ткаными половиками и простынями. Ук­рывались одеялами, шубами, верхней одеждой. Спать не мог­ли, и начинались рассказы о жизни, о войне, о политике. Я потихонечку забирался на печ­ку, устраивался поудобнее и слушал, слушал, впитывал в себя, словно губка...

Смерть Сталина

В марте 1953 года умер Ста­лин. Я тогда ходил, в школу в райцентр за пять километров, в шестой класс. Всюду был траур, все плакали. Как теперь сможем жить без Сталина? На уроке ли­тературы наша любимая моло­дая, красивая учительница Га­лина Ивановна сказала: «Умер вождь всего народа. Давайте петь песни». Пели «Интернаци­онал» и «Тих апрель, в цветы одетый, а январь суров и зол. Ты пришел с весенним светом, в ночь морозную ушел». Эту пес­ню о Ленине я помню дословно, как и «Интернационал», до се­годняшнего дня. А вот новый гимн выучить так и не смог, даже старый забыл, все свалил на склероз.

Директору школы почему-то не понравились наши песни. Мы там распелись здорово, еще спели пару песен. Галину Ива­новну вызвали к директору, при­шла оттуда вся в слезах, красная и заплаканная. Нам ее было так жалко, и мы заплакали вместе с ней. Вот было зрелище! Такого единения теперь просто не мо­жет быть, мы полюбили ее наве­ки. Так сложился наш школьный коллектив. В десятом классе Га­лина Ивановна попросила оста­вить ей на память тетрадочки моих школьных сочинений по литературе, и я их ей отдал. Она читала иногда нам сочинения бывших учеников, и нам это нра­вилось, было что сравнить.

Амнистия

Людей выпустили из тюрем, и вот они — живые, рядом. Неко­торые — сидевшие по 58-й ста­тье. Моя тетка Анна жила в го­роде Опочке, работала на кир­пичном заводе. Ее муж, дядя Миша, воевал в войну, но не­удачно. Попал к немцам в плен, волею судеб оказался во Фран­ции. Его выкупила у немцев ка­кая-то мадемуазель и сделала своим работником, и даже больше. Неплохо он там устро­ился. Дядю Мишу освободили американцы, он бросил свою мадемуазель и приехал домой к жене, в Опочку. Дяде Мише дали 8 лет лагерей, после смер­ти Сталина выпустили. Он сво­бодно говорил по-французски, работал печником, клал печи и камины в двух районах. Тетка родила от него двух девочек, моих племянниц. Рассказы дяди Миши о Франции я помню и сегодня.

К другой моей тетке, первой жене отца, приходил в гости племянник, молодой, краси­вый, кучерявый парень, люби­мец всех деревенских девушек. Звали его Олег. Этот Олег си­дел в тюрьме за драку и поно­жовщину на селе в один из ре­лигиозных праздников. Его тоже выпустили на свободу. Он рассказывал, как в Москве строил университет на Ленинс­ких горах, будучи заключенным. Как туда поднимались, как ра­ботали. Говорил, что если бро­сишь кирпич с высоты 32-го этажа, то он втыкается в землю. Чтобы кирпич не падал, было ограждение. Может, благодаря его рассказам я и стал позднее строителем.

Дядя Митя Петров после вой­ны пришел из города Тосно, что под Ленинградом, и какое-то время жил у нас. Это сосед по деревне. Его семья продала дом и на лошадях двинулась на Дальний Восток, в поисках луч­шей жизни в 30-е годы. Ехали туда два года, по дороге все по­умирали. Вернулся один дядя Митя. Работал в Тосно в лесп­ромхозе, валил лес, отморозил ноги, стал инвалидом. После войны пришел к нам, бывшим соседям, прокормиться. Делал грабли, цепи из проволоки, что­бы навязывать скот на лугу. Мы с ним очень подружились. Он был грамотен, образование, на­верное, три класса приходской школы, зато почерк каллигра­фический. От него я узнал, что есть такая буква забытая — «фита», научился читать по-ста­рославянски. Этот дядя Митя, оказывается, в революцию был белым, что тщательно скрывал, но мне почему-то открылся. Вот такая дружба юного парнишки и старого инвалида тысяча во­семьсот какого-то года рожде­ния.

Дядя Митя служил в Кронш­тадте на флоте, когда случился кронштадтский мятеж. Он стоял у пушки и стрелял в красных, ко­торые шли по заливу на штурм крепости после партийного съезда. Весь лед был в крови. Но снаряды кончились. Началь­ство погрузилось на пароходы и уплыло в Англию, приглашали и моряков. Многие отказались. Дядя Митя тоже. Ночью он по­тихонечку перешел Финский залив, пришел в Питер. А там праздник по случаю победы, трамваи ходят бесплатно. Пришел к родителям в дерев­ню Горенки. В колхоз вступать не захотели. Тогда и ринулись аж на Дальний Восток. Дядя Митя последние годы работал конюхом в школьном интерна­те, там и жил. Умер, пока я служил в армии.

У матери двоюродный брат Кирилл жил в другой деревне, за 18 километров от нас. Заме­чательный кузнец и красноде­ревщик. Из листа брони, что немцы возили с собой и подкладывали под танки и машины, чтобы не увязнуть в грязи, он соорудил печку-чугунку, кото­рая жива и сейчас, не сгнила и не прогорела. Из брусков дуба изготовил точеный круглый стол, который сейчас стоит на даче у моего сына. Дядя Кирилл вообще сидел за драку на озе­ре. Был отправлен по этапу на Дальний Восток и там охранял политических заключенных: сам в тюрьме, а большой начальник. Такой симпатичный, милый, добрый человек. Тоже вернулся после амнистии 1953 года и прожил с женой и детиш­ками достойную жизнь.

Частушки

Скобари народ с юмором, на все перипетии судьбы отвечают частушками. Их там много-мно­го, видимо-невидимо и всегда есть на каждый конкретный слу­чай, при любых переменах во власти.

Когда я был маленьким, за ча­стушки сажали в тюрьму. Осе­нью (не помню, которого года) колхозники отмечали праздник урожая, зарезали телёнка, сва­рили холодец. Приехал на такое пиршество и уполномоченный из района. Две вдовы, Дуня и Марфа (их мужья погибли на войне), как всегда, первыми на­чали петь частушки, а дальше — пошло-поехало. Нетрудно дога­даться, что частушки не все были безобидными. Уполномо­ченный гулял со всеми, в район отвезли его на телеге, самостоятельно не мог передвигаться.

На другой день Дуне и Марфе пришла повестка к прокурору. Там с ними провели беседу, по­просили спеть. Они сказали, что теперь уже ничего не помнят, все частушки забыли. А вчера были пьяные. Над ними все ис­кренне посмеялись и отпустили. Сказали: «Бабы — дуры, и надо их простить».

Обе эти дуры — двоюродные сестры моего отца. А тетка Мар­фа моя крестная. Муж ее, лей­тенант Гаврилов, погиб при оса­де Брестской крепости и чис­лился без вести пропавшим. Расследование шло года три. Тетку Марфу всё вызывали в во­енкомат. А потом вынесли вер­дикт: этот Гаврилов не тот и не герой, а однофамилец. И льгот ей не дали.

Частушек я знаю великое мно­жество, но когда надо их спеть под гармошку, почему-то меня заклинивает и все приличные из головы вылетают, остаются ка­кие-то нехорошие.

Частушки писала и собирала моя любимая учительница анг­лийского языка Мария Федо­ровна. Жива еще старушка, при­езжает из Пскова на лето в со­седнюю деревню, летом лечит­ся травами, и лет ей, наверное, девяносто. Во время оккупации была увезена в Германию и выучила там английский и немец­кий языки. Их и преподавала. А немецкий язык мы в детстве не­навидели — язык оккупантов. Что было, то было...

Карелия

Осенью 1960 года меня призвали в армию. Служить попал в Петрозаводск, в артиллерийские войска. Зимой за успехи в службе дали десятидневный отпуск, а отпустили только в июне, к Троице. Помешал Хрущев и Карибский кризис. Приехал домой, говорю: «Служу в Карелии. Как там хорошо, я там останусь навсегда!». Отец говорит мне: «Был я в твоей Карелии два года». И начал свой подробный рассказ, мол, ничего там хорошего не увидел, езжай лучше домой.

Но я отца ослушался и в деревню не вернулся. Женился, родил двоих сыновей. Жена родом из Каргополья Архангельской области. Сейчас езжу туда с женой на машине. Один год в Архангельскую область, другой – во Псковскую, по очереди, иногда с внуками и своими детьми. По пути проезжаем через Повенец – свету конец, как говорил мой отец когда-то.

Новая Кондопога.2012. 1 августа.

 

А.Г. Купш [10] За что?

Я - Ровесник Октяб­ря, родился 5 ноября 1917 года на хуторе около дерев­ни Бачуги Крестецкого рай­она Ленинградской (ныне Новгородской) области. Пре­дки мои жили на этой зем­ле еще в 19 веке.

Семья наша была большая и очень дружная: дед с бабушкой, родители, три брата, четыре сестры и я. Все мы жили, кормились и одевались за счет своей зем­ли и своих животных. У нас было несколько коров, ку­ры, овцы и две лошади — одна совсем старая. Работа­ли всей семьей от зари до зари.

Мне, ребенку, отец сде­лал маленькую косу, и я очень гордился тем, что вме­сте со взрослыми встаю в 3 часа ночи и иду на сено­кос. К 7 часам утра, когда роса высыхала, приходили домой завтракать и, после небольшого отдыха, шли опять убирать сено. Зимой отец и старшие братья ра­ботали на заготовке и выво­зке дров. Но жили мы очень скромно. Молочные продук­ты почти все уходили на рынок, чтобы купить самое необходимое — сбрую, сельхозинвентарь, кое-что из одежды. Рынок в те годы был завален всем, что может поделать душа — и продуктами, и разной жив­ностью.

После смерти Ленина в 1924 году все изменилось. Нас стали душить налогами. Отец все на что-то надеялся. Но семья стала понемногу распадаться. Умерли дед и бабушка. Уехали старшие брат и сестра, сестра в Са­мару, брат в 1928 году в Ставрополь. В школе, куда я ходил, стали вывешивать списки детей кулаков и их родителей. Стало ясно, что идет подготовка к коллекти­визации.

...Конец июля 1929 го­да. Созревают рожь, горох, наливаются яблоки. Только что покончили с сенокосом, наступает пора уборки уро­жая... Ночью, часа в 3, ме­ня будит заплаканная ма­ма: «Вставай, сынок, нам нужно ехать, нас высыла­ют». Я не понимал, что происходит. Стоит милици­онер с пистолетом, рядом с ним — двое в гражданском, тоже с оружием. Они все время погоняли нас, чтобы мы поскорее укладывали ве­щи на телеги (нам разрешали взять по 100 кг груза на человека), потому что хотели до рассвета, без ли­шних глаз, доставить нас на железнодорожную стан­цию.

На станции были собра­ны сотни семей со всей об­ласти. До позднего вечера грузили людей по вагонам-телятникам, затем двери закрыли на запоры, и мы тронулись в путь. На нарах в вагоне мест всем не хва­тило, спали по очереди, в основном уступали места де­тям и старикам. Поезд час­то и подолгу стоял на пу­тях, но вагоны не открыва­ли, а если была какая-то проверка, то охрана из ГПУ штыками преграждала выходы. Духота в вагонах бы­ла страшная, многих тошни­ло, дети задыхались и кри­чали.

Наконец, приехали на ста­нцию Апатиты, где нас пе­регрузили на тракторные прицепы и еще везли 20 километров до места буду­щего города Хибиногорска. Кругом горы, на берегу озера Вудъявр начиналось строительство апатитонефелинового комбината. В го­рах проходила грунтовая дорога, по которой на трак­торных прицепах к желез­ной дороге вывозили апати­товую руду.

Возле этой дороги и были построены для нас в одну доску крытые толем «шалманы», обогревающие­ся «буржуйками». Топить нужно было круглосуточ­но, и все равно спать при­ходилось в верхней одежде и шапке (спали на нарах то­лько на боку, на одного человека было строго отмере­но по 30 сантиметров). В этих условиях застудил го­лову и умер от воспаления головного мозга мой брат, ему было 20 лет. В таких условиях жили мы почти два года. Очень мучились от вшей, особенно зимой, когда одежду не снимали неделя­ми.

Работали все, и взрослые; и старики. Я немного ходил в школу (она была в одном из бараков), а в 14 лет по­шел работать учеником сто­ляра. Платили нам, «спец­поселенцам», очень мало. Вольнонаемным и вербован­ным к основной зарплате добавляли до 100 процентов «полярных», а у нас с ос­новного заработка 20% вы­считывали, и подоходный на­лог у нас был больше. И, естественно, ни о каких «полярных» для нас не мо­гло быть и речи. Мы были очень выгодной дешевой ра­бочей силой, поэтому паспо­рта нам не выдавали до 1940 года, чтобы мы не мо­гли уехать.

После основной работы мои сестры и я ходили стро­ить пантовые бараки, и к весне 1931 года наша семья получила отдельную комна­ту. Радости не было преде­ла! Спать стали на самоде­льных кроватях по 2 чело­века.

В 1935 году вышло пос­тановление, по которому старики могли уехать к ро­дным. Мой старший брат, живший в Ставрополе, взял к себе стариков-родителей. В 1937 году из Ставрополя, получили письмо от жены брата, в нем сообщалось, что брат арестован, за что— неизвестно, без права пере­писки. «Остались трое мале­ньких детей (старшему было 8 лет) и родители. Вскоре умерли отец, ненамного его пережила мама. Арестовали жену брата, детей передали в детские, дома. Mы помочь им ничем не могли — не было права на выезд.

В августе 1940 года ме­ня вызвали в Горотдел НКВД и сообщили, что по постановлению правитель­ства я, как латыш, несмотря на то, что родился и вырос в России, должен быть вы­селен из Мурманской обла­сти. Сестер моих не трону­ли, — они вышли замуж и сменили фамилии. Среди высылаемых были старо­жилы Мурманской области, многие — хорошие специа­листы, даже капитаны ко­раблей Северного флота.

Спецпоездом нас довезли до станции Медгора, затем пароходом до Шелтозерской пристани. Посели­ли в заброшенной деревне в двух километрах от Шелтозера. Разрешили искать работу по специальности, но в черте Карелии. Некоторые уехали в Заонежье; в Петрозаводск, многие остались, как и я, в Рыбреке. Я работал электриком. Некоторое время спустя при­шло письмо из Кировска (Хибиногорска), и я смог наконец съездить и полу­чить паспорт,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: