Особенности самоотношения у студентов




СЛАЙД 2

.1 Методы и организация исследования

Задачи эмпирического исследования:

1. Сформировать выборку исследования, подобрать диагностический инструментарий для исследования.

2. Выявить особенности системы отношений личности к временному континууму у студентов по опроснику временной перспективы и опроснику временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо.

3. Определить особенности структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения у студентов по методике МИС С.Р. Пантелеева, В.В. Столина.

4.Проверить гипотезу исследования методом статистической обработки данных.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самоотношением личности и отношением к окружающей действительности вообще, а также к своему опыту и грядущим перспективам.

Объект: современные студенты

Предмет: временная идентичность и самоотношение

База исследования: ГУО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

Выборка исследования: Количество испытуемых – 40 студентов (16 человек являются студентами математического факультета и 24 человека являются студентами психологического факультета).

 

 

СЛАЙД 3

Основные процедуры и методы исследования:

1) Опросник временной перспективы Зимбардо [Источник: Сырцова, А. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологический журнал. – 2008. – №3. – С. 101-109.]. [28].

Опросник временной перспективы Зимбардо (англ. ZimbardoTimePerspectiveInventory, сокр. ZTPI) представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности к временному континууму.

В 1997 году Филип Зимбардо и Джон Бойд опубликовали «Опросник временной перспетивы Зимбардо» (ZimbardoTimePerspectiveInventory (ZTPI)). А в 1999 году – «Опросник временной перспективы трансцендентного будущего» (Transcendental-futureTimePerspectiveInventory (TFTPI)).

Теоретические основы опросника: Взаимодействие со временем – фундаментальная характеристика человеческого опыта, как объективного так и субъективного. Психологическое время личности является связующим звеном между всеми структурами реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, как внешние, так и внутренние. Однако методология исследований данного вопроса далека от совершенства. Во-первых, многие исследователи останавливаются на изучении одного из времён (прошлого, настоящего или будущего), при этом опросников, изучающих ориентацию на будущее больше всего, а изучающих ориентацию на прошлое - меньше всего. В-вторых, многие инструменты, используемые для оценки данной категории, недостаточно валидны.

Опросники, ориентированные на изучение будущего, изучают степень поглощённости личности вероятными событиями будущего, иногда противопоставляя ориентацию на будущее ориентации на прошлое/настоящее. Некоторые авторы измеряют длительность временного промежутка, на которую производится планирование, например, количество месяцев или лет, охватываемых в сознании личности, а также мотивационно-аффективный аспект, связанный с этим. Изучается содержание мыслей о будущем, эмоциональная реакция на представления личности о своём будущем, степень детализации предполагаемых событий, оптимизм или пессимизм их описания и т.д. Некоторые опросники измеряют так называемое «принятие во внимание будущих событий», измеряющее степень принятия во внимание отдалённых последствий при совершении действий и принятии решений.

Испытуемым предлагалась 2 таблицы, в первой – 56 утверждений, во второй – 10. Необходимо было оценить данные предложения по 5-бальной шкале, где 1 – совершенно не верно, а 5 - совершенно верно.

После обработки результатов получались данные по шести временным перспективам:

1) Негативное прошлое;

2) Позитивное прошлое;

3) Фаталистическое настоящее;

4) Гедонистическое настоящее;

5) Будущее;

6) Трансцендентное будущее.

Исходя из этого, можно было судить об установках, убеждениях и ценностях, связанных со временем.

Полное описание опросника временной перспективы см. в приложении 1, опросника временной перспективы трансцендентного будущего см. в приложении 2.

2) Методика исследования самоотношения (МИС) [Источник: Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. – 671 с.]. [29].

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С.Р. Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты. Относительно области применения МИС, можно отметить хорошие результаты в рамках индивидуального консультирования осуждённых, так как данная методика позволяет выявить внутриличностные конфликты.

Теоретические основы методики: Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.

Одним из разработчиков методики – В.В. Столиным – было принято понимание самоотношения в контексте представлений о смысле «Я». Смысл «Я» предполагает определенный язык его выражения, а этот «язык» может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, так как в связи с противоречивостью бытия, пересечением деятельностей и «противоборством» мотивов субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес.

Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.

Шкалы:

1) Закрытость

2) Самоуверенность

3) Саморуководство

4) Отраженное самоотношение

5) Самоценность

6) Самопринятие

7) Самопривязанность

8) Внутренняя конфликтность

9) Самообвинение

Полное описание методики МИС см. в приложении 3.

3) Методы математической обработки данных.

Обработка результатов исследования реализована в программах MicrosoftExcel и STATISTICA 10.0 и проведена с помощью методов описательной и математической статистики. Включает: сравнение по процентам, расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, расчет U-критерия Манна-Уитни [Источник: Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350

СЛАЙД 4

2.2 Особенности системы отношений личности к временному континууму у студентов

Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо у студентов различных факультетов представим в средних показателях по шкалам в таблице 2.1. Первичные данные см. в приложении 4.

Таблица 2.1  Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо. Итак, в целом найденные значения показывают, что они находятся в пределах значений, которые являются средними. Для наглядности покажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо среди студентов на гистограмме (см. рисунок 2.1). СЛАЙД 5

У студентов математического факультета (3,3) более выражена степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований, чем у студентов психологического факультета (2,9). Следует отметить, что показатель находится в пределах среднего значения.

У студентов математического факультета (3,5) менее выражено гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни, чем у студентов психологического факультета (3,6). Гедонистическое настоящее предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград.

У студентов математического факультета (3,3) одинаково со студентами психологического факультета (3,3) выражена степень ориентации на будущее, которая выражает наличие у личности целей и планов на будущее.

У студентов математического факультета (3,4) менее выражена степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию, чем у студентов психологического факультета (3,5).

У студентов математического факультета (2,9) более выражена степень фаталистического, беспомощного и безнадежного отношения к будущему и жизни, чем у студентов психологического факультета (3,8).

У студентов психологического факультета (3,3) более выражена степень отношения к трансцендентному будущему, чем у студентов математического факультета (3,1). Студенты психологического факультета в большей степени убеждены в том, что существуют некие законы жизни, предписанные Богом, по которым и должны жить люди.

Укажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо у студентов различного пола. Представим полученные данные в средних показателях по шкалам в таблице 2.2. СЛАЙД 6 Слайд 7

У студентов женского пола (3,1) более выражена степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований, чем у студентов мужского пола (2,9). Следует отметить, что показатель находится в пределах среднего значения. Девушки наиболее подвержены переосмыслению собственных неудач и полученного негативного опыта. Они склонны более критично подходить к оценке своих действий и подведению итогов в целом. У студентов женского пола (3,6) более выражено гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни, чем у студентов мужского пола (3,5). Гедонистическое настоящее предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград. У студентов женского пола (3,3) более выражена степень ориентации на будущее, которая выражает наличие у личности целей и планов на будущее, чем у студентов мужского пола (3,2). У студентов женского пола (3,6) более выражена степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию, чем у студентов мужского пола (3,1). У студентов женского пола (3) более выражена степень фаталистического, беспомощного и безнадежного отношения к будущему и жизни, чем у студентов мужского пола (2,5). У студентов женского пола (3,4) более выражена степень отношения к трансцендентному будущему, чем у студентов мужского пола (2,9). Студенты женского пола в большей степени убеждены в том, что существуют некие законы жизни, предписанные Богом, по которым и должны жить люди. Большинство девушек верят, что у людей есть душа и она бессмертна, а умереть может только их физическое тело и что оно только временное пристанище для их души, что говорит о вере девушек в существование жизни после смерти и переселении души из одного тела в другое.

СЛАЙД 8

Особенности самоотношения у студентов

Укажем результаты опросника МИС у студентов. Представим полученные данные в таблице 2.3. Таблица 2.3  Результаты опросника МИС у студентов.

Итак, в целом у студентов преобладает средний уровень показателей МИС. Для наглядности покажем результаты МИС среди студентов на гистограмме (см. рисунок 2.3). СЛАЙД 9

СЛАЙД 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: