Банк международных расчетов (БМР), ЕвропейскийЦБ (самостоятельно)




Тема 17 – 19 Международные финансовые и кредитные институты

Международный валютный фонд (МВФ)

Группа Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

Банк международных расчетов (БМР), ЕвропейскийЦБ (самостоятельно)

-1-

Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (МБРР) были организованы на основе Бреттонвудского соглашения, по типу акционерных организаций. Россия вступила в эти организации в 1992 г. Вес голоса участника пропорционален взносу. Развитые страны (их 24) в МВФ имеют около 60% голосов, в том числе США – около 18%.

Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (25% - в конвертируемой валюте, 75% - в национальной валюте), в МБРР – частично.

Основные задачи МВФ:

1 содействие сбалансированному росту международной торговли;

2 предоставление кредитов странам – членам МВФ (на 3-5 лет) для преодоления кризисных явлений в экономике;

3 отмена валютных ограничений;

4 межгосударственное регулирование;

5 разработка рекомендаций;

6 участие в стабилизации банковских систем.

Условия, ограничивающие предоставление кредитов МВФ:

1 квота страны;

2 требования к стабилизационной программе страны.

Страны участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянием экономики, платежного баланса и т.д. Поэтому МВФ обладает сводной информацией как об отдельных странах, так и о состоянии мировой экономики в целом. Это сведения о динамике экономического роста цен, денежного обращения, экспорта и импорта, уровня производства, экспорта и импорта золота и д.р. что позволяет МВФ влиять на экономику страны.

Политика МВФ в 1990 годах подверглась критике со стороны независимых экспертов и крупнейших финансистов. МВФ не удалось предотвратить кризисы во многих развивающихся странах и мировой кризис; получивший название «азиатского». Основные аргументы критиков следующие:

1 эксперты и международные институты МВФ не учитывают в достаточной степени индивидуальных особенностей стран;

2 будучи зависимым от развитых стран, МВФ принимает решения и проводит политику, выгодную, в первую очередь, им. В итоге – все минусы от результатов, принимаемых экспертами МВФ решений, перекладываются на развивающиеся страны;

3 МВФ обладает недостаточными средствами для предоставления кредитов странам с неустойчивыми экономиками с целью поддержания стабильности в условиях кризиса;

4 глобализация экономики и доминирование международных институтов, контролируемых развитыми странами, не принесли реальных плюсов для развивающихся стран.

-2-

Группа Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и четыре его подразделения. Функционирует с 1946 года как операционный орган, независимый от ООН. Штаб–квартира в Вашингтоне.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различны. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле. Совет управляющих состоит из министров финансов или управляющих Ц.Б. стран участниц. Возглавляется президентом. Совет директоров состоит из 24 человек.

Функции В.Б:

1 инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений от здравоохранения, образования и охраны окружающей среды до реформ экономической политики;

2 аналитическая и консультационная деятельность по экономическим вопросам;

3 посредничество при распределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

За период с 1992 по 2001 ВБ предоставил России кредиты в 3-х формах:

1 бюджетозамещающие – кредитование федерального бюджета;

2 «связанные» - кредиты для охраны окружающей среды, оборудования налоговых служб и др.

3 инвестиционные кредиты или гарантии для софинансирования проектов в РФ с привлечением кредитов из других стран.

Кредиты МБРР – долгосрочные – 15-20 лет под проценты ниже, чем в коммерческих банках. Эти кредиты обусловлены требованиями определенных рекомендаций экспертов МБРР в экономике страны-получателя кредита. По масштабам кредитной деятельности ВБ дольше МВФ примерно в два раза.

Вступление России во ВБ позволило ей получать валютные кредиты, но и имело негативные последствия:

1 условия кредита ВБ включали политические требования

2 ВБ часто предъявлял жесткие экономические требования

3 стоимость кредита ВБ была завышена на 10-20%.

Группа ВБ включает в себя МБРР и четыре его представительства:

1 Международная ассоциация развития (МАР) 1960г – год создания – предоставляет льготные беспроцентные ссуды на срок 35-40 лет слаборазвитым странам. По этим кредитам взимается только коммисия на покрытие административных расходов;

2 Международная финансовая корпорация (МФК, 1956 г) – цель стимулирование частных инвестиций в развивающиеся страны. МФК в отличие от МБРР и МАР, не требует государственных гарантий по привлекаемым кредитам;

3 Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, 1998 г), осуществляющее страхование прямых инвестиций от некоммерческих рисков. Консультирует правительства по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только представители МБРР.

4 Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров (1996 г.) – стимулирование инвестиций. Проводит переговоры между правительствами стран и иностранными инвесторами, осуществляет консультации, издательскую деятельность по инвестиционным вопросам.

Деятельность ВБ и МВФ взаимосвязана, они дополняют друг друга, причем членами ВБ могут стать только представители МВФ.

-3-

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан 29 мая 1990 г. Акционерами ЕБРР являются европейские страны, а так же ЕС, ЕИБ (Европейский инвестиционный банк), США и некоторые другие страны. Штаб-кваритира ЕБРР в Лондоне. Основная задача ЕБРР – способствование становлению рыночных экономик в бывших социалистических странах.

В РФ имеются четыре представительства этого банка, в Москве, С-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке.

ЕБРР действует как в государственном, так и в частном секторе.

Основные функции:

1 Прямое финансирование, т. е. предоставление кредитов на реализацию коммерческих проектов.

2 Инвестирование средств в акционерный капитал, а также гарантированное размещение акций государственных и частных предприятий

3 Предоставление гарантий для содействия заемщику в получении доступа к источникам капитала

4 Финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий. Посредниками выступают финансовые учреждения или правительства стран.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства, оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры, инвестициям в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий, а также вновь создаваемых компаний и совместных предприятий.

Преимущественной сферой деятельности ЕБРР, в том числе и в России – финансовый банковский секторы, энергетика, транспорт, с.-хозяйство. Большое внимание уделяется поддержанию малого бизнеса.

Важным аспектом деятельности ЕБРР является подготовка и повышение квалификации специалистов. Поэтому обучение положено в основу деятельности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В связи с этим в 1992 г. по инициативе ЕБРР и других пяти международных организаций-спонсоров (МВФ, МБРР, БМР, ЕС, ОЭСР) был открыт Объединенный венский институт для оказания помощи соцстранам в решении задач по подготовке банковских специалистов и менеджеров.

Станы члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51%, страны Центральной и Восточной Европы – 13%, остальные европейские страны – 11%, неевропейские страны – 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5%). Размер уставного капитала пересматривается не реже чем раз в пять лет. Совокупная доля стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС при пересмотре не должна быть ниже 50% общей суммы разрешенного к подписке капитала.

Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляют кредиты на рыночных условиях странам на реализацию рентабельных проектов развития.

Специальные фонды включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, производственных ресурсов специальных фондов. Первые два открытых специальных фонда были созданы в апреле 1992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы, принятой министрами экономики и финансов северных стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции). Главная цель программы – содействовать развитию частного сектора путем поддержки мелких и средних предприятий в Латвии, Литве и Эстонии.

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций (для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования):

1 предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства

2 инвестирование в капитал

3 гарантированное размещение ценных бумаг

4 облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах

5 размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их пользование

6 предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранные программы).

В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт.

ЕБРР кредитует проекты в пределах 15-150 млн. долларов.

Несколько международных финансовых институтов созданы странами ЕС. Они координируют экономическую политику стран ЕС в отношении развивающихся стран.

-4- (самостоятельно)

Банк международных расчетов (БМР) создан в1930 г. – Швейцария, г. Базель. Основан в форме АО и действует на коммерческих принципах. По существу это банк центральных банков стран. С 2002 г. только ЦБ имеют право владеть акциями. ЦБ одновременно являются и участниками и клиентами. Управление осуществляет общее собрание акционеров и совет директоров. Приоритет в управлении принадлежит Западной Европе.

БМР осуществляет обычные банковские операции: депозитные, кредитные, расчетные. Операции с коммерческими банками и частными лицами БМР может проводить только с соглашения соответствующего ЦБ. БМР содействует сотрудничеству между ЦБ в области денежно-кредитной и валютной политики. Он осуществляет надзор за деятельностью банков, их ликвидностью и платежеспособностью.

Специальная служба БМР оказывает техническую помощь ЦБ и организует обучение банкиров в т.ч. и ЦБ РФ.

Специфической чертой БМР является выполнение функции банка агента при международных расчетах, в частности по валютному.

БМР при необходимости организует коллективную валютную интервенцию ЦБ в целях поддержания курсов ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным, международным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.

БМР управляет резервами ЦБ. Он осуществляет традиционные формы инвестирования, которыми являются депозиты коммерческих банков и покупка краткосрочных ценных бумаг. БМР - является также ведущим информационно- исследовательским центром, проводит исследования в области денежно-кредитной политики и теории. На БМР возложена обязанность по созданию банка данных для ЦБ. БМР не имеет право предоставлять кредиты правительствам и открывать им определенные виды счетов. Не разрешаются операции с недвижимостью. По своему уставу при проведении банковских операций БМР должен гарантировать, что его деятельность не противоречит денежно-кредитной политике ЦБ клиента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: