Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике




1469-1527 гг. – годы жизни Макиавелли. Происходил он из древней флорентийской патрицианской семьи. Семья, хоть и бедная, но гордая традиций с трудом перебивалась, но все же Никколо получил качественное образование и в последующем получил должность секретаря коллегии 10 и занимал ее в течение 14 лет. Будучи секретарем республиканского правительства, он выполнял важные миссии и поручения. В качества посла побывал в 16 странах. В 1512 году, когда во Флоренции восстановилось правление Медичи, попал в опалу, был лишен должности, сослан в деревню под Флоренцией. Будучи отстраненным от политической деятельности Макиавелли получил много времени для написания своих книг. «Рассуждения о первых 10 книгах Тита Ливия» и «Государь» (или Князь – это одно то же). В них соединялась замечательная ученость с превосходным знанием людей, оказалось, что анализ Макиавелли не знал никаких преград. Это действительно тот автор, который не может быть истолкован однозначно. Данные произведения являются настольными книгами многих политиков (Сталин, Ленин, Муссолини). Господствовать над людьми – страсть, которая владела Макиавелли. Свою политическую теорию он строит исходя из своих взглядов на природу человека.

По его мнению, люди злы и склоны придаваться этим наклонностям всякий раз, как представится случай. Правитель должен исходить из того, что род людской неблагодарен, непостоянен, труслив при опасности, жаден на прибыль. Тот, кто будет полагаться на добрые качества людей непременно будет обманут. Правитель без сомнения должен иметь нравственную цель – общее благо. Но эта благая цель оправдывает всевозможные средства и там, где нельзя действовать добром надо решиться на всяческие злодеяния. Правитель должен держаться добра, но не бояться и зла. Т.е Макиавелли признает, что можно не всегда придерживаться нравственных принципов, для него важна практическая цель.

Постоянно черпая уроки из современной его действительности и из прошлого, Макиавелли учит людей, как следует вести дела. Он излагает секреты политического искусства. При этом у него однако есть свой идеал. Он имеет и свой идеал, таким идеалом является для него республиканский Древний Рим, который в течение веков мудро управлял политическими делами. Чтобы показать на примере римлян, как следует поступать в политике, Макиавелли пишет о первых 10 книгах Тита Ливия.

Оно начинается с объяснения о различии форм правления и их сменой. Он почти буквально следует Полибию. Лучшей формой он считает смешную: монархия, демократия, аристократия. Из чистых форм Макиавелли отдает предпочтение демократии. Макиавелли полагает, что народ, хорошо устроенный и связанный законами в целом мудрее, постояннее и благоразумнее. Однако это предпочтение не является безусловным. Будучи политиком от бога он прекрасно понимал, что каждая форма имеет свои достоинства и недостатки. Необходимым условием демократии является доблесть граждан. Развращенный народ не в состоянии поддерживать у себя свободу, ему нет спасения вне монархии; только сильная единоличная власть способна исправить такой народ. К демократии не способны и народы, привыкшие к рабству. Народ, не испорченный деспотизмом, может быть при демократии, способный к свободе. Но для устройства новых государств монархия является лучшей формой. Аристократия хороша для небольших и замкнутых государств, но такая форма совершенно непригодна для государств, вынужденных постоянно воевать.

Средства, необходимые для поддержания и сохранения республиканского строя:

Прежде всего, Макиавелли указывает здесь на религию. Это один из самых верных способов влиять на народ, сохраняя в нем добрые нравы. Религиозность в народе нужно поддерживать, хотя бы потому, что религиозным народом легче управлять. Для Макиавелли религия прежде всего имеет тоталитарное значение. Следует иметь ввиду, что католицизм оценивает католическую религию определенным образом, исходя из того, что эта религия заставляет никнуть характер, размягчает дух; она ослабляет волевую активность в народе, поэтому здесь находится в упадке любовь к свободе и республиканский дух. Католическая церковь обессилила мир, отдала его в жертву мерзавцам.

По-другому оценивает Макиавелли языческую религию древних римлян и греков. Они поднимали дух, были мужественны. Поэтому они способны были вершить великие дела и оставили такой след в истории. Таким образом, религия может выполнять различную роль – и для воспитания рабской покорности и для воспитания высоких гражданских качеств (духовного величия, телесной силы и любви к свободе).

В республике следует обращать внимание на обуздание сильных людей. Они представляют собой серьезную опасность для республиканской свободы. За ними необходимо строго следить. С этой целью полезно дать гражданам официальное право обвинять таких людей, ибо где нет подобных законов люди будут прибегать к средствам беззаконным, а это может погубить республику.

Очень опасно в республики сосредоточение власти в руках одного лица, ибо он легко может употребить ее во зло. Речь идет о диктатуре. Она была полезна лишь для чрезвычайных случаев на срок до 6 месяцев. Он ничего не мог сделать во вред государственного строя. В республике необходима строгость нравов. В этой связи Макиавелли одобряет коллегию цензоров, которая надзирает за гражданами. Она служила одним из самых надежных средств для поддержания свободы. После анализа внутренней политики он переходит к построению средств внешней политики.

Есть 3 пути для могущества государства:

1) Союз равносильных государств

2) Главенство над союзниками

3) Совершенное покорение других народов

3 путь – самый ненадежный, так как практически постоянно удерживать народы, которые не желают покоряться. Первая система хороша только для защиты государства, его обороны, основной ее недостаток тот, что там нет единства воли, неизбежны разногласия, да и сами завоевания в пользу союза не столь заманчивы, поэтому лучшим из всех представляется Макиавелли 2 путь (его держались римляне в своих войнах. Они привлекали союзников, давали им права, делились добычей, но сами при этом всегда оставались во главе; именно таким путем они и покорили весь мир).

«Рассуждения на декаду Тите Ливия ». В этом сочинении Макиавелли отправляясь от истории, имел цель показать строение римской республики. Это то сочинение, в котором раскрывается политический идеал Макиавелли.

«Государь»

Государь вклинился в первое его сочинение где-то в районе 7-8 глав первой книги Тита Ливия, когда говорилось о развращенных народах. Эта тема не могла не встретится ему. В государе Макиавелли пишет в пользу самого застенчивого деспотизма. Многие истолковали это как попытку Макиавелли вернуться посредством данной книги в большую политику. Но если внимательно прочесть оба сочинения, то противоречия, которое видели многие, нет.

Монархия лучше республики – мысль автора. Для развращенных – монархия не только лучше, но это и единственно возможная форма. Однако, и то и другое в полной мере имело отношении к современной Италии. Сравнивая прошлое и настоящее (для Макиавелли), он говорит, что ныне стало бессилие, господство порока и собственных интересов. Он видел Италию слабую и разобщенную. Постоянное соперничество Флоренции, Рима, Венеции и других частей разобщенной Италии; соперничество политическое; войны с соседями – все это не давало возможности развитию Италии. Макиавелли говорил, что помочь Италии может только сильная, единоличная власть. Понимая, что отечество находится на краю гибели, с призывом именно к этому (единоличному властвованию) Макиавелли обращается к государю – Лоренцо Медичи. Но средства были нужны гораздо более сильные и гораздо менее разборчивые. Главная основа всяческих государств – это хорошие законы и хорошее войско. Но так как законы бессильны без войска, то речь идет о последнем. Мудрый государь всегда должен опираться на собственное войско.

Союзнические войска – еще одна разновидность бесполезных и опасных войск; для того, кто призывает их на помощь они почти всегда опасны, ибо поражение грозит государю гибелью, а победа – зависимостью. Поэтому главная забота правителя должна быть направлена на военное дело. Кто пренебрегает этой заботой, тот рискует лишиться власти. Это первое, на что должно быть направлено попечение правителя.

За военной силой следуют гражданские средства. Макиавелли исходит из того, что кто хочет поступать всегда добродетельно, тот рискует лишиться власти, тот непременно погибнет, ибо придерживается других правил. Государь должен быть скорее скуп, нежели щедр, ибо скупость обогащает казну, не обременяя подданных.

Государь должен стремиться к тому, чего боялись, нежели чтобы его любили; ибо люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им страх. Чтобы не быть ненавидимым государь должен воздерживаться от посягательств на имущество своих подданных и их жен, ибо такого рода посягательства вызывают негодование в народе, вооружают народ против правителя. Государь должен особенно избегать посягательства на чужое имущество.

Слово государь должен держать только тогда, когда это ему выгодно, иначе он будет обманут коварными людьми. С виду государь должен казаться носителем всех добродетелей, но внутренне всегда должен быть готов поступить иначе. Государь должен сочетать в себе силу льва и хитрость лисы. Но лисью натуру надо еще уметь прикрыть, т.е быть лицемером.

Государь должен взять за правило, что для сохранения власти часто приходится действовать противно всякому милосердию, всякой правде и всякой религии (всякому благочестию). Идеалом государственной деятельности был герцог Романии Чезаре Борджия (Герцог Валентино). «Все обиды и жестокости надо учинять разом. Чем меньше их распробуют, тем меньше и вреда. Благодеяния нужно оказывать мало помалу, чтобы их распробовали как можно лучше». «Дела, неугодные поданным, государь должен возлагать на других, а угодные – исполнять сам».

Оправдывая действия герцога, Макиавелли утверждает, что он навел порядок в Романии и сократил количество жестокости, которые было бы при беспорядке. Мудрый государь имеет и мудрых советников. В особенности он должен избегать льстецов. Государь должен общаться с людьми, которые бы откровенно высказывали бы правду. Но благоразумных государь, отличив немногих мудрых, им одним должен предоставить право говорить все, что они думаю, но только о том, что ты сам спрашиваешь и ни о чем больше. Однако спрашивать надо широко обо всем, а решения принимать самому.

Имя Макиавелли сделалось символом политического коварства, недобросовестности, а само слово макиавеллизм вошло в обиход для обозначения политики безнравственной, беспринципной, циничной, политики неразборчивой в средствах, направленной на достижение цели любой ценой. Но у Макиавелли немало защитников. Оправданием может служить и характер среды, в которой он жил, так и времени вообще.

В политике верховный закон – это общее благо, это благоденствие народа нельзя приносить в жертву абсолютной строгости нравственных принципов, поэтому вполне допустимо допускать те средства, которые не оправдываются моралью. И эти сторонники Макиавелли все же говорят, что нельзя совершенно равнодушно относиться к таким вещам, так как какие-то формы нравственности должны соблюдаться в политике.

В этом отношении Макиавелли был сыном своего времени, ведь во всех европейских государствах борьба королевской власти со средневековыми беспорядками проводилась безобразными средствами. Это была политика «яда и кинжала».

Макиавелли не изобретает эти средства, не он является их изобретателем, он в своих достаточно жестких и холодных аксиомах фиксирует взгляды того времени; не он изобрел принципы, он честно их сформулировал. На фоне общего европейского беспредела особенно страшную картину представляла собой Италия. Но она искала выходы из положения. Макиавелли жил в этой среде, он привык видеть вокруг себя заговоры, злодейства, измены; он не смирился с этим всем, он пытался поставить средства на службу той цели, к которой вел его пламенный патриотизм.

Поэтому эти положения содержат страстный призыв Де Медича освободить Италию, объединить. Та война справедлива, которая необходима и то оружие бессмертно, которое эффективно.

Заслугой Макиавелли является то, что он является одним из основоположников науки политологии, он заложил основы политической науки того времени. Впервые в истории он отделил политику от морали и религии и сделал ее автономной отраслью знаний с присущими только ей законами и принципами.

В его трудах впервые политика рассматривается, как особая сфера знаний.

Макиавелли вводит в политическую лексику новый термин «Государство», которым обозначается общее понятие государства независимо от его конкретных форм. Термин этот был более точен, чем полис или республика; позволял отличать государство от страны, общества, институтов власти, королевства, княжества. Этим термином и сегодня пользуются современники.

Макиавелли в своей работе «Государь» разделил все государства в зависимости от форм правления на 2 вида: республика и монархия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: