Учение Монтескье о государстве и законах




Монтескье был выходцем из нищих слоев. Монтескье на 27 году получил фамилию данную. Родился в 1689 году и умер в 1755 году. Это один из тех мыслителей 18 века, которые в большей степени повлияли на умственную, политическую, духовную жизнь Европы. Он замечателен как политический теоретик, как поборник идеалистических принципов, как родоначальник Европейского империализма + блестящий стилист.

Родился Шарль Луи в семье, принадлежащей к древнейшему госконскому дворянскому роду. Родился он в замке. Вскоре после рождения был отдан кормилице-крестьянке, до 3 лет воспитывался в этой семье на мельнице. По семейному обычаю, поступил советником в Бордоский парламент, потом после смерти дяди стал его президентом. Делами, связанными с правлением этой должности, интересовался мало. Его больше интересовала сама идея права (философская сторона).

Большей частью он занимался науками (сначала естественными, которые научили его наблюдательности; затем начал заниматься философией, юриспруденцией).

Много путешествовал для самообразования (за 3 года посетил большое количество стран, в Англии – 1,5 года). Первое его сочинение «Персидские письма» 1721 года представляет собой острую сатиру на то общество, в котором он вращался. Такое название связано с тем, что речь идет о впечатлениях двух персов, которые путешествуют по Европе и находят порядки более деспотичные, чем у себя на родине. Затем появилось сочинение о причинах падения римлян.

То сочинение, которое прославило его имя на века, которое сделало его всемирно известным «О духе закона» было написано позднее в 1748 г. Это был плод более чем 20-летнего труда. Оно занимает одно из главнейших мест всех времен. Оно послужило образованию конституционного учения в Европе. Законы – это не произвольное установление людей, а отношения между известными явлениями, вытекающие из их природы. Эти отношения меняются в зависимости от условий, в которых живут люди, поэтому внутренние положительные законы каждого государства должны быть приспособлены к народу, для которого они издаются. Следует считать величайшей случайностью, когда законы одной нации могут и будут пригодными для другой.

Законы должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату, качеству почвы, положению и величине страны, образу жизни населения, степени их свободы, религии, торговле, богатству, нравам, привычкам и т.д. Совокупность этих отношений, в которых находятся законы – дух закона.

Прежде всего, законы должны соответствовать образу (форме) правления, поэтому он рассматривает различные формы правления. Монтескье выделяет 3 формы правления:

1) Республиканскую

a. Демократическая

b. Аристократическая

2) Монархическую

3) Деспотическую

Каждая из названных форм имеет свою природу, из которых вытекают основные законы. Природа – совокупность признаков, отличающих данную форму правления от всех прочих. Природа демократии, например, состоит в том, что здесь верховная власть принадлежит народу. Таким образом, основные законы должны определять состав и способ функционирования народного собрания (типичный пример, Афинская республика). Законы должны определять и способ подачи голосов. Природа Аристократии состоит в том, что верховная власть принадлежит ограниченному числу лиц. Основные законы обеспечивает участие народа в определенных вопросах (чем меньше это участие, тем прочнее аристократия). Природа монархии, где правит одно лицо, руководствующееся основными законами, состоит в существовании посредствующих властей между монархом и народом в виде привилегированных сословий и самостоятельных корпораций. Но самая естественная связь – дворянство, там, где нет дворянства – нет монарха, есть только деспот. Деспотия – ее природа ведет к тому, что администрация вверяется одному лицу, так как сам деспот обычно мало заботится о делах. Но если дела будут предоставлены немногим – будут смуты. Поэтому назначение визиря (главы административного комплекса) – основной закон деспотии.

От природы различных политических форм Монтескье отличает их начала или жизненные принципы, присущие каждому виду государства и обеспечивающие его существования. Этот социально психологический фактор, который необходим для прочности той или иной формы. Это та нравственная сила, которая действует в государстве и препятствует его возвращению.

Каждой форме присуще свое мировоззрение, свой жизненный принцип. В демократии – гражданская доблесть: любовь к общему делу, уважение к законам, патриотизм, стремление к равенству. Монтескье поклонялся перед античными гражданскими идеалами. В аристократии – умерение личных стремлений, воздержание личного честолюбия, чтобы злоупотребление властью не приводило народ в изумление; умеренность в употреблении власти – жизненный принцип. Монархия – ее жизненный принцип – это честь; т.е. чувство собственного достоинства, сословий и корпораций; жизненный принцип деспотии – страх, безусловное повиновение. Повиновение также свойственно и монархии, но оно там не рабское, не слепое, монарх не должен приказывать подчиненным что-нибудь противное чести.

Природа и движущее ею начало определяется законами и государством. В частности, законы о воспитании имеют своей целью: в монархии развить чувство чести и повиновения воли государя, соединенного с личным достоинством и независимостью; в республике – внушить любовь к отечеству и уважение к законам; в деспотии – унизить человеческую душу и сделать ее по типу рабов. Законы, регулирующие имущественные отношения: демократия – эти законы должны устанавливать умеренность состояний; к этому ведут нормы, запрещающие накопление наследства в одних руках, возложение наиболее обременительных повинностей на богатых с облегчением бедных.

В аристократии было 2 главные опасности:

1) Чрезмерное неравенство между правителями и подданными

2) Неравенство между самими правителями

Здесь законы принимаются в расчете на то, чтоб народ не чувствовал тягостности, в финансовом управлении они должны соблюдать бережливость; для сохранения единства между членами сословия – соблюдать равенство. В монархии – хранители чести; эта цель сохраняется посредством установления майоратов (право первородства) и привилегий. Младшие дети в таких семьях не получали земли, но получали либо должность или деньги. Деспотия – не нужно много законов, так как здесь господствует произвол.

Извращение правления может происходить в следствии извращения начал, господствующих в той или иной форме, отклонения могут вести к извращению той или иной формы. Демократия извращается чрезмерным стремлением к свободе и равенству. В умеренной демократии люди равны между собой только как граждане, а в необузданной демократии начальник уравнивается с подчиненным, отец с сыном, хозяин со слугой. Т.е. демократия уходит не только тогда, когда уходит дух равенства, но и когда есть дух чрезмерного равенства.

Извращение может произойти от чисто внешних причин. От изменения территории: республика способна держаться только в малых государствах (так как есть контроль над злоупотреблениями); когда большая страна – тогда разобщение интересов, общие интересы превыше частных становятся. Монархия должна быть средней величины; если она слишком мала, то превращается в республику, при значительной же территории вельможи или сановники, будучи уведены от центра и полагаясь на безнаказанность легко могут уйти от повиновения; единственное лекарство от этого – неограниченная монархия; поэтому большие государства легко склоняются к деспотизму.

Эти соображения приводят к рассмотрению оборонительной политике. Республике угрожает двоякая опасность – если мала, может быть уничтожена внешней силой, а если велика – уничтожается внутренней порчей. Избежать того и другого можно союзным устройством, которое соединяет в себе выгоды больших и малых государств, но здесь необходимо, чтобы члены союза имели одинаковые политические учреждения. То правление, которое стремится усилить свое собственное начало, подавив другие, идет к деспотизму.

Свобода – это право делать то, что позволяется законом. Свободу можно разделить на 2 вида:

1) Политическую

Устройство государства

2) Личную

Прилагается к отдельным гражданам

Он вовсе не ставил знак равенства между свободой народа и народовластия. Демократия сама по себе не обеспечивает свободы. Свобода встречается только в государствах, где власть умеренная. Так как человек стремится злоупотребить своей властью необходимы сдержки. Необходимо установление разделения и взаимного равновесия властей. Примером такого политического устройства Монтескье представляет Англию.

Знаменитая 11 книга его сочинения «Об английской конституции» послужила конституционным учением для Западной Европы. Заимствовав это учение в определенной степени у Дж.Локка, переработав его, он подразделил власть на законодательную, исполнительную и судебную. Но не в одном разделении властей он видел свободу. Необходима гарантия ее. Необходим такой порядок, где одна власть воздерживается другой или одна власть может остановить другую. Для обеспечения наилучшего равновесия требуется устройство следующего вида:

Законодательная власть принадлежит народу. Но так как собрание всех граждан не всегда возможно, поэтому приходится прибегать к избранию представителей на которых возлагается составление законов и наблюдение за правильным из исполнением. Право голоса при выборе представителя должны иметь все граждане, исключая тех, которых низкое положение не позволяет самостоятельно принимать решение. Но в государстве всегда есть лица, которые возвышаются над другими (родовитость, знатность, богатство, заслуги, почет); они настолько выделяются на фоне других, что равное со всеми влияние приравнивается к рабству. Поэтому надо дать им в законодательстве такое участие, которое было бы соразмерно с их фактическим положением государства. Это достигается тем, что из них составляется особая аристократическая палата, способная сдерживать увлечения народа.

Исполнительная власть должна находиться в руках монарха, так как исполнение лучше, когда вручено одному лицу. Исполнение требует всегда быстрого действия и единства воли. Исполнительная власть должна вручаться монарху. Во избежание слияния двух властей министры (как органы исполнительной власти) не должны избираться из членов законодательных палат. Законодательный корпус не может постоянно находиться в сборе (это неудобно для представителей и бесполезно для дела); однако нельзя допустить того, что законодательный корпус долго оставался в бездействии. Необходимо, чтобы представители собирались в определенные сроки и право определять эти сроки лучше всего предоставить исполнительной власти. Необходимо также, чтобы исполнительная власть могла останавливать решения законодательного собрания (вето) и распускать его. Законодательное собрание не может, однако требовать к ответу само лицо, облеченное к власти (монарха). Личность верховного правителя священно и неприкосновенно. Коль скоро нельзя призвать к ответу монарха, то привлекаются к ответу министры. Данных министров будет судить верхняя аристократическая палата.

Необходимо иметь ввиду, что опасность со стороны исполнительной власти велика потому, что она располагает деньгами и войском. Здесь нужны особые гарантии против возможных узурпаторов. Эти гарантии состоят в том, что представителям народа дается право устанавливать налоги на содержание армии. Кроме того, по этим вопросам законодательная власть должна издавать не постоянные постановления, а лишь сроком на 1 год. Судебную власть необходимо сделать обособленной от обеих названных властей, для достижения наилучшего равновесия она не должна быть принадлежностью постоянной коллегии, эта власть должна вверяться лицам, избираемым из народа, т.е. присяжным, судьи эти должны быть равны подсудимому, а которому сверх того для большей гарантии предоставляется право отводить значительное число с тем, чтобы у подсудимого было ощущение будто судей он выбрал сам.

Законодательная власть (составленная из 2 палат) независима; суд – независимый; исполнительная власть, сдерживает законодательную.

Монтескье просмотрел тот факт, что английские министры назначаются королем из парламентского большинства; только это дает им возможность работать, не встречая никаких препятствий. Монтескье в своей схеме дал законодательному органу более демократическую основу. Избирательная система Англии не обеспечивала такой всеобщности. В Англии был институт коронных судей (функционируют на постоянной профессиональной основе). Расхождений здесь много, но тем не менее Монтескье верно понял значение разделения властей как необходимого условия для выдворения в государстве начала законности.

Монтескье ведет речь о личной свободе. Конституция в стране может быть либеральной, но личной свободы там может и не быть. Личная свобода заключается в безопасности или уверенности граждан в своей безопасности. Этот вид свободы зависит не столько от законов политических, сколько от законов уголовных, так как безопасность более всего нарушается произвольными обвинениями и наказаниями. В связи с этим он выдвигает несколько требований, которым должны соответствовать эти законы для обеспечения личных законов граждан:

1) Одни лишь помыслы, не переходящие в действие, преследованию не подлежат.

2) Надо быть крайне осторожным при преступлении, преследование которых зависит от усмотрения судей (ересь, колдовство). Это гибельно для свободы.

3) Столь же опасны законы об оскорблении величия (величества), так как они не определены. Еще хуже, когда люди оскорбляются в оскорблении за образ мысли или за неосторожное высказывание в адрес властей.

Рассмотрев отношения законов к политическому быту, Монтескье переходит к рассмотрению законов с естественными условиями страны. Положения книги Монтескье (относительно связи законов с климатом, почвы и прочее) не привлекали внимания. Здесь Монтескье говорит, что законы должны соответствовать климату; построенная автором теория климата во многом сходна с положениями, рассмотренными при изучении учений Аристотеля, Бодена. У северных народов больше силы, храбрости, нежели у южных, но меньше впечатлительности. Южные отличаются ленью, изнеженностью, но вместе с тем тонкостью чувств и силой страстей. Хороший законодатель не тот, который потворствует, а тот, который пытается этому противодействовать. Законы должны служить преградой тем порокам, которые обусловлены климатом. Климат имеет значение и для развития рабства (гражданского, семейного и политического). Климат у него выступает одним из источников рабства. В южных краях господствует такая лень и изнеженность, что человек не решается на работу иначе как под страхом наказания.

Семейное рабство также находится в зависимости от климата. В южных краях женщины достигают полной красоты в том возрасте, когда еще не развился разум в полной мере (рано то есть). Поэтому женщина должна находиться в полном подчинении (сначала отца, потом мужа). Но женщины там быстро и увядают (это ведет к многоженству). Пылкость страстей порождает необходимость держать женщин взаперти. В странах с умеренным климатом, где женщины позднее расцветают и лучше сохраняются, между ними и мужчинами устанавливается определенное равенство, сами страсти здесь не такого накала, поэтому большая свобода для них. Это одна из причин того, почему в Азии никогда не могли установиться республики, а всегда господствовал деспотизм. Политическое рабство также тесно связано. Трусость и изнеженность южных народов делает их жертвами деспотизма, тогда как храбрость северных народов сохраняет у них свободу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: