Адаптированная программа
В старшей группе компенсирующей направленности (дети с тяжелыми нарушениями речи) № 8 «Солнышко»
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрено и принято
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 31.08.2016 года
Чистополь – 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование разделов | Стр. |
ВВЕДЕНИЕ | ||
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ | ||
ПРИНЦИПЫв соответствии с ФГОС дошкольного образования | ||
КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ||
ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ В ГРУППЕ | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА | ||
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПО ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие» | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие» | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально – коммуникативное развитие» | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое развитие» | ||
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА | ||
СИСТЕМА РАБОТЫВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ | ||
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации | ||
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОУ | ||
Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания | ||
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении |
ВВЕДЕНИЕ
Комплексно - тематическое планирование воспитательно - образовательной деятельности в группе разработано на основе основной общеобразовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 комбинированного вида» «Веселая карусель» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МО и Н РФ от 17 октября 2013 года № 1155).
Это находит своё отражение в законодательных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в дошкольной образовательной организации, выделяет несколько направлений, среди которых особое место отводится социально-личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Нормативно-правовая база
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 комбинированного вида» «Веселая карусель» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан разработана в соответствии с нормативными документами РФ и РТ:
1. Закон РФ «Об образовании» (29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ)
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 года №26 ОБ
6. Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992 г. N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" (с изменениями на 3 марта 2012 года)
7. Методическими рекомендациями по организации обучения детей татарскому (русскому языку в дошкольных образовательных организациях от 08.11.2013г. № 15588/13
8. Уставом МБДОУ (10.02.2016 утвержден Постановлением Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан № 57).
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ
в соответствии с ФГОС дошкольного образования
(п.2.1. и 1.6 ФГОС дошкольного образования)
Цель: Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Задачи: 1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2.Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
4.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6.Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ЗАДАЧИ МБДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» «Веселая карусель» по приоритетному направлению: речевое развитие дошкольников, в том числе квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушением в развитии речи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
В комплексно- тематическом планировании отражено содержание образования детей дошкольного возраста, формируемое участниками образовательного процесса с учётом климатических, национально – культурных, демографических, социально – экономических и социокультурных условий Республики Татарстан.
В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. Региональный компонент (далее РК) составлен с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан, который предусматривает следующие направления деятельности ДОУ:
· Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан.
· Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
· Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
· Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
· Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РТ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
В ДОУ реализуетсяРегиональная программадошкольного образования.[1]
РК. Задачи:
- Всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие.
- Обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского) языка.
В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны новые учебно-методические комплекты (далее УМК) по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий, которые используются в ДОУ.
Основная цель УМК «Говорим по-татарски» - «Татарча сөйләшәбез» по обучению русскоязычных детей 4-7 лет татарскому языку (Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г.) - формирование правильной устной татарской речи русскоязычных детей дошкольного возраста. УМК “Татарча сөйләшәбез” разработаны для: средней группы, старшей группы, подготовительной к школе группе. Проект УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку состоит из трех частей: «Минем өем» (для средней группы), «Уйный-уйный үсәбез» (для старшей группы), «Без инде зурлар, мәктәпкә илтә юллар» (подготовительной к школе группы).
Основной задачей изучения татарского и русского языков в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. В процессе обучения русскоязычные дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов. Обучение родному(татарскому) языку начинается в семье и продолжается в ДОУ.
ПРИНЦИПЫ