(Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова
Программа «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду», Зарипова З.М.)
РК
Приобщение к социокультурным ценностям
В старшей группе:
- Формировать представление о том, что Татарстан – многонациональная республика. Казань – крупный промышленный центр, один из древнейших городов России. Казань – столица республики и всех татар мира. В Казани работают президент, правительство Татарстана, мэр города.
- Рассказать детям истории, легенды, мифы о родном крае. Познакомить с достопримечательностями, событиями прошлого, историческими памятниками, музеями, улицами родного города (села).
- Познакомить с основной символикой Республики Татарстан (флаг, герб, гимн). Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.
- Познакомить детей с географическим положением Республики Татарстан (на карте и глобусе обозначить территорию республики, реки Волгу и Каму, Куйбышевское и Нижнекамское
водохранилище, озеро Кабан, озера и реки окрестностей).
- Познакомить с традициями, обычаями, обрядами народов,живущих в Республике Татарстан. Дать представление о национальных праздниках (Науруз, Курбан-байрам, Сабантуй,Нардуган и др.). - Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям.
- Приобщать к прошлому и настоящему национальной и мировой культур. Познакомить с жизнью и творчеством выдающихся деятелей литературы и искусства: поэты (Г. Тукай, М. Джалиль, Р. Миннуллин и др.), писатели (А. Алиш, Р. Батулла и др.), художники (Х. Якупов, Х. Казаков и др.), скульпторы(Б. Урманче и др.). Вызвать интерес к их жизни и деятельности.
Ознакомление с миром природы
В старшей группе:
- Расширять знания детей о природе родного края с учетом их интересов.
- Познакомить с природоохранительной деятельностью человека. Рассказать о Волжско-Камском государственном заповеднике, национальном парке «Нижняя Кама», их роли в охране природы республики.
- Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
- Поддерживать интерес к наиболее часто встречающимся растениям и животным родного края. - Учить группировать и классифицировать объекты природы по характерным признакам (деревья хвойные и лиственные, кустарники, травянистые растения; растения леса, луга, сада; лесные ягоды, грибы, комнатные растения; дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы, рыбы, насекомые и т. д.).
- Побуждать к наблюдению за поведением животных, живущих на территории республики, к выделению характерных особенностей их внешнего вида (части тела, чем оно покрыто), способов передвижения (ползает, летает, плавает), питания, приспособления к среде обитания некоторых насекомых, земноводных, пресмыкающихся, зверей, птиц (диких и домашних).
- Развивать умение видеть красоту природы родного края, богатство ее форм, красок, запахов.
УМК «Говорим по - татарски».
- В режимные моменты, в ходе свободных игр, в непосредственном общении с детьми коммуникативно вводятся и ситуативно активизируются речевые конструкции разговорной речи.
- Создавать языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления изученного материала ОД по обучению детей татарскому языку.
Направления работы по познавательному развитию детей:
• Ознакомление с предметным окружением
• Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
• Ознакомление с социальным миром
• Формирование элементарных математических представлений
• Ознакомление с миром природы
Формы работы по познавательному развитию
• Сюжетная игра
• Исследовательская деятельность
• Рассказ
• Рассматривание
• Интегрированная деятельность
• Беседа
• Наблюдения
• Развивающая игра
• Экскурсии
• Игра – экспериментирования
• Ситуативный разговор
• Проблемная ситуация
• Конструирование
• Проектная деятельность
• Создание коллекций
Развитие элементарных математических представлений
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Развивающие задачи ФЭМП
1) Формировать представление о числе.
2) Формировать геометрические представления.
3) Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях ).
4) Развивать сенсорные возможности.
5) Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин
6) Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин.
7) Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления.