Посидим, выпьем, расслабимся»




Inbox

Наше общество больно постоянной стимуляцией. Она ― олицетворение «насыщенной жизни», максимальная, одновременная, многоканальная стимуляция. Виртуальные занятия всецело являются стимуляцией, так как сводятся к одному: входящие впечатления (информация, эмоции и пр.).
Однако, разумная деятельность человека подразумевает три сферы:

1. Восприятие внешних впечатлений

2. Их осмысление, анализ, внутренняя работа

3. Создание исходящего материала ― творчество

Равное ли время мы уделяем трем этим составляющим?
Безоглядная поглощенность первой сферой нарушает равновесие и подпитывает сама себя, вовлекая нас в порочный круг. Чем больше мы отвыкаем размышлять и творить, тем меньше нам хочется пробовать: человека тянет к привычному занятию, где уютненько и легко можно забыть о нерешенных «больших вопросах».
Внешние условия городской жизни тоже не способствуют тишине и уединению, столь необходимым для двух последних сфер сознания. Вокруг нас всё меньше мест информационной тишины, мы постоянно вовлечены в пассивное восприятие. Даже извечные места для раздумий теперь не дают продохнуть: метро, автобусы, маршрутки, улицы наводнены агрессивной рекламой и видео-экранами.
Но и там, где мы можем выбирать ― мы продолжаем наполнять и без того переполненную чашу ума. В туалете и в ванне мы открываем журнал, в машине, на даче, в лесу слушаем радио, продается даже специальное влагостойкое радио для душа... Пришло время услышать себя самих. Разве это не важнее, чем новости из жизни звезд?

Количество против качества

Постоянную тягу к совмещению занятий люди часто объясняют экономией времени. Но обратная сторона такой «эффективности» ― снижение качества каждого из занятий. Да, неплохо проверить почту, сидя в электричке. Но если вы выбрались на пикник с детьми ― то не лучше ли полноценно посвятить эти часы семье? А вот еще загадка: еда, приготовленная под телефонные сплетни ― и под добрый напев хозяйки, с мыслями о близких ― несет одинаковое количество созидательных вибраций?
К тому же, постоянно окружающий нас информационный шум мешает качественно заниматься одной нужной задачей. Как часто мы, включая компьютер для важной работы, обнаруживали через несколько часов, что раздробили внимание на ворох мелочей: проглядеть свежие комментарии, то всплыло окошко ― друг вышел в сеть, то мигнуло ― кто там меня задружил? ― да и почту надо проверить... А большое дело не сдвинулось. Прибавить сюда мобильник, который может прервать наши мысли и занятия в любую минуту.
Пусть это звучит патетично, но неужели личная страничка в соцсети ― это самое весомое и творческое, что мы оставим после себя? И неужели для таких бесплодных вечеров у экрана нам отпущена наша жизнь?

Почему нас это притягивает?

Пристрастие к виртуальной жизни и бесконечному потреблению впечатлений имеет глубинные причины ― иначе оно не стало бы болезнью цивилизации.

· Получение впечатлений не требует усилий, это пассивное занятие, в отличие от осмысления и творчества.

· Виртуальные эмоции ― реклама, сериал, кино, лотерея, игра ― легко доступны, ярки и подконтрольны нашему выбору. Они компенсируют отсутствие или негатив эмоций в реальности, соблазняя нас бежать из своего мира вместо того, чтобы налаживать его.

· Телевизор создает иллюзию общения. Наверняка, вам доводилось слышать от пенсионерки о персонажах сериала, эстрады, политики: «Они мне как родные!».

· Интернет также восполняет нехватку общения, а, ввиду двусторонней связи, он еще помогает нам в нашей жажде внимания. (Как ни странно, но для многих и это не повод проявить себя творчески, по их мнению, навороченного дизайна странички и полуголых фоток достаточно.)

· В сети мы постоянно ищем подтверждения своей значимости (комментарии, сердечки, число подписчиков, власть модератора), которая укрепит нашу самооценку.

· Вступая и общаясь в тематических интернет-группах, человек реализует свою потребность единения. Исконное ее воплощение ― родовые и семейные связи ― в наше время у многих ослаблены, искажены или прерваны, поэтому инстинкт причастности переносится из реальности в виртуальный мир.

Понимание вышеназванных механизмов позволяет нам задуматься, идя в следующий раз проверить новости друзей: действительно ли я желаю это читать, или мне просто лень заняться тем, чем давно пора?

Потребление

Как отметил писатель В. Пелевин, массовая культура формует человека так, чтобы его сознание рефлекторно отторгало всё, что не связано с потреблением и самоутверждением через него. Предложите среднему человеку прогулку на лыжах или урок живописи. Чаще всего вы получите брезгливый отказ. Допустим, эти занятия не близки лично ему, но вот неоправданные поспешность и брезгливость отказа ― доказательства работы навязанного рефлекса: ведь в этих действиях негде развернуться жажде потребителя.
Так же человек отчаянно отталкивается от вопросов, в которых чувствует незнакомую ему глубину, осваивать которую лень. Например, о духовности, о национальной культуре, о здоровом питании.
Этот эффект называется вытеснением и имеет прямое отношение к нашему вопросу, потому что восприятие ― частный случай потребления, здесь работают те же законы и рыночные силы. Наша цивилизация так же страдает перепотреблением информации, как и перепотреблением товаров. И все иные побуждения души, отличные от желания потреблять впечатления, будут вытесняться, повинуясь навязанным масскультом образцам.

Шаги навстречу себе

Решившись сделать шаг к себе и к более осмысленной жизни, наберитесь мужества. Осознание ― уже половина победы. Но преодолеть многолетние привычки трудно. Уютный мирок, свободный от ответственности за поставленные цели, полный красочных баюкающих сказок, простых и грубых радостей. Нажмешь «Выкл.» ― и столкнешься с непривычной тишиной, даже пустотой... Возможны растерянность, подавленность. Ломка ― нередкое явление при сокращении привычной дозы виртуальных впечатлений. Потребуется время, чтобы заново научиться пребывать здесь и сейчас ― всем существом, как мы умели в детстве.
Но зато какие сочные, объемные впечатления подарит вам реальность! Они не срежессированы медиа-барыгами, они уникальны, принадлежа только вашей персональной вселенной. Они не приковывают вас к экрану, а наоборот, увлекают продолжить путешествие по удивительной жизни!
Насколько вкуснее и сытнее может быть еда, если есть со вниманием, не совмещая ее с телефонным разговором или просмотром новостей! Какой насыщенной красками и освежающей может быть обычная прогулка по парку, если отдаться моменту, не пытаясь дополнительно развлечь себя плеером и др. средствами «бегства»!

Суррогаты паузы

1. Что сейчас значит слово «отдых»?
Давайте поразмыслим, какие значения мы, наше окружение и СМИ вкладывают в слово «отдохнуть»? Полежать перед телевизором? Порадовать себя сладеньким? Пройтись по магазинам? Выпить пива в теплой компании? Купить путевку на море? Зависнуть в соц-сетях?
Обратимся к словарям. «Отдых ― проведение некоторого времени без обычных занятий, для восстановления сил » (Словарь Ожегова). «Отдыхать ― покоиться после трудов, дать себе роздых, ничего не делать, уставши сидеть, лежать или стоять, набираясь сил » (Толклвый словарь Даля).
Какие из излюбленных вами вариантов отдыха являются не-обычными занятиями, придающими сил? Сидение перед ТВ после сидения в офисе? Чтение с бумаги после чтения с экрана? Ведь даже приехав на курорт, мы привозим с собой те же самые гаджеты, книжки, телефоны, чтобы и на пляже не позволить сознанию спокойно побыть в реальности.
Уметь качественно отдыхать ― необходимое условие для эффективной работы. Имеет смысл уделить этому навыку внимание. И если полное бездействие, хоть на 5 минут, кажется вам радикальной дзенской практикой, ― то стоит по крайней мере следить, чтобы смена вашего занятия, именуемая отдыхом, действительно восстанавливала силы, а не истощала их. Покойный отдых прописан героям физического труда, а для людей с «сидячей и глядячей» работой ― наиболее живительным и приятным будет активный досуг на свежем воздухе (и да, Волга всё еще впадает в то самое море).

Перекур

Сигарета ― в глазах общества уважительный повод для паузы. Курильщик отвлекается от текущих дел и бесед, ему нужно удалиться в отведенное помещение, открыть окно, выйти на крыльцо. Постоять там несколько минут, глубоко дыша. Я подозреваю, что частенько человеку нужна сама эта медитативная минутка, а не доза никотина. Если бы мы прислушались к себе и различили понятия ― глядишь, иногда постояли бы на крыльце и не дымя.

Может, чайку?

Перерыв на перекус ― вековая традиция. Наших предков можно понять: среди 15-часового трудового дня крестьянину отрадно лишний раз передохнуть, поблагодушествовать за чайком с калачами, ― а там и снова за хлопоты. Обычай неспешного чаепития уравновешивает ритмичность дня, потому ревностно и любовно соблюдался во всех слоях и при всяких властях. Но в наших условиях, ставя очередной чайник, стоит спросить себя: действительно ли я проголодался, или мне просто нужен перерыв? И если второе ― попробуйте разнообразить свои «переменки», заодно и фигуру сбережете (ведь редко кто пьет пустой чай!). Найдите повод пройтись, сделайте упражнение для глаз, да просто смените занятие.

Посидим, выпьем, расслабимся»

Изо всех блюд, пожалуй, наиболее ассоциируются с отдыхом кофе, чай, шоколад, и конечно же алкоголь. Как ни странно, распитие спиртного для многих выступает единственным поводом к таким невиртуальным занятиям как пребывание на природе, созерцание, раздумья, воспоминания, раскрытие чувств.
Повторюсь: я не призываю отказаться от названных продуктов, я лишь предлагаю внимательнее рассмотреть свои побуждения, чтобы дать телу и сознанию то, чего они действительно желают ― пить, есть или побыть в тишине.

Райское блаженство

Нехватка драгоценных минут тишины и простого бытия здесь и сейчас ― столь болезненно сильна в нашей жизни, что эту потребность бойко эксплуатирует реклама. Припомните, сколь часто мы встречаем в рекламе образы желанной паузы: улыбчивая девушка у окна без спешки вдыхает аромат утра (с чашкой кофе, конечно же), с наслаждением прогуливается в лугах (победив аллергию с помощью «нужного» лекарства), забыв все дела, взмывает на качелях (позавтракав «правильным» йогуртом). Реклама манит нас обещанием этих минут уединения и гармонии, в итоге продавая нам никак не связанные с ними товары. Как ни странно, купив того самого кофе, мы не научаемся так же чувственно созерцать крыши города по утрам. Мы по-прежнему завтракаем на бегу, под криминальные новости...
И почему-то нет рекламы, призывающей нас бывать на природе, пробовать писать стихи. Такая реклама не выгодна никому, ведь эти занятия не принесут дохода. Кроме нас самих, никому не выгодно наше уединение. Мода, реклама и другие средства внушения стремятся ограничить всю разумную деятельность человека до единственной, коммерчески выгодной области ― потребления.
Но мы можем сделать паузу сами ― и научить этому детей! Кроме нас никто их этому не научит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: