Социально-психологический климат: сущность и характеристика




Теоретические аспекты формирования социально-психологического климата в коллективе

 

Социально-психологический климат: сущность и характеристика

 

Создание благоприятного социально-психологического климата является условием удовлетворенности работников трудом, повышением производительности труда. Хороший психологический климат представляет собой итог работы систематических психологических воздействий с членами группы, осуществление специальных мероприятий, направленные на организацию отношений между администрацией и сотрудниками.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача менеджеров. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от менеджеров и психологов в фирмах, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом [].

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми [

В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы [].

Климат социально-психологический (от греч. klima (klimatos) – наклон) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Синонимы понятия К. с. - п. - морально психологический климат, психологический климат, психологическая атмосфера коллектива. https://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/1042/Климат

Один из первых раскрыл содержание понятия социально-психологический климат Шепель В.М. Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих [].

Первая составляющая – это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая – моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая – это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

https://www.psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

Отношения между членами трудового коллектива обусловлены двумя факторами: основной деятельностью (формальные отношения) и межличностными отношениями (неформальные отношения). Состояние неформальных межличностных отношений в коллективе называют социально-психологическим климатом, который характеризуется прочностью внутренних связей между членами коллектива [].

Социально-психологический климат как совокупное понятие в организации включает целый комплекс различных характеристик. На данный момент существует определенная система показателей, благодаря которой становиться возможным оценить состояние социально-психологического климата в организации. При его исследовании как основные показатели обычно берутся следующие: стилем руководства фирмой, профессиональной подготовкой персонала, удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами, уровнем конфликтности отношений.

https://www.psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

Зарубежные исследователи выделяют такое важное психологическое понятие как доверие, являющееся основой организационного успеха (Роберт Брюс Шо). С одной стороны, доверие – это проблема отношений между людьми, т.е. важная составляющая социально-психологического климата организации [].

Но с более широкой точки зрения, доверие – это мощная универсальная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации и в отношениях между организациями и одновременно являющаяся структурной и культурной характеристикой организации. Р.Б. Шо определяет факторы, формирующие доверие. Это – порядочность, компетентность, лояльность, открытость сотрудников фирмы. Все эти факторы рассматриваются во взаимосвязи как «социальный капитал», достигнутый в организации [].

При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация [].

От сюда можно сделать вывод что, сформировать благоприятный климат в коллективе довольно трудно, легче изначально поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Периодически членами группы осуществляется коррекция социально-психологического климата.

Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество и количество продуктов их труда [].

Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми, изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня.

Изменения климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное соединение, в другой социально-психологический климат ].

По мнению Почебут Л.Г., социально-психологический климат– это состояние психологии организации как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат – это не сумма групповых состояний, а их интеграл [].

Благоприятный социально-психологический климат – это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.

Перечислим признаки благоприятного социально-психологического климата []:

– доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

– доброжелательная и деловая критика;

– свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

– отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

– достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

– удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

– высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;

– принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Социально-психологический климат – это эмоциональный настрой, можно сказать атмосфера коллектива выражающаяся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношениях к общему делу.

Социально-психологический климат несомненно является одним из наиболее важных компонентов в профессиональной жизни человека. Он может быть как положительным (здоровым и благоприятным) так и отрицательным (неблагоприятным).

Результатом положительного психологического климата является удовлетворенностью работников трудом, а следовательно улучшение экономических и социальных показателей профессиональной деятельности коллектива. При отрицательном психологическом климате ухудшается социализация группы, работники не удовлетворенны условиями, а следовательно и экономические результаты деятельности коллектива и организации в целом будут сниженны(см. рис. 1.1).

 

Рисунок 1 – Анализ влияния психологического климата

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: