Глава 2 Этапы атлетического развития




Ученые и тренеры утверждают, что атлеты, прошедшие в детском и юношеском возрасте надлежащую организованную подготовку по систематическим тренировочным программам, обычно достигают наилучших спортивных результатов. Нетерпеливые тренеры, которые пытаются быстро добиться от детей высоких спортивных результатов, как правило, терпят неудачу. Происходит это потому, что юные атлеты зачастую прекращают тренировки до достижения полного атлетического развития. Посредством применения правильных тренировочных принципов, о которых говорилось в главе 1, и разделения процессов спортивной подготовки детей и юношества на систематические этапы с четко обозначенными целями, мы сможем воспитать больших и выдающихся спортсменов.

Однако необходимо иметь в виду, что дети развиваются с различной скоростью. Темпы развития костей, мышц, органов и нервных систем различны и зависят от стадии процесса становления и формирования морфофункциональных свойств организма, в значительной мере определяющей уровень их физических качеств и способностей. Вот почему тренировочная программа должна составляться с учетом индивидуальных особенностей и тренировочного потенциала каждого ребенка. Даже в командном виде спорта, скажем при подготовке 14-летних игроков, разница в уровне их физического развития может быть настолько велика, что некоторые из них (акселераты) могут обладать атлетическим потенциалом 16-летних юношей.

В то время как физические качества других детей (видимо, из-за более позднего развития) будут соответствовать уровню 12-летних подростков. Пренебрежение таким существенным расхождением в уровне физического развития юных спортсменов означает, что для акселератов тренировочная нагрузка может оказаться недостаточной, а для менее развитых ребят — чрезмерной.

Долгосрочная программа спортивных занятий, построенная по принципу медленного и постепенного увеличения тренировочных нагрузок, не предусматривает резкого наращивания интенсивности тренинга.

Она повышает эффективность тренировки и снижает вероятность получения юными спортсменами моральных и физических травм. Метод организации и систематизации, помогающий планировать физические нагрузки, связанные с закономерностями развития спортивной формы, называется периодизацией тренировки. Термин «периодизация» происходит от слова «период», что означает чередование в течение года периодов и циклов тренировки. В связи с темой, которой посвящена эта книга, периодизацию можно характеризовать как процесс разделения тренировочных программ всех атлетов на короткие циклы в целях повышения эффективности тренинга. Это касается тех, кто делает только первые шаги в спорте, а также мастеров элитного класса. Метод периодизации тренировок успешно применяется при долгосрочном планировании тренировочных нагрузок, направленных на развитие и совершенствование специфических двигательных навыков. Рекомендуем его каждому спортсмену или спортсменке для того, чтобы побеждать в том виде спорта, который они выбрали для специализации. Короче говоря, периодизация представляет собой комплексный подход к атлетическому развитию спортсменов, включающий тренировочный, психологический и социальный аспекты. Разнообразные модели периодизации тренировок для некоторых видов спорта представлены в конце главы 9 («Долгосрочные тренировочные планы»).

Важно, чтобы все, кто занимается спортивной подготовкой детей, планировали тренировочный процесс, руководствуясь принципами периодизации.

Как показано на схеме 2.1, всем атлетам, даже тем, кто достиг высокого уровня физической подготовки, следует принимать участие в тренировках, направленных как на разностороннее физическое развитие, так и на узкую специализацию в одной спортивной дисциплине. Концепции, о которых говорилось в главе 1, теперь должны применяться в соответствии со спецификой физических и психических особенностей, характерных для каждой стадии развития детского организма. Тренировочный эффект программы и объем нагрузки необходимо планировать с учетом этих особенностей. Атлетический потенциал ребенка строго зависит от уровня его физического и психического развития. Пренебречь этим фактором — значит создать для юного атлета атмосферу дискомфорта, которая может привести к стрессовому состоянию и даже к вероятному травматизму. В рамках фазы тренинга, направленного на разностороннее физическое развитие, понемногу вводите элементы специализации (начальный этап) и постепенно формируйте спортивные таланты юных атлетов (формирование специфических спортивных навыков). Первоочередной целью фазы разностороннего физического развития является создание основы, которая поможет атлетам эффективно развивать более сложные двигательные навыки, плавно переходя к фазе специализированного тренинга.

Фаза специализированного тренинга включает две стадии подготовки, а именно: специализацию и тренировку спортсмена высокой квалификации. Во время подготовки на стадии специализации атлеты выбирают, в каком виде спорта или в каком качестве (если это командный вид спорта) они хотят специализироваться. С началом специализации вы можете постепенно увеличивать интенсивность и объем тренировок и в дальнейшем — составлять индивидуальные программы по улучшению физического состояния атлетов. На заключительной стадии специализации начинается непосредственная подготовка к индивидуальному высшему спортивному результату. На схеме 2.1 указаны возрасты, которые обычно ассоциируются с каждой стадией физического развития ребенка. Однако следует понимать, что возрастные рамки могут значительно меняться в зависимости от конкретного вида спорта. В таких спортивных дисциплинах, как, например, женская гимнастика или прыжки в воду, спортсменки могут быть на 2 — 4 года моложе возраста, указанного для каждой стадии.

Тренировочные программы, представленные в этой книге, составлены исходя из средних темпов роста и развития типичного юного атлета. Несмотря на то что рекомендации и предлагаемые программы соотносятся с календарным возрастом, их следует применять в соответствии со специфическими особенностями развития вашего юного атлета. Другими словами, создавая тренировочную программу для группы детей, вам следует принимать во внимание не их календарный возраст, а готовность к такому виду тренинга. Составлять программы тренировок и соревнований необходимо в соответствии с уровнем физической подготовленности ваших воспитанников.

Хорошая осведомленность об особенностях физического, психического и социального развития атлетов во время прохождения подготовки на начальном этапе, а также в процессе формирования специфических спортивных навыков и во время специализации, позволит вам создать тренировочную программу, которая будет способствовать достижению высоких спортивных результатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: