УРАЛЬСКАЯ МАГИСТРАЛЬ. – 2017. – 26 СЕНТЯБРЯ
Содержание
Уральская магистраль
Вехи истории предприятия. 3
Локомотивное депо Тюмень отмечает 130-летие со дня образования
Награждённых железнодорожников должно быть больше. 3
С начала 2017 года свыше ста работников Свердловской железной дороги были удостоены различных региональных, областных или муниципальных наград
УРАЛЬСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Вехи истории предприятия
Локомотивное депо Тюмень отмечает 130-летие со дня образования
Железнодорожное локомотивное депо Тюмень было построено в 1887 году и стало первым в Зауралье. С этого момента и начинается его история.
фото: из архива локомотивного депо Тюмень
Выросло из мастерских
Сначала это были мастерские на тупиковой станции Тюмень, в которых промывались паровозы серии «О». В 1910 году при строительстве железной дороги на Омск началось сооружение веерного депо, которое используется и сейчас для проведения технического обслуживания ТО-3 и текущего ремонта ТР-1 тепловозов ТЭП70 и ТЭМ18ДМ. Кроме того, в здании веерного депо расположен ремонтно-заготовительный участок.
В 1936 году был построен и запущен в эксплуатацию цех тёплой промывки тепловозов и положено начало строительства нового прямоугольного депо. В 1944 году был построен цех подъёмочного ремонта паровозов с заготовительным и вспомогательными цехами.
Внедрение тепловозной тяги стало новой эпохой в истории депо.
В 1958 году Свердловским проектным институтом «Уралгипротранс» был разработан двухлетний план реконструкции депо с учётом его полного перехода на обслуживание и ремонт тепловозов, а в 1960 году реконструкцию завершили с возведением электромашинного, буксово-роликового и дизель-агрегатного цехов и цеха реостатных испытаний.
Первые тепловозы ТЭ-3, которые прибыли на станцию Тюмень в 1959 году, использовались в грузовом движении, а односекционные – в пассажирском.
Важным событием ознаменовался 1964 год. 2 января в парк депо Тюмень поступили первые пассажирские тепловозы ТЭП-60. Тот факт, что коллективу Тюменского депо была поручена эксплуатация нового тепловоза, свидетельствовал о признании его технической зрелости и искусства в вождении тепловозов.
В 1965 году в депо начался осваиваться подъёмочный ремонт тепловозов ТЭП-60. С целью сокращения простоя в ремонте впервые на сети дорог был освоен крупноагрегатный метод ремонта, который охватил все цеха в проектировании и изготовлении технологического оборудования силами вновь созданного экспериментального цеха.
Вперёд, на Север!
Следующий этап в развитии депо начался в 1960 году, когда стартовала разработка нефтегазовых месторождений на севере Тюменской области и развернулось строительство железнодорожной линии Тюмень – Тобольск протяжённостью 222 километра.
С ростом объёма перевозок на север тепловозы ТЭ-3 не обеспечивали пропускной способности Тюменского отделения, поэтому в марте 1973 года им на смену начали поступать тепловозы 2ТЭ116. На станции Войновка был сдан в эксплуатацию пункт технического осмотра локомотивов.
В эти же годы началась электрификация участка Богданович – Называевская, и в 1980 году на станцию Тюмень прибыл первый электровоз.
Эти изменения в видах тяги потребовали от коллектива депо большой организованности и переквалификации локомотивных и ремонтных бригад. В 1983 году на ПТОЛ Войновка начал работу цех на три канавы по осмотру электровозов. В 1985 году введена вторая очередь флотационной установки. В 1988 году закончилось строительство бытового корпуса и реконструкция парокотельной с переходом с паровозных котлов на котлы ДЕ и ДКВР, работающих на мазуте.
В 1976 году закончено строительство цеха подъёмочного ремонта тепловозов 2ТЭ116, и коллектив ремонтного цеха начинает производить его с применением крупноагрегатного метода. В экспериментальном цехе проектируется и изготовляется нестандартное оборудование, шесть механизированных позиций для ремонта дизелей, модернизируется поточная линия для ремонта тележек и шатунно-поршневой группы.
В 2000 году в депо начали поступать тепловозы ТЭП-70 для замены используемых в пассажирском движении тепловозов 2ТЭ116. В 2002 году депо освоило их ремонт в объёме ТР-2.
Новые технологии
В 2001 году локомотивное депо Тюмень становится базовым депо на Свердловской железной дороге для ремонта тепловозов в объёме ТР-3 и СР. 31 июля 2001 года на базе локомотивного депо в объёме КР-1 был отремонтирован тепловоз 2ТЭ116 №1620.
В 1999 году введён в действие виброакустический диагностический комплекс «Прогноз-1» для определения и прогнозирования состояния буксовых и якорных подшипников колесно-моторных блоков.
С 2002 года в депо начинает поступать новое технологическое оборудование: установка для обкатки ТЭД под нагрузкой; станок лентобандажировочный для обработки коллекторов электрических машин; индукционные нагреватели для ремонта ТЭД и буксового узла колесных пар; порталы для разборки и сборки КМБ; микропроцессорная установка для зарядки АБ; приборы и диагностические комплексы для проверки и определения ресурса подшипников (Прогноз-1, Вектор-2000, ИРП-12, ТК-3М).
Переоснащение цеха среднего ремонта тепловозов 2ТЭ116 потребовало пересмотра технологического процесса организации проведения СР, который в июле 2004 года был утверждён главным инженером Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД».
Проведена реконструкция цехов ТО-3, ТР-1, расположенных в здании веерного депо постройки 1910 года, цеха эксплуатации, находящегося в пристройке к веерному депо, а также части прямоугольного депо постройки 1936 года.
В 2005 году ведётся строительство пристроя к электромашинному цеху и капитальный ремонт основного цеха. В декабре того же года вводится испытательная станция локомотивов для проведения вибродиагностики роликовых подшипников системами: «Вектор-2000» (Санкт-Петербург), «Прогноз-1» (Омск), «ИРП-12» (Санкт-Петербург), диагностики электрооборудования – системой «Доктор-30» (Омск), а диагностики автотормозного оборудования – системой «СИТОЛ» (Екатеринбург).
На ПТОЛ станции Войновка в 2005 году проведена реконструкция очистных сооружений и капитальный ремонт смотровых канав в тепловозном цехе.
Реформа
В июле 2014 года ремонтное локомотивное депо Тюмень стало частью филиала Западно-Сибирский сервисной компании ООО «ТМХ-Сервис» (входит в Группу компаний «ЛокоТех»).
Работники по-прежнему продолжают усердно трудиться и обеспечивать качественный ремонт локомотивов, депо продолжает расти и развиваться. Закупается новое оборудование, станки, что обеспечивает более эффективное выполнение работ и существенно экономит рабочее время.
На сегодняшний день сервисное локомотивное депо Тюмень имеет высокую техническую оснащённость, что позволяет качественно и своевременно выполнять все виды текущего обслуживания и ремонта локомотивов. На предприятии трудятся порядка 700 человек, это высококвалифицированные специалисты, знающие своё дело.
В депо проводятся конкурсы профессионального мастерства, что позволяет выделить лучших работников и поощрить их за добросовестный и качественный труд. А различные спортивные мероприятия и конкурсы, молодёжные слёты позволяют сплотить корпоративный дух.
Сервисное локомотивное депо Тюмень, достигнув 130-летия, продолжает активно развиваться, осваивая всё новые приёмы и технологии ремонта.
Подготовил Михаил Боровских