ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ВО 2-й ПОЛОВИНЕ 80-х–НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ




 

Советское государство за годы «перестройки» проделало сложный и крайне противоречивый путь развития, приведший в конце концов эту политическую форму к гибели. Количество государственно-правовых событий данного периода столь велико, что не оставляет иного способа описания, как изложение только основных направлений происшедших перемен.

Прежде всего, следует констатировать ликвидацию олигархического и возникновение демократического политического режима. Этот процесс был связан главным образом с повышением роли Советов, падением влия­ния КПСС, появлением первых ростков непосредственной демократии и либерализацией общественной жизни.

Первый крупный шаг по пути к полновластию Советов заключался в реформе политической системы. Общий ее смысл можно кратко охарактеризовать так: «Вся власть Советам!». В декабре 1988 г. в Основной За­кон СССР были внесены существенные изменения. Вместо Верховного Совета и Президиума Верховного Совета СССР предусматривалось учреждение высших органов государственной власти – Съезда народных депутатов СССР и двухпалатного Верховного Совета СССР. Съезд состоял из 2500 депутатов, из которых 1500 человек избирались населением, а 750 депутатов – по определенной законом квоте от общесоюзных общественных организаций. Верховный Совет избирался Съездом народных депутатов СССР и был ему подотчетен. Оба высших органа государствен­ной власти являлись полновластными государственными органами. Оче­редной Съезд созывался не реже одного раза в год. Верховный Совет – ежегодно на весеннюю и осеннюю сессии продолжительностью три–четыре месяца каждая. Главное в этих переменах состояло в том, что Вер­ховный Совет функционировал постоянно, вместо 6–10 дней в году, как это было ранее. Кроме того, депутаты работали на профессиональной ос­нове. От этого реальное значение высшего представительного органа резко возросло, и он занял установленное ему Конституцией место верховного органа государственной власти. Особенно это стало заметно в связи с мно­гократной активизацией законодательной деятельности Верховного Сове­та, что должно было, в свою очередь, служить обеспечению реального вер­ховенства закона в советском праве.

Вводилась должность Председателя Верховного Совета СССР. Он избирался Съездом народных депутатов СССР, ему принадлежал ряд функций президента в парламентских республиках и руководителя работы Съезда и Верховного Совета СССР. Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев.

Аналогичные перемены имели место в организации и деятельности верховной власти союзных и автономных республик.

В соответствии с решением XIX Всесоюзной конференции КПСС произошли значительные перемены в представительном характере Сове­тов. В марте 1989 г. произошли выборы на альтернативной основе народ­ных депутатов СССР, а в марте 1990 г. – также выборы во все звенья Сове­тов союзных республик. Были приняты новые законы «О выборах» и «О статусе народных депутатов». Немаловажно, что такой состав Советов отражал расклад политических сил и настроения в обществе.

Вошел в политическую практику такой элемент непосредственной демократии, как всенародное голосование (референдум) по важнейшим вопросам общественной жизни. Был принят Закон «О референдуме в СССР» и аналогичные в союзных республиках. Проведено несколько народных голосований в Союзе ССР и в Российской Федерации. Использовались местные референдумы.

Были углублены и расширены права и свободы личности. Советский гражданин обладал международным стандартом прав и свобод, однако многие из них он не мог реализовать. «Перестройка» с ее гласностью, приоритетом общечеловеческих ценностей высоко подняла значение этого по­литического института и сделала соблюдение прав человека одним из своих основополагающих принципов. Человек, его права объявлялись высшей ценностью. Законодательным путем создавались механизмы реализации давно провозглашенных конституционных прав. Одновременно с этим признавались новые права человека и гражданина. Этот подход не мог не вызвать взрыва активности в разных сферах общественной жизни. Свобода мысли привела к идейному оживлению и плюрализму мнений. Так, начиная с 1987 г. были амнистированы лица, находившиеся в местах лишения свободы и ссылках за политическое инакомыслие. Отменялась цензура, учреждались новые газеты, журналы, радиостанции, каналы на телевидении. Был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации».

Проповедовалась религиозная и политическая терпимость. Государст­во нормализовало отношения с религиозными организациями различных конфессий. Отменялось ранее действовавшее законодательство, крайне стеснительное для отправления религиозного культа. Законом СССР 1990 г. «О свободе совести и религиозных организаций» вводилась полная свобода вероисповедания. Забастовки, демонстрации, митинги не были редкостью. Особым накалом отличались забастовки шахтеров. Облегчался въезд и выезд в СССР. Появилась возможность обжаловать действия должностных лиц в судебном порядке.

Таким образом, в СССР были ликвидированы остатки тоталитаризма. Упразднен партократический режим, существовавший в стране со времени Гражданской войны. КПСС, на деле являвшаяся политической основой Советского государства, лишилась монополии на власть. XIX Всесоюзная конференция КПСС и созывалась, в частности, для разрушения этой монополии. Однако, М.С. Горбачев выступил против поспешного обновления ст. 6 Конституции СССР ради сохранения управляе­мости страной. Однако, «февральская революция» 1990 г. вынудила руководство страны предпринять второй крупный шаг по пути реформирования политической системы советского общества, который привел к ее полному слому.

Из ст. 6 Основного закона СССР было исключено положение о том, что КПСС является «руководящей и направляющей силой советского об­щества, ядром его политической системы, государственных и обществен­ных организаций» и что она «определяет генеральную перспективу разви­тия общества, линию внутренней и внешней политики СССР...». Новая редакция этой статьи устанавливала, что КПСС, другие политические, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и об­щественными делами. После данного изменения КПСС более не распола­гала правовыми привилегиями. Деятель­ность КПСС была в августе 1991 г. приостановлена на территории России, а 6 октября 1991 г. запрещена Указом Президента Российской Федерации. М.С. Горбачев предвидел это и имел намерение преобразо­вать ее в социал-демократическую партию парламентского типа, чем было положено начало складыванию многопартийной системы.

Политика «перестройки» возбудила политическую активность некоторых групп населения. Она, в частности, проявилась сначала в создании небольших по численности неформальных объединений, зачастую конфронтационно относящихся к КПСС. Эти ассоциации образовывались для решения экологических, культурных, религиозных вопросов или формировались вокруг «шестидесятников» и более поздних диссидентов. В 1987 г. созданы такие общества, как «Память», «Мемориал». Пришли в движение творческие союзы. В ходе избирательных кампаний 1989 и 1990 гг. образовывались клубы избирателей, которые направляли усилия против кандидатов в депутаты от партийно-государственной элиты.

Таким образом, после XIX конференции КПСС сложились более благоприятные условия для организации политических партий, движений и иных крупных объединений. Они быстрее всего учреждались на этнической основе. Так, в Грузии был создан ряд неформальных объединений: «Общество Ильи Чавчавадзе», «Хельсинская группа», «Партия независимости Грузии», «Народно-демократическая партия» и др. К апрелю 1990 г. ими было организовано около 30 несанкционированных митингов, манифестаций, забастовок. В 1988 г. возникли народные фронты в Литве, Латвии и Эстонии. В 1989 г. на Украине появилось движение «Рух», в Средней Азии – движение «Бир-лик» («Единство»). В 1990 г. стали действовать народные фронты в Азербай­джане, Молдавии и Белоруссии. В Армении возобновила свою работу пар­тия «Дашнакцутюн».

Создавались также партии, движения и общественно-политические группы на социально-классовых основаниях. Активизировалось консервативно-догматическое движение.

Набирали силу и консолидировались антисоциалистические течения, требовавшие реставрации буржуазных по­рядков. Появились социал-демократические группировки. О себе заявили монархисты и фашисты. Либерализовалось и активизировалось профсоюз­ное движение.

В 1990 г. образовались «Демократическая партия», «Республи­канская партия», «Конституционно-демократическая партия», «Либерально-демократическая партия», «Социал-демократическая партия», «Коммунистиче­ская партия Российской Федерации», «движение Демократическая Россия». И съезды народных депутатов, сессии верховных и местных Советов стали ареной ожесточенной борьбы этих партий и течений.

В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об общественных объединениях», который ввел процесс организации политиче­ских партий в легальные рамки, чем устанавливал регистрационный порядок их оформления и не допускал создание партий, деятельность кото­рых противоречила закону. Данный нормативный акт ускорил процесс об­разования политических партий и многопартийной системы, а 1990 г. стал временем реального перехода к многопартийности (летом 1991 г. Указом Президента России Б.Н. Ельцина запрещается деятельность партийных организаций и массовых движений в государственных учреждениях РСФСР).

Введены были некоторые элементы конституционной системы разделения государственных властей. Так, изменения 1 декабря 1988 г. предусматривали, в частности, создание Комитета конституционного надзора, в марте 1990 г. в общесоюзную Конституцию была внесена поправка, согласно ко­торой Верховный Совет потерял распорядительные полномочия, остав­шись законодательным и контрольным органом.

Принимались меры по усилению роли суда, прокурорского надзора, утверждению принципа независимости судей. Система государственного арбитража преобразовывалась в арбитражные суды.

Соответственно, сходные изменения имели место и в союзных республиках. Так, изменениями Конституции РСФСР 15 декабря 1990 г. был учрежден Конститу­ционный Суд РСФСР.

Как отмечалось выше, в январе 1990 г. Политбюро ЦК КПСС высказалось за учреждение поста Президента СССР, который вводился под М.С. Горбачева, поте­рявшего многие властные рычаги в результате падения роли КПСС как ру­ководящей силы общества. Кроме того, создание этой высшей должности преследовало еще и иные цели – сокращение влияния Верховного Совета СССР, освобождение М.С. Горбачева от многих мелких вопросов, связан­ных с руководством Верховным Советом СССР, предотвращение распада СССР и др.

Среди народных депутатов СССР постановка вопроса о создании должности Президента вызвала разноречивые отклики, в том числе и отрицательные. Однако в марте 1990 г. в общесоюзную Конституцию вносятся поправки, учредившие пост Президента СССР, который стал обладать полномочиями, обычно присущими президенту парламентской республики. В конце 1990 г. эти права были расширены, а Совет Министров преобра­зован в Кабинет Министров, который был непосредственно подчинен Президенту СССР. Утверждалась должность вице-президента. Президент создавал действующий при нем президентский Совет. Он являлся сове­щательным органом. В его состав вошли почти все члены Политбюро ЦК КПСС. При Президенте СССР был сформирован Совет безопасности. Президент возглавил и Совет Федерации, состоявший из руководителей союз­ных республик.

Посты президентов стали учреждаться и в союзных республиках. Так, референдум 17 марта 1991 г. в РСФСР высказался за необходимость создания этой должности. Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 г. принял законы «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», кото­рые предусматривали и должность вице-президента. Первым Президентом Российской Федерации избран на всеобщих выборах 12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин

Происходило сокращение численности государственного аппарата, который к началу «перестройки» был раздут до 17 млн. человек, работал медленно и недостаточно эффективно. В связи с этим «демонтажем» административно-командной системы управления начала сокращаться численность чиновников. Так, переход к рынку вызвал уменьшение хозяйственного аппарата. Ликвидировались Агропром, Госплан и другие органы. Утверждение политических прав и свобод личности привели к ликвидации многих звеньев органов государственной безопасности.

Разрядка международной напряженности позволила поставить проблему сокращения численности Вооруженных Сил в практическую плоскость. Была принята «Военная доктрина» оборонительного характера («разум­ной достаточности») – шестимиллионная армия оказалась ненужной и под­лежала уменьшению. Сокращались стратегические и обычные вооружения, уничтожались ракеты среднего радиуса действия. Роспуск Организации Варшавского Договора, образование единой Германии сделал ненужными многие военные соединения. Зна­чительно уменьшилась роль военных в государственном управлении.

Таким образом, к концу «перестройки» начинает меняться классовая природа государства и содержание его деятельности, которая теперь направлена на развитие рынка, частной собственности и предпринимательства, приватиза­цию общенародной собственности, создание класса буржуазии. Происходят разительные перемены в функциях государства. Функция обороны страны ужимается. Сильно сокращается экономическая функция. Государство пе­реходит от непосредственного управления экономикой к общему регулиро­ванию народным хозяйством. Происходит заметное ограничение социальной функции государства.

Начиная с 1989 г. отмечается ослабление государственной власти и дисциплины исполнения, так как отсутствие ясных политических установок, борьба между союзным и республиканским руководством, «война зако­нов» деморализовали управленческий корпус и привели его в состояние кризиса. Многие события этой поры (правовой беспредел, рост преступно­сти и др.) свидетельствовали о беспомощности государственных органов.

 

РАСПАД СССР

«Перестройка» вызвала центробежные тенденции в Советском государстве. Они проявлялись на разных уровнях государственной организации и самая главная из них – децентрализация Союза ССР.

Многие аспекты «перестройки» благоприятствовали росту национального самосознания и выявлению недостатков в межнациональных от­ношениях и национально-государственном строительстве. Ошибок обнаружилось немало. Этого следовало ожидать, ибо ложной оказалась исход­ная официальная установка, предрекавшая быстрое сближение и слияние наций и народностей в одну общность. Нерешенные проблемы имели место в сфере культуры и размещении производительных сил. Ими в определен­ной мере отмечено демографическое и экономическое развитие общества.

В СССР начались конфликты на этнической почве, приобретавшие нередко острые формы. В декабре 1986 г. произошли кровавые столкнове­ния в Алма-Ате. С февраля 1988 г. армяне Нагорного Карабаха стали открыто выражать недовольство по поводу нахождения населенной ими территории в составе Азербайджана, которое вскоре переросло в воору­женный конфликт. В 1989–1990 гг. акты кровавого противоборства имели место в Фергане. Душанбе, Киргизии. Появились первые беженцы. В апреле 1989 г. в Тбилиси произошло столкновение демонстрантов с войсками, по­влекшее человеческие жертвы. Налицо была явная угроза государственной безопасности.

Вместе с тем, партийное и государственное руководство на новые реалии в сфере межэтнических отношений реагировало запоздало и неадекватно. Оно еще находилось в плену старого убеждения, что национальный вопрос в СССР, «в принципе решен», поэтому перемены в настроениях народов страны особого беспокойства у него не вызвали.

Впервые на общепартийном уровне вопрос о национальных отношениях стал предметом внимания через несколько лет только в 1989 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС. На ней было принято решение о значительном расширении прав союзных республик и автономных образований, о свободном развитии и равноправ­ном использовании гражданами родного языка, об усилении акцента на культурную самобытность наций и народностей. Но этого оказалось явно недостаточно. В союзных республиках и мно­гих автономных образованиях уже возникли национальные движения. Большинство из них ставило сепаратистские цели. Националисты смогли повести за собой значительные массы, и в некоторых республиках в результате выборов пришли и к власти. Союзные республики стали проявлять признаки недовольства друг другом, полагая, что через союзный бюджет одни республики эксплуатируют другие. Так возникла первая реальная угроза распада СССР.

Союзные республики можно тогда было условно разделить на три группы. Одни прин­ципиально не желали оставаться в СССР (например, республики Прибал­тики), другие не исключали возможность оставаться членами Союза ССР при условии его «обновления» (например, Украина, Россия), третьи желали сохранения СССР (союзные республики Средней Азии).

Весной 1990 г. объявили о своем выходе из состава Федерации Литва, Латвия, Эстония. Россия, Молдавия и Украина приняли Декларации о государственном суверенитете. В октябре 1990 г. на выборах в парламент Грузии большинство мест в нем завое­вали представители националистического движения «Круглый стол». Так цен­тры реальной власти стали постепенно перемещаться в республики. 12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял, как отмечалось, «Декларацию о государственном суверенитете». Она утвердила первичность (главенство) республиканского законодательства над общесоюзным, исключительное право народа России на владение, пользование и распоряжение национальным богатством, полномочное представительство РСФСР в зарубежных стра­нах и других союзных республиках, участие республики в осуществлении полномочий, переданных ею ранее Союзу ССР. Настоящая декларация рассмат­ривалась как основа для заключения нового союзного договора, соеди­няющего республики в рамках СССР и, вместе с тем, значительно усиливала само­стоятельность России. Через 10 дней Съезд принял Постановление «О раз­граничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)», конкретизирующее многие положе­ния упомянутой Декларации. Правительство России подчинялось теперь только представительным органам РСФСР. Количество общесоюзных мини­стерств, осуществляющих функции непосредственного управления на тер­ритории России, резко сокращалось. МВД России подчинялось только Со­вету Министров РСФСР и с МВД СССР лишь взаимодействовало. Учреж­дались государственный и внешнеторговый банки РСФСР.

Верховный Совет РСФСР 31 октября 1990 г. принял важный закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета России», установивший, что все природные ресурсы, художественные и культурные ценности на территории РСФСР являются национальным богатством ее народов. Хозяйственные возможности Союза ССР, вследствие этого, сильно уменьшались.

В обстановке начавшегося распада СССР федеральная власть решила ввести этот процесс в определенные рамки и с помощью уступок остано­вить его. В 3 апреля 1990 г. был принят Верховным Советом СССР специ­альный Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», имевший своим предметом регулирование отношений, свя­занных с принятием решения о выходе субъекта Федерации из состава Союза. Закон установил такой порядок разрешения проблемы, который де­лал отделение союзной республики от Федерации весьма затруднитель­ным – решение обязательно принималось на референдуме, при этом за от­деление должно высказаться 2/3 населения республики.

26 апреля 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», который делал уступки последним, заметно расширяя их полномочия. Союзная власть объявила этот закон основой для обновления договорных отноше­ний. Однако в обстановке «парада суверенитетов» упомянутое предложе­ние было не в состоянии удовлетворить амбиции многих союзных респуб­лик. К тому же они усомнились в искренности намерений центра, так как в этом законе субъектами СССР наряду с союзными республиками называ­лись также автономные республики, что противоречило действующему конституционному законодательству.

С начала лета 1990 г. союзное руководство в целях обновления СССР приступило к разработке нового Союзного договора. Он предусмат­ривал существование Союза Советских Суверенных Республик, который напоминал децентрализованную федерацию (такая форма государственного устройства, когда государство образует федеральные единицы – члены, субъекты федерации; федерации действуют единая конституция, единые союзные (федеральные) органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная единица и т.д.; члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы) или даже конфедерацию (такая форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях – военных, внешнеполитических и т.п.), с незначительной компетенцией союзных органов власти.

Вместе с тем, в конце 1990 г. и в начале 1991 г. в позиции центрального руководства произошел определенный откат по многим направлениям. Под давлением различных сил, и, прежде всего партийно-государственной элиты, акцент делался на более жесткий курс, на использование силовых методов. В изменившейся ситуации для федеральных властей этот документ на время потерял актуальность, однако обновление Союза ССР для многих союзных республик по-прежнему оставалось животрепещущей проблемой. Второй Съезд народных депутатов РСФСР в декабре 1990 г. напомнил всем решимость России быть членом обновленного СССР и участвовать в разработке про­екта нового союзного договора.

В марте 1991 г. на референдуме население страны огромным перевесом голосов высказалось в поддержку сохранения Союза ССР.

Но самым мощным дестабилизирующим Федерацию фактором стала конфронтационная ситуация, возникшая между союзным и российским руководством с лета 1990 г. и длившаяся до конца существования Совет­ского Союза. Российская Федерация вела себя намного «свободнее», чем это допускало союзное законодательство. Поэтому возникло ненормальное состояние «войны законов», означавшее появление многочисленных противоречий между союзным и республиканским законодательством и подводящее к хаосу всю правовую систему. Таким образом, реализация политической установки на создание правового государ­ства этим отодвигалась на неопределенное время. «Свобода поведения» Российской Фе­дерации выразилась, например, в отказе от перечисления налогов в союзный бюджет и пере­воде многих предприятий из союзного подчинения в собственное веде­ние. Она использовала и другие средства давления на общесоюзный центр. В результате союзные республики установили практику заключения между собой дого­воров, минуя федеральную власть.

Весной 1991 г. трудящиеся, недовольные падением жизненного уровня и повышением цен, решились на организацию забастовок под экономическими и политическими лозунгами. Срывались надежды М.С. Горбачева на реализацию своего экономического курса. Тогда он возобновил совещательный (ново-огаревский) процесс по сохранению СССР в обмен на обещание лидеров союзных республик способствовать прекращению забастовок. В июле 1991 г. достигнутое соглашение союзными республиками было парафировано («Договор 1 + 9»), но шесть республик (Литва, Латвия, Эстония, Азербайджан, Армения и Молдова) отказались его подписывать, а Украина отложила это действие на более позднее время. Вместе с тем, в союзном руководстве не было единства относительно целесообразности данной акции. Многие полагали, что результатом подписания договора станет ликвидация Советского Союза.

Торжественное подписание договора было назначено 20 августа 1991 г. Но 19 августа 1991 г. про­изошел путч, начатый частью федеральных просоветских структур. Было объявлено чрезвычайное положение и создан Государственный комитет по чрезвы­чайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли руководители сило­вых ведомств. Вице-президент СССР Г.И. Янаев объявил о том, что взял на себя функции Президента СССР в связи с его болезнью. Главной мише­нью ГКЧП было политическое руководство Российской Федерации, кото­рое призвало не подчиняться действиям ГКЧП. Путч провалился, а его главные действующие лица были арестованы. Позиции российского руководства сильно окрепли, что встревожило лидеров союзных республик.

В конце ав­густа–сентябре 1991 г. Российская Федерация и другие союзные респуб­лики провозгласили свою независимость. Последний, V Съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. принял решение о самороспуске, упразднении Верховного Совета СССР и объявил переходный период до подписания договора о Союзе Суверенных Государств. Высшим органом СССР объявлялся по-новому организован­ный Верховный Совет, состоящий из двух палат, формируемых республи­ками, – Совета Союза и Совета Республик. Верховный Совет являлся в ос­новном законодательным органом. До его создания власть осуществлял избранный Съездом Государственный Совет, в состав которого входили Президент СССР и президенты бывших союзных республик. Исполнительно-распорядительная власть находилась в руках Межгосударственного экономического комитета. Возник процесс демонтажа со­юзных управленческих структур, подавляющее большинство из которых было ликвидировано, а другие приобрели характер органов межгосударственного управления.

Госсовет признал выход прибалтийских республик из состава Союза. В начале декабря 1991 г. референдум на Украине поддержал декларацию о выходе из состава СССР.

8 декабря 1991 г. встре­тившиеся в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о прекращении существования СССР и предложили бывшим со­юзным республикам объединиться в Содружество Независимых Госу­дарств (СНГ). 21 декабря президенты 11 республик (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина) в Алма-Ате подписали Декларацию, поддержавшую образование СНГ, в которой также учреждались два главных руководящих органа – Совет глав государств и Совет глав правительств. Позднее к Содружеству присоединилась Грузия.

25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев покинул пост Президента СССР, флаг СССР был спущен с флагштока Кремлевского дворца. Так прекратил существование Союз ССР – одна из двух супердержав 2-й половины XX в. Его государственный аппарат был полностью упразднен.

Россия стала в полной мере самостоятельным государством.

Распад СССР произошел неконституционным путем. Соответствующий порядок, предусмотренный союзным законодательством, был нарушен – Руководители России, Украины и Белоруссии не были вправе принимать столь ответственные решения. Высший орган власти России – Съезд народных депутатов РСФСР – так и не утвердил Беловежские со­глашения.

Относительно оценки распада Союза ССР сложились две главные позиции. Одна часть политиков и ученых считает гибель данного федеративного государства явлением закономерным и положительным. Согласно этому мнению СССР – «сверхцентрализованное» государство, «последняя империя», которая обречена была рухнуть по определению, ибо время им­перий прошло, и они не вправе существовать в эпоху национальных рево­люций. По другой точке зрения, Союз ССР не самораспался, а был умыш­ленно развален, он не был империей, и финал его существования является катастрофой для населявших его народов.

Таким образом, можно по-разному относиться к прекращению существования СССР, но очевидно одно – это поднимает проблему выявления причин данного события. Если обобщить высказанные в литературе мнения, то объективные факторы распада Союза ССР можно разделить на этнические, социально-экономические и политические.

Сначала в этом направлении действовали в основном причины этнического характера. СССР был централизованной федерацией, государством с сильной властью центра по причине того, что КПСС была построена по принципу унитаризма, а не федерализма. Поэтому особенности каждой республики не всегда должным образом учитывались при принятии феде­ральным центром решений. Кроме того, сомнительным был основной по­сыл национальной политики КПСС о сближении всех наций СССР и их слиянии в единую общность. Определенная национальная ущемленность давала почву националистическим и сепаратистским настроениям в союз­ных республиках. Федеральный центр недооценил опасность новых явле­ний в национальных отношениях, не принял решительных мер даже тогда, когда разгорелся Карабахский конфликт.

Затем к этническим причинам присоединились социально-экономические факторы. Рыночные реформы в РСФСР и ряде других республик продвигались быстрее, чем на союзном уровне. Антисоциалистические си­лы сделали ставку в деле капитализации страны на руководство союзных республик и этим способствовали развалу СССР.

Наконец, в процессе разложения федерации следует назвать политические причины. Они следующие:

- сепаратистская позиция части национальных элит;

- ослабление федеральной власти;

- борьба за власть между отдельными группами и лицами, которые в своих действиях использовали национальный момент;

- буржуазное перерождение части руководства КПСС;

- ликвидация КПСС.

Однако кроме факторов объективного характера действовали в том же направлении несколько сильных причин субъективного свойства. Так, М.С. Горбачев не принял должных мер по пресечению национальных междоусобиц. Особенно показательны в этом отношении события 1988 г. в Сумгаите, на которые реакция союзной власти была очень вялой. Это был благоприятный сигнал для сепаратистов иных регионов, после которого СССР был обречен.

Другая причина субъективного характера заключалась в борьбе на почве личных амбициозных интересов между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, расшатывавшей устои Советского Союза. А именно, в связи с общей тенденцией децентрализации началось постепенное расширение прав регионов – автономные и административно-территориальные образования переводились на региональный хозрасчет и самофинансирование, в автономиях РСФСР усили­лась тяга к самостоятельности (процесс «суверенизации»). И Председатель Верховного Совета РСФСР, а затем Президент РСФСР Б.Н. Ельцин обе­щал автономным республикам признать за ними столько государственного суверенитета, сколько они смогут «переварить», а Третий (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об основных началах национально-государственного устройства РСФСР, которым объявил политическую установку на обновление Российской Федерации на основе заключения федеративного договора. В мае 1991 г. изменением Конституции РСФСР «автономная республика получила новый статус – «республика в составе РСФСР». Летом этого же года «автономные области» были преобразованы в «республики в составе РСФСР». За этим последовали принятие конституций новых республик, проведение выборов в образуемые в них Верховные Советы.

Дополнительно идеи «суверенизации» нашли поддержку в ряде краев и областей, которые выступили за свое уравнение в правах с республиками в составе РСФСР. Одновременно с этим декларировалась организация местного самоуправления. Еще в 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР, а в 1991 г. Верховный Совет РСФСР – закон «О местном самоуправлении».

Так набирал силу процесс подготовки федеративного договора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: