И.Кант отличил познавательную способность души от способности чувствовать удовольствие и страдание и от желательной силы. Однако более подробно эта классификация дается в «Антропологии» (1798 г.), где понятие воли в собственном смысле Кант не разбирает, но в других местах касается отношения желаний и воли: разница между ними в том, что воля побуждается разумом, тогда как желание имеет источником чувствования, удовольствия и страдания. Классификация Канта перешла в XIX в. и стала господствующей.
Априоризм Канта в учении о познании, особенно в учении об априорности пространства и времени как форм восприятия, оказал большое влияние на немецкую психологию и психофизиологию восприятия. Согласно И.Канту, познание начинается с воздействия предметов на нас, то есть носит эмпирический характер. Из воздействий внешних вещей мы получаем содержание познания.
Необходимой предпосылкой познания, условием, на котором зиждется наше опытное знание, являются формы. Они априорны и происходят из самой способности познания. Различаются априорные формы созерцания (восприятия) и априорные формы мышления.
Формами восприятия являются пространство и время: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве; пространство есть форма внешнего чувства; все представления нас самих существуют во времени; время есть форма внутреннего чувства (но, косвенным образом, оно является условием и внешнего восприятия).
Пространство и время, как формы чувственности, обладают трансцедентальной идеальностью: таких объектов, как время и пространство, нет; и эмпирической реальностью: как способы, посредством которых осуществляются представления о предметах и обо мне самом. Эти формы могут быть, по Канту, только априорными: они абсолютно необходимые формы всего существующего, опыт же никогда не может дать всеобщего и необходимого, а только имеющее значение и смысл в определенных условиях.
Априорные формы мышления присоединяются к содержанию, полученному эмпирическим путем, и устанавливают отношения, связи между многообразными содержаниями для получения из них знания. Их две группы: категории рассудка (их 12) и идеи чистого разума (их 3). В связи с исследованием априорных форм рассудка, И.Кант развивает учение об апперцепции.
Апперцепция — это активная сила, которая осуществляет синтез первоначально хаотических представлений. Она имеет две формы:
первоначальное синтетическое единство апперцепции, или трансцедентальное единство самосознания; для познания необходимо единство самосознания;
б) трансцедентальное единство апперцепции, или объективная апперцепция, то есть направленная от объекта в целостное знание, вносит единство в хаотическое многообразие чувственности и создает объект.
Психологически важные положения содержатся в учении Канта о трансцедентальных схемах, в котором разрешается вопрос о применении категорий к эмпирической действительности, данной человеку в восприятии. Схемы — новый элемент сознания, соединяющий в себе разнородные познавательные способности. В силу этого Кант называет схемы также чувственными понятиями. Они являются продуктом деятельности воображения.
Представления И.Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями в современной психологии. Так, встречающийся в практике обучения вербализм, неспособность увидеть за словесной формулировкой какого-либо правила, закона, стоящую за ним реальность, преодолевается обращением к схематическим изображениям.
В идеалистической системе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 — 1831 гг.) психология составляет один из разделов учения о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание проходит в своем развитии три ступени
На первой ступени дух выступает в непосредственном сплетении с телом (дух как душа); составляет предмет антропологии. Здесь рассматриваются разнообразные формы психического склада людей в связи с их расовыми, возрастными и физиологическими особенностями, понятия характера и темперамента, а также ощущения.
На второй ступени — рефлексии — дух представляет сознание Явления сознания представляют предмет феноменологии духа. Здесь рассматриваются вопросы развития сознания. Оно проходит путь от сознания вообще к самосознанию и от него — к разуму.
На третьей ступени рассматривается дух, как он обнаруживает себя в качестве ума (теоретический дух, то есть познание), воли (практический дух) и нравственности (свободный дух). Эта ступень развития духа составляет предмет собственно психологии.
Раскрываемые в системе Г.Гегеля проблемы отчуждения духа и его опредмечивания — в морали, праве, государстве, религии и т. д. — приближают к новому пониманию человеческого сознания: оно обнаруживается не только в слове, но и в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека, в практике. В то же время, источники мышления, его бесконечной творческой мощи, остаются здесь необъясненными.
Гегель как предшественник культурно-исторической Ψ.