Возвышение Сидящего Быка и его значение для лакота, 1868-1875гг




Сидящий Бык является аномалией среди великих индейских лидеров накануне большой войны на северных равнинах, поскольку в течение этого периода, в отличие от Красного Облака или Бешеного Коня, он не был ответственен или даже участником большинства столкновений с белыми солдатами. Обычно индейские племена объединялись ради ведения войны и, таким образом, обращались к самому успешному военному вождю или blotaunka, каким был Красное Облако во время войны за страну реки Паудер. Поскольку такое сотрудничество было не больше, чем временный военный союз, не было никакой реальной потребности в сильном гражданском руководстве. Однако, Сидящий Бык бросил вызов этому прецеденту, получив влияние, основанное на военном преимуществе. Возможно, Сидящий Бык был признанным воином, но он не возглавлял военные столкновения с вооруженными силами Соединенных Штатов после 1868г, как это делал прежде Красное Облако. Свидетельства предлагают, что в течение этого периода Сидящий Бык не принимал активного участия ни в одном крупном сражении против белых – на Арроу Крик в 1872г, на Йеллоустон в 1873г, и на Роузбад и Литл Бигхорн в 1876г. 31. После 1868г Сидящий Бык принимал участие в набегах, и когда деревня подвергалась опасности, выполнял обязанности гражданского вождя – защищал женщин и детей. 32. Таким образом, влияние Сидящего Быка росло потому, что он победил белую цивилизацию, а не вооруженные силы Соединенных Штатов.

В годовом отчете специального уполномоченного Индейских Дел 1875г отмечено, что индейцы "во главе с Сидящим Быком никогда не признавали правительство Соединенных Штатов". 33. Сидящий Бык не вел войну с вооруженными силами Соединенных Штатов, как это делал Красное Облако; Белый Бык объяснил, что так случалось только, если солдаты вторгались в их земли, и хункпапа отвечали силой на силу. 34. Сидящий Бык представлял иную форму лидерства, предварительно предложенную Красным Облаком. Когда, вследствие вторжения белых и накануне исчезновения бизонов, многие индейцы приняли правительственные пайки и частичную жизнь в агентствах, Сидящий Бык решительно отказался от этого, видя в этом угрозу автономии лакота. Фрэнк Гровард, белый пленник в лагере хункпапа, объяснил, как намерение Сидящего Быка поддерживать независимость было дополнено политикой, которая облегчила это существование. Вождь хункпапа заключил мир с метисами Ред-Ривер, или Slota, развивая торговлю, которая позволила ему сохранять независимость от агента в форте Пек. Он двинулся на запад в поисках больших бизоньих стад и увеличил набеги на традиционных индейских врагов. 35. Поскольку индейскому суверенитету был брошен вызов, лидерство Сидящего Быка представляло больше, чем партизанские победы успешного blotaunka; его отказ от правительственной зависимости продемонстрировал длительную жизнеспособность старого образа жизни.

В течение этого периода индейцы все чаще начали обращаться к общине хункпапа Сидящего Быка, поскольку их традиционное существование было подвержено опасности. Пример этого можно увидеть на мирных переговорах, проводимых между Соединенными Штатами и лакота. Годовой отчет специального уполномоченного Индейских Дел неоднократно упоминает неявку Сидящего Быка и других "диких" вождей, что являлось главным препятствием к успеху заключения соглашения. 36. Комиссионеры не только испытывали недостаток в их подписях, но и индейцы, которые видели эти лагеря, считали их охраной своей независимости, которую Соединенные Штаты пытались отнять. Черный Лось описал, как вождь миннеконжу бежал к Сидящему Быку после совета 1875г по Блэк-Хилс, чтобы рассказать хункпапа о том, что он сказал подписавшим вождям – Красному Облаку и Пятнистому Хвосту, "что они были простаками, и что есть другие индейцы, которые были более многочисленны, чем те, кто был на встрече". 37. Этот источник передает, как община хункпапа предоставляла убежище для индейцев, которые не хотели отказываться от своего образа жизни. Растущая репутация Сидящего Быка среди лакота встречается во множестве источников, и всегда в связи с сохранением индейского существования. Даже притом, что северные шайенны не имели никакого контакта с Сидящим Быком до 1876г, Деревянная Нога упомянул о вожде хункпапа в течение этого периода: "Он привлекал внимание, как самый последовательный защитник идеи жить без всякого контакта с белыми людьми". 38. Деревянная Нога описал, как большинство общин проводили часть года в резервации, а часть – живя свободно, но "община хункпапа во главе с Сидящим Быком, оставалась полностью независимой". 39. Бенджамин Коуэн, помощник министра внутренних дел, размышляя над неудачей комиссии 1872г, заявил о лакота, которые прибыли для ведения переговоров с ним: "Индейцы, которых мы встретили, считают Сидящего Быка ведущим лидером своего народа, и их речи в совете достаточно указывают на уважение к нему". 40. Однако, этого "уважения" было недостаточно, чтобы убедить лакота постоянно принимать его взгляд независимости, с огромным большинством индейцев, живущих часть года в агентствах. Зимой они часто покидали Сидящего Быка, который оставался с небольшой общиной своих последователей. 41

Концепция "магии" является критической для понимания репутации, которой наслаждался Сидящий Бык в течение этого периода. Деревянная Нога описал, что Сидящий Бык "добился восхищения всех индейцев как человек, магия которого была хороша". 42. Роберт Хайигл сказал, что "он был человеком, которого, казалось, каким-то образом окружала магия". 43. Лакота понимали магию, как связь между человеком и его духовностью, при помощи которой Wakan Tanka, или Великий Дух, даровал человеку силу и разум. В коллекции Кэмпбелла последовательно представлена оценка интенсивной духовности Сидящего Быка, примеры его пророческого видения и его мощных отношений с животными, в которых обитал Wakan Tanka. 44. Однако, святой или религиозный человек не обязательно должен быть шаманом. 45. Сидящий Бык был гражданским вождём, и, таким образом, его духовная сила находилась в руководстве общиной. Магическую силу Сидящего Быка могли наблюдать все лакота благодаря его способности удерживать свою общину вдали от резервации и уклоняться от зависимости американского правительства. Встретив Сидящего Быка, Джеймс МакЛоглин отметил: "Его магия была индейской магией, о которой мечтал каждый молодой человек". 46. В этот период, когда духовность лакота оспаривалась и разрушалась появлением белой цивилизацией и новым существованием в резервации, которая была несовместима с религией, основанной на взаимосвязи между человеком и природой, Сидящий Бык получил магическую силу в традиционных ценностях лакота. Благодаря этому контексту в 1875-76гг вокруг Сидящего Быка сформировалась коалиция; когда независимых лакота систематически преследовали, отдельные типи и tiyospaye перемещались к лагерю с вождём, магия которого до настоящего времени позволяла ему оставаться вдали от белых.

Растущее влияние Сидящего Быка в этот период развивалось в пределах традиционной структуры правительства лакота, в противоположность её разрушению. Даже на уровне племени хункпапа, постоянство децентрализации и автономия tiyospaye действовали как непрерывная проверка власти Сидящего Быка. В 1875г Желчь и Красный Рог со своими общинами отправились к агентствам, "желая начать дружественные отношения с правительством". 47. Агент полагал, что эти вожди хункпапа поддерживали долгосрочное желание мира, но через год Желчь был основным воином в сражении на Литл Бигхорн. Однако, два вождя хункпапа, указанные Белым Быком, как не желавшие подчиниться власти Сидящего Быка, который в 1868г решал, "когда сражаться и когда не сражаться", приняли временное место жительства в резервации, которое противоречило политике Сидящего Быка. 48. Это препятствие единству хункпапа также демонстрируют, почему децентрализованная организация существовала на первом месте. Холодная зима на равнинах всегда была стимулом для лакота, заставлявшая их ради выживания разбиваться на маленькие общины. Вторжение белых привело к исчезновению бизонов, таким образом, усилив зимние трудности и создав реальный стимул временно жить в агентствах и получать пайки. 49

Постоянство традиционной политической децентрализации хункпапа подтверждает белый пленник Фрэнк Гровард, описавший функционирование многообщинных лагерей. Совет, который обсуждал судьбу Гроварда после того, как он был захвачен хункпапа, разделился между Сидящим Быком с одной стороны и Желчью и Нет Шеи с другой. 50. Не власть Сидящего Быка, а, скорее его красноречие, устранило разногласия в совете. 51. Власть совета – потребность в согласии и способность уважаемых вождей сохранять большое влияние – оставалась неизменной. Если Сидящий Бык разбивал лагерь с Желчью или другими вождями хункпапа, он сохранял свою индивидуальность, и не доминировал положением, чтобы достичь своего желания. Точно так же Гровард описал, как после пьяной драки, вызванной виски слота, община хункпапа раскололась, "чтобы избежать дальнейших неприятностей". 52. Не было никакой централизованной власти, чтобы наказать преступников. Сидящий Бык не имел никакой власти устанавливать порядок, и многообщинные деревни продолжали объединяться не чем иным, как общим согласием.

Говоря о лакота, белые сохранили предвзятое мнение, чтобы понять индейское правительство через призму централизованной власти, а современные источники завышают степень, до которой "дикие" индейцы представляли отдельный юридический субъект, сконцентрированный вокруг Сидящего Быка. Корреспондент Chicago Times Джон Финерти, который сопровождал военные экспедиции против сиу, не разбираясь, упомянул их как "Сидящий Бык и все его воины". 53. Годовой отчет специального уполномоченного Индейских Дел 1872г упомянул об отдельной конфедерации, где "прежние подразделения тетонов и санти вскоре признавались... под контролем Сидящего Быка и Черной Луны, двух вождей хункпапа". 54. Эта оценка нерезервационных индейцев, представляющая однородную, самостоятельную единицу – является бесспорной во вторичной литературе, которая обычно сосредотачивается на развивающемся конфликте между лакота и Соединенными Штатами в течение этого периода. В действительности, единство лакота между 1868 и 1874гг сохранило свою характерную быстротечность. Отчет Белого Быка о передвижении лагеря хункпапа Сидящего Быка в этот период демонстрирует, как создавался этот спорадический союз и передвижения на основе ресурсов; они объединялись с общинами оглала, миннеконжу и санс арк с конца 1870г и до лета 1874г только для того, чтобы разделиться снова. 55. В набегах или во время войны против других индейских племен, когда не было всеобщей опасности, кажется, в течение этого периода не было никакого большего сотрудничества между лакота. Это соответствует описанию Фрэнка Гроварда сражения хункпапа с кроу и отчету Деревянной Ноги набега северных шайеннов против шошонов. 56

Внешние угрозы, типа поселенцев, военных экспедиций или исследовательских железнодорожных отрядов Нортерн Пасифик, заставляли племена объединяться, чтобы встретить общую опасность. Железная дорога Нортерн Пасифик угрожала отрезать доступ к канадским равнинам и, таким образом, "четыре различные общины сиу со своими вождями" объединились, чтобы напасть на железнодорожных обозревателей и военный эскорт полковника Дэвида Стэнли. 57. Тем не менее, Старый Бык ясно дал понять, что это были четыре племени, сражавшиеся вместе, и которые неизбежно разделились бы снова. Белый Бык подобно описал, как Сидящий Бык и военный вождь оглала Бешеный Конь согласились, что, если сообщения о посылке белыми множества солдат, были верны – то "это не правильный путь, но мы будем бороться и убивать их". 58. Это было сотрудничество, а не объединение, и племенная автономия и индивидуализм сохранялись. Это отражено в заявлении вождя Большая Грудь на межплеменном совете, который включал Сидящего Быка, Бешеного Коня и других вождей лакота: "Все те, кто согласны с продажей земли своих детей (Блэк-Хилс), могут уйти". 59. Это было не только красноречие, но и признание, что многие общины лакота могут отправиться на мирный совет, поскольку не существовало никакой власти, чтобы устанавливать последовательную политику лакота.

Период после соглашения в форте Ларами демонстрирует фундаментальные препятствия единству лакота, даже когда Сидящий Бык и его община хункпапа добились такой репутации. Существующая политическая структура лакота минимизировала способность одного вождя координировать межплеменное сотрудничество. Равнины были обширны, особенно для относительно небольших общин, которые путешествовали по ним, а индейские рассказы сообщают, как некоторые племена даже не входили в контакт с Сидящим Быком до событий 1875-1876гг. Кроме того, не было никакого реального стимула, чтобы вызвать что-то большее, чем непостоянное единство. Различные общины могли объединяться, чтобы бороться с отрядами Нортерн Пасифик, но испытывали недостаток в постоянной угрозе, которая могла бы вынудить племена оставаться вместе после того, как они закончат свою кампанию.Кроме того, сохранялся недостаток ясного различия между "свободными" и "дикими" индейцами. Двусмысленность политики Соединенных Штатов после соглашения в форте Ларами позволила индейцам вести двойное существование – зависимость в агентствах и традиционная независимость на равнинах. Поскольку военная конфронтация и белое вторжение создавали постоянные проблемы для независимости, часть года индейцы жили вблизи агентств. Это устраняло различие, которое Сидящий Бык попытался создать между абсолютной независимостью и зависимостью от правительства, и видел, что даже близкие союзники хункпапа, такие как Желчь, временно покидали его лагерь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: