Консервативная политико-правовая мысль в зап.европе в к 18, нач.19 века




Это реакция на франц.революцию и на радикальное изменение религ, соц и политического порядка.

Появляется направление Романизм в лит-ре. Разрыв между идеалом и тем, что получилось.

ППУ Жозефа Де местра (1753-1821)

Франц.мыслитель.

Логич основание: убежденный католик, верил в непогрешимость римского папы, идеализировал средние века, когда католицизм господствовал над всеми сфера жизни. Все вообразимые учреждения покоятся на религиозной идее или они преходящие. Не верит в творческие способности человека, в которую верили философы франц.просвещения. Создать мы ничего не можем. Шершеневич говорит, что если Кант идеализирует индивидуальную волю, Руссо – коллективную волю, Де местр смеется над этим. Извращенная фактом грехопадения воля человека не способна к творчеству.

Родился В Шенберри, Савое. Входило в сардинское кор-во, закончил школу иезуитов, учился в Туринском универе. Свободолюбивый человек, хотя родился в католической семье. После возвращения из универа работал сверхштатным прокурором при сенате. Свободы мысли привело его в масоны. Как масон и религ мыслитель, он не принял франц. Революцию, эмигрировал в Лазану, потом в Турин. В конце-концов находит вторую родину в России. Будет посланником сардинского короля в СПБ в при Александре I. 1821г – «Санкт-Петербургские вечера». Затем и из Питера вышлют. Умрет в Турине. В Шенберри есть памятник ему.

Работы: 1796 г «рассуждения о Франции». Работа «О папе». Сторонник мировой теократии.

Интересен рассуждениями о Конституции. 2 вида конституции: естественные и писаные.

Естественная конституция это исторически сложившиеся коренные права народа, аристократии и короля, которые установились на уровне обычаев и нравов. Писаная конституция это не более чем бумажный листок. Основания были так скептически отнестись к писаным конституциям. Не устаешь от созерцания невероятного зрелища нации, наделившей себя тремя конституциями за 5 лет. Писаные конституции имеют непрочный характер по сравнению с ест.конституцией. Порок их в том, что создавались в соответствии с неким идеалом. Человек создать ничего не может. Божественная печать не коснулась этого текста (К 1795 г имеется ввиду).

Текст не может родиться путем какого-либо обсуждения. Если представляет собой литературный акт, это не конституция. Критикует пространно написанные конституции. Чем больше пишется, тем больше это говорит о слабости института. В Спарте были устойчивые гос.институты, хотя никакой писаной конституции не было. Всегда в конституции есть нечто такое, что не мб записано и что необходимо оставить темной неясностью под страхом свержения гос-ва. Это конст.обычаи в Британии. Принятие Конституции это исключительно событие должно быть. Конституции дБ редко обновляемы и это обновление должно проходить с умеренностью и трепетом.

Любая конституция должна приниматься во имя Бога. Политика и религия это один сплав. С трудом отличает законодателя и священнослужителя. Конституция Швейцарии 2000 г, ссылка на Бога. Создателями писаных конституций дБ исключительные люди (у американцев это получилось). К таким должны относятся не ученые, а благородные люди. Лучшими создателями конституции выступают короли и в высшей степени благородные люди. Отрицательно относился к Андарсе. Он был избран в зак.собрание. Де местр, считает, что не ученые дБ депутатами.

Конституция должна создаваться для конкретного народа. Одна конституция для всех наций не годится, иначе она была бы абстракцией. Критикует франц.конституции. Они создавались для общечеловека, абстрактный характер. Мне довелось видеть французов, итальянцев, русских, но касательно общечеловека я не встречал никогда.

К должна представлять решении след.задач: при заданных населении, нравах, религии, географического положении, полит.отношениях, богатствах, добрых и дурных свойств какой-либо нации найти законы ей подходящие. Это в стиле Монтескье.

Наряду с резкой критикой конст.строит-ва, Де местр критически оценивал деятельность франц.законодателей. идеалом законодателя выступает законодатель, кот создает мало законов. Много законов- это девальвация. Он был удивлен ростом зак-ва, с 1789 по 1791 франц.нац собрание приняло 2,5 тыс.законов. У всякого истинного законодателя есть своя суббота и прерывистость это его отличительная черта.

Смущает то, что франц.законодатели получали зарплату. Сравнивает деят-ть франц законодателей с деятельностью англ.законодателей (приезжают в Лондон принимать законы за свой счет). з\п = 80 кг пшеницы. Как оценивать этих законодателей? Франц.законодатели, изготовители декретов живут за счет возможности законодательствовать, они мало впечатляют ума консерватора- Деместра.

Такого рода мысль встретим у Бенджамена Констана (политический либерализм). Будет критиковать институт оплаты труда законодателей.

Политическое мышление Де местра. Критикует теорию договорного происхождения гос-ва. С одной стороны, говорит о том, что давайте представим дикарей – для него мб обязательные договоры? Для них они ничего не значат, значит этого не могло быть. Теория дог происхождения гос-ва это не только историческая ошибка, но и логическая ошибка.

Идеальная форма правления – монархия в рамках отдельного гос-ва и мировая монархия, если речь идет о монархии в мировом масштабе, монархия во главе с папой римским. Монархия получила свое развитие в хрис.средневековой европе. Если посмотреть историю, там мы видим много великих монархий и не видим великих республик.

Что касается представительной монархии, критически оценивает представительство. В кач-ве примера берет англ.парламент. Что это такое? Это нац представит-во, кот сводится к тому, что некоторое число представителей посылается некоторыми людьми из некоторых местечек. Реальное представительство обеспечить невозможно.

Заключение: Де местр заявил о себе как радикальный критик главного идеала эпохи просвещения, разумных законов. Отрицательно относился к правам человека, это фикция ума. Считал, что высшие и более сильные организмы поглощают низших и слабых.

ППУ Эдмонда Бёрка (1729-1797)

Англ.полит.мыслитель ирландского происхождения, консервативный мыслитель, радикальный критик франц.революции, критик концепции прав человека.

Папа исповедовал англиканство, мама была католичкой, учился в школе для бедных, кот находилась в разрушенной католической церкви, воспитывал его католик. Был талантливым человеком, в это время талант начал цениться наряду с богатством. 18 в – устойчивое развитие в Англии. Ограниченная монархия. Билль о правах действует. Берка избирают в палату общин несколько раз. Там обсуждались вопросы, связанные с налогообложение колонистов, Берк был на стороне колонистов, против дополнительных сборов выступал. Берк добился привлечения к суду палаты лордов руководителя администрации Индии. Наиболее яркое выступление было направлено против франц.революции. франц.революция таит угрозу всей Европе. Война с якобинцами это общеевпропейская гражданская война.

Полит деятельность Берка была оценена след.образом: когда он умер, в связи со смертью, выступил Джордж Канинг, премьер- министр Великобритании: «У нас только одно событие, но это событие мирового значения - Берк умер».

Работа «Размышления о революции во Франции», 1790 г. 12 тыс экземпляров тираж, настольная книга Екатерины II.

Критические замечания:

1) Во Франции нарушен баланс властей в гос-ве. Это нарушение видит в усилении нац.собрания, зак.ветви власти. Власть собрания ничем не ограничена, нет регламентов, ограничивающих деят-ть нац.собрания, никаких обычаев нет. Именно эта неограниченная власть мб причиной ужасных потрясений. Власть палаты общин это капля в море по сравнению с властью нац.собрания. В 20 веке Кистяковский примерно также высказывался, в ГД не было еще регламента.

2) Нац.собрание действовало непрерывно. В Англии не можем так напряженно трудиться не можем. В вашем собрании вы не страиваете перерывов даже в вс. Мы имеет 2 вых в неделю, праздники и 5-6 мес.отдыха летом. Этот продолжительный бесперерывный труд я считаю одной из причин содеянного вреда.

3) Неспособность французских парламентариев к истинному суждению. Потому что бесперерывно законодательствуют, времени нет подумать. Вы никогда не бываете в стране и не знаете, как действуют ваши законы. Интересы если и проявляете, вы слушаете льстецов. Нет обратной связи.

4) Речь шла о подготовке конституции. Берк признает, что это необдуманный шаг. Написать конституция для всего кор-ва одним махом – это непродуманное решение и для монарха, и для прихожанина самого захудалого прихода, но дуракам закон неписан.

Берк положительно оценивает неписаную конституцию. Это наше наследство, полученное от праотцов как достояние народа. Уважительно относится к институту наследования власти. Здесь противостоит Пейну. Сторонни палаты пэров.

Критически оценивает концепцию прав человека. Авторы ВДПЧ презирают опыт, они закладывают мину, которая разом взорвет все древние образцы хартий, обычаи, и эта мина – права человека. Нас (англичан) же еще не выпотрошили и подобно музейным чучелам не набили тряпками. Каждый из нас партнер, мы члены гражданского общества и не надо рассуждать об абстрактных правах. Право работать для себя, не вредя другим, иметь неоспоримое право на часть общего достояния. Не признает право быть судьей в собственном деле и право на самозащиту. Почему? – нельзя одновременно пользоваться правами цивилизованного гос-ва и нецивилизованного.

Наряду с этой критикой Берк формулирует консервативную программу.

-Выступает против революционных способов изменения общества. Для англичан этот путь неприемлем и считает, что английская конституция это старое, но крепкое здание, его можно лишь ремонтировать, но стиль этого здания изменять нельзя. Французы упустили шанс ремонта системы, выбрав путь революции. Можно было идти плавным путем: лишь с величайшие предосторожностью нужно было сокращать полномочия королевской власти. Все серьезные полит.институты не создаются сверху, они вырастают из обычаев, из взаимоуравновешивающих требований людей.

-Я убеждаюсь, что любая попытка подавлять, лишать привилегий, истреблять родовую знать, уничтожать зем.собственность и т.д. не мб оправдана. Они против радикальных изменений общественной структуры. При этом должны подчиниться великому закону изменения, но эти изменения должны вноситься порционно, в этом мудрость полит.деятеля. «Подобный образ действия, с одной стороны, предотвратить резкое смещение старой верхушки, что обычно порождает угрюмое недовольстве среди тех, кто внезапно лишился своего влияния, а с другой стороны, постепенный переход не даст людям, долгое время находившихся в приниженном состоянии, опьяниться слишком большим глотком новообретенной власти, которым они всегда злоупотребляют с безудержным высокомерием».

- идея доверия общества к гослужащим. Эта деятельность просвещенных, значит каждый из них должен осознавать свою огромную отв-ть перед Богом и людьми. Каждый человек, обладающей долей власти, должен глубоко проникнуться мыслью о том, что он выступает как доверенное лицо. Эта мысль Берка нашла закрепление и сформулирована в американском кодексе этики правительственной службы, ст.10. «Гос должность является выражением общественного доверия». Умные люди борются не с тем, чтобы менять названия, а с пороками.

Заключение: Берк интересен как критик неограниченной власти. Ценность исторического опыта противопоставил радикальным изменениям. Признал, что если и вносить изменения, нужно это делать небольшими порциями (возможность избежать «из грязи в князи»). В 1790 году предсказал французам Наполеона.

Став депутатом, ты пользуешься свободным мандатом, представляешь интересы всей нации или избирателей? По Берку – всей нации. Отдельный депутат парламента действует от лица всей нации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: