Теория анархизма М.Бакунна (1814-1876)




Теоретик русского и международного анархизма.

Теоретическая альтернатива ряду положений Прудона, марксизма, Лассалю, Конту итд.

Из Дворянской семьи, закончил питерское артиллерийское училище, послужил немного и ушел в отставку. Поселился в Москве, стал увлекаться философией, уехал в германию. 1844 год – заочная встреча с марксом. Бакунин написал статью «реакция в Германии», предрекал немцам похожу революцию как во Франции. Страсть к разрушению есть творческая страсть. Потом будет очная встреча. Предлагал ему подключиться к союзу коммунистов. Наши темпераменты не подходили друг к другу. Он называл меня сентиментальным идеалистом и был прав. Я называл его вероломным, коварным, тщеславным человеком и тоже был прав. Коммунизм не вырастает из теории, он из народного инстинктах. На зап. в рев.движениях выступает. Дважды приговаривали к см.казни, выдают Росии, там тоже к см казни приговаривают, но царь помилован. Ник первый просит написать исповедь, бакунин пишет. Предлагает антимонархистские ценности. Русское прав-во не любит свой народ, не хочет просвещения. Русское прав-во видит в народе бездушную машину для завоевания в европе. Всюду воруют и берут взятки, даже в честной Германии, Франции, в Англии. В России хуже всего. На западе публичный вор редко скрывается, в России же иногда все знают о воре, но молчат, потому что боятся. И само начальство молчит. Призывает царя совершить революцию: уничтожить монархическое правление и стать во главе славянского движения.

Николай: умный и хороший малый, но опасный человек. Его надобно держать взаперти. После смерти Николай I ссылают в Иркутск, женится, прошение о помиловании пишет, бежит в Японию, США, Англию. Предлагает разрушить австрийскую империю в 1864 году. В 1870 г поднял восстание в Лионе.

Если противопоставить Бакунина Марксу, Бакунин действующий анархист, революционер, рисковал своей жизнью, не общался с рабочими.

Бакунин это старая Жанна д`Арк.

Положения анархистской доктрины Бакунина. «Государственность и анархия», 1873 г.

В эпиграфе одной из работ Бакунин написал: Церковь и гос-во это две мои антипатии.

Понятие гос-ва для Бакунина.

Господство меньшинства над большинством. Для народных масс гос-во будет всегда источников рабства и нищеты.

Гос-во это кладбище индивидуальностей. Подавление всех проявлений индивидуальной и местной жизни. Это господство одни и рабство других. Мы враги гос-ва.

4 группы интересов, которые по-разному защищаются в России.

Для небольшого кол-ва людей (императора и членов) это неистощимый источник всех благ, кроме нравственных и умственных.

С тз высших военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, паразитов для них гос-во это снисходительная покровительница законного и прибыльного воровства.

Для мелких служащих гос-во это скупая кормилица.

Для миллионов чернорабочих это мачеха в гроб загоняющая.

Формы правления.

Отрицательно относится к республике и монархии. Видит некие плюсы у республики. При республике народ иногда бывает свободным.

Критика представит демократии.

Есть социологический закон: не важно, кто будет в составе представительного органа, все равно они станут притеснителями и эксплуататорами общества. К ученым тоже плохо относится. Прудон высоко оценивал значение науки, статистики, чтобы правильно законодательствовать.

Бакунин как оппонент Марксу.

Бакунин недоумевает, как такой умный человек решается встать во главе миллионного рабочего движения.

Критика постулата диктатуры пролетариата Маркса, кот дБ установлена в переходный период от коммунизма к капитализму. Как он критикует:

1) Никакое гос-во, даже самая красная полит республика не может дать народу вольной организации в своих собственных интересах. Это всегда вмешательство, опека, насилие сверху.

2) Маркс считает, что диктатура пролетариата будет носить временный характер. Бакунин считает, что марксисты обманывают читателей. Нужно отказываться от гос-ва сегодня на завтра, чтобы реализовать идею свободы.

3) Бакунину не понятно как представить пролетариат в кач-ве политического господствующего класса. У немцев 40 млн рабочих, значит будет прав-во из 40 млн рабочих?

4) Бакунин предлагает Марксу закончить фразу. Диктатура будет установлена над кем? Бакунин, который знает, что Россия это крестьянская страна, это будет диктатура над крестьянством. Маркс ответит на это: пролетариат должен будет помочь крестьянству подняться до уровня рабочих. Это может привести к форме угнетения одних над других.

5) Диктатура будет носить временный характер. Бакунин говорит, что это лишь утешение для народа. Если диктатура пролетариата выполнит благородные задачи, то зачем тогда действительно народному гос-ву упраздняться?

6) Бакунин говорит, что это будет диктатура партии, компартии. Это предвидение проявило в себя в реальности в советском союзе.

Что взамен предлагает Бакунин?

Идеал для него это федеральная организация снизу вверх рабочих организаций, общин, волостей, областей, народов. Это единственное условие настоящей свободы. Как этот идеал реализовать? Предлагает совершить революцию анархистскую, интернациональную. Эта революция позволить освобождение пролетариата от эк эксплуатации и гос.гнета. Будучи артиллеристов по образованию, эта революция без кровавой борьбы разрешиться не может. Гос-ва сами не валятся.

Как он себе представлял эту революцию?

Она не может произойти по указке кого-либо (намек на Маркса) и даже по какому-то либо плану. Она возникает самостоятельно в народной среде, разрушающей все, что противно народу. Здесь мы видим слабую сторону рассуждений. Эта революция не мб революцией одного народа, она должна коснуться и славян (интернациональная революция). Если пролетарии запада будут долго ждать и не совершать революцию, им пример подадут крестьяне России и произойдет интернациональная революция.

Отношение к собственности:

Прудон не отрицал частную собственность, а Бакунин был противником частной собственностью как не землю (должна принадлежать тем, кто обрабатывает, т.е. коллективная собственность должна быть), так и на средства производства (тоже дБ коллективной). Признавал право захвата рабочими фабрик. В отличие от Прудона, кот считает что можно создать прав-во из ученых, для Бакунина эта неприемлемо – прав-во ученых это самое надменное и вредное прав-во.

Заключение: оказал огромное влияние на развитие рабочего движения на западе. В 1870 г в Лионе рабочие подняли восстание и провозгласили коммуну. Бакунин пишет манифест об отмене гос-ва. Активно вел работу по развалу первого интернационала, добился того, что Маркса исключили из состава интернационала. Маркс и Энгельс перенесли резиденцию интернационала в США. В 1968 году на всемирном фестивале молодежи в Софии прошла демонстрация новых левых, кот несли портреты кумиров (был Бакунин, Чегевара, Троцкий). На стенах Сорбонны можно было прочитать фразу Бакунина «страсть к разрушению есть творческая страсть». Мыслитель, который мечтал о свободе русского народа. Разработал концепцию осуществления идеала свободы в споре с Марксом и Прудоном.

ППУ Огюста Конта(798-1857)

Французский мыслитель, основатель социологии как науки. Автор проекта социократии (гос-во, которое будет служить интересам всего общества).

Выпускник полит.школа во Франции, это ВУЗ, 3 года учился. Секретарем был сен-симона. Конт разошелся с ним. Становится представителем нового направления в философии «философский позитивизм». Социальные науки должны подняться на уровень наук, в основе которого лежит наблюдение. Тогда должны отказаться от поиска ответов на вопрос о сущности социальных явлений. Как позитивистов, интересно как одно явление сменяется другим. От вопроса «почему» должны перейти к вопросу «как».

Конт внимательный наблюдатель явлений во Франции. Делает вывод, что к середине 19 века во Франции происходит полное разрушение феодальной политической системы. Исходя их этого, Конт предлагает такие формы правления: вначале существовала ретероградная аристократия, потом произошла революция и пришла анархистская республика и она неизбежно должны прекратить существование и должна быть заменена социократией (окончательная форма политической организации запада и всего человечества).

Что не приемлет Конт в анархической республике? Говорит, что в основе лежат такие права как свобода мысли, слова. Все это ведет к умственной анархии в обществе. В физике нет свободы мысли. Также не признает идею разделения властей (ЗВ, ИВ, СВ). Возвращается к средневековой европе, где наилучшей формой разделения властей было деление властей на светскую и духовную.

Как перейти к социократии?

Конт мыслитель 19 века, верит в прогресс науки, и наука становится все более убедительной. Поэтому допускает, что политика должна на уровень наук о наблюдении, политика дБ научной. Конт предлагает классификацию наук. Классификация представляет собой иерархию. Математика-астрономия - биология-социология (сама сложная). Все эти науки – науки о фактах. Социология это наука о социальных фактах, которые можно наблюдать. Эта наука стане основанием для политики, основанием для создания социократии.

Конта критиковали за то, что он взял два слова и соединил их: одно латинское а другое греческое: социо_логия.

Социология делится на социальную статику и социальную динамику. Обе статики позволят открыть законы социального развития. Статика даст ответ на вопрос как открыть законы солидарности в пространстве и во времени.

Солидарность в пространстве. Обращает внимание на семью. В основе лежат симпатии. Для Конта семья эта первая форма социализации людей. Это школа социальной жизни, в котором дети учатся жить в гармонии с другими. Само общество Конт мыслит так: это ассоциация семей, в основе ассоциации лежит разделение труда. Раз есть разделение труда, необходима кооперация, которая требует единого прав-ва, кот будет искусственно осуществлять солидарность общественного тела. Прав-во представляет собой светскую и духовную власть.

Социальная динамика. Предлагает закон 3 стадий. Развитие общества напоминает умственное развитие человека и тогда умственное развитие человека проходит несколько стадий. Эти же стадии свойственны и любому обществу:

1. Теологическая стадия. Воспринимаем мир ссылками на гномов, на Богов. В европе продолжалась до 1300 года.

2. Метафизическая стадия. Объясняем мир ссылками на сущности, общественные договоры, с 1300 до 1800 г.

3. С 1800 года – позитивная стадия, которая позволяет понимать факты такими, какими они есть, используя метод наблюдения.

На каждом из этих этапов интеллектуального развития чел-ва по-разному проявляется верховная власть. На первой стадии духовная власть принадлежит жрецам, а светская власть – военным вождям. На второй стадии светскую власть олицетворяют законодатели, философа, а дух власть принадлежит философам. На позитивном этапе неизбежно дух власть должна принадлежать ученым, жрецам позитивистской церкви, а светская власть должна принадлежать промышленникам и банкирам.

Социаократия будет представлять федерацию. Размеры социократии сопоставимы с голландией и бельгией. 500 социократий. В социократии будет найдена гармония. В каждой будет выдержана пропорция: на 33 пролетария должен приходить 1 капиталист. Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель. Должны найти гармонию между порядком и прогрессом.

Чтобы создать социократию, необходимо признать каждого человека общественным существом. Предлагает забыть про слово субъективное право и оставить только обязанности.

В социократии мы признаем значение частной собственности, собственности на средства производства. Капиталист- человек, выполняющий необходимую социальную функций, кот проявляется в накоплении и управлении капитала. Это будет основа для следующих поколений собственников. Признает институт наследования.

В социократии дБ две власти: дух и светская. Конт дает описание ф-ий этих властей. Светская – принадлежит банкирам, промышленникам. Эта власть будет заниматься нормирование платы за труд промышленных рабочих, будет обеспечивать вознаграждение трудов теоретиков. Светской власти принадлежит экономическая ф-я в обществе. Конт верил в возможности нравственного осуществления власти. Не признает военной, политической и судебных ф-ий.

Духовная власть, принадлежащая ученым и жрецам полит.церкви. Ф-ия – духовное руководство. Дух власть провозгласит правила, где рассудок и чувства совместно будут способствовать изменению деятельности. Дух власть должна осуществлять ф-ю образования. Моральное воспитание капиталистов и пролетариев. Духовная власть наложит на капиталистов обязанности, благоприятные для подчиненных. Средства: убеждения, порицание, исключение из общества. Как пролетариев воспитать: пролетарий должен понять, что он находится на общественной службе, он трудится, поэтому он не должен стремиться к богатству, счастье не в этом. Не надо стремиться к политической карьере и пролетарий должен понять, что он самородный философ ив этом его счастье.

Теоретик органического реформирования западного общества, революция исключается. Воспитание людей в духе солидарности. Чтобы солидарность усилить, надо создать религию великого существа. В состав великого существа входят Все поколения людей, которых будем вспоминать хорошими словами. В состав великого существа не включим человеческих паразитов, зато включим полезных животных.

Нужно ввести новый календарь. Там восстановим статические празднества. Апрель – месяц детей, июнь месяц прислуги. Будут также введены динамические празднества, кот будут воплощать идею истории: каждый месяц посвятим историческим личностям. Второй месяц – месяц Гомера, 11ый- Декарта. Всего 13 месяцев должно быть.

Средства перехода к идеалу:

Позитивно оценил переворот Луи Бонапарта. Делал ставку на автократию, а не на народ и революцию. Обращался к Николаю первому (не понятно за чем), визирю османской империи. Конт напоминает Платона (идеальное гос-во через тирана).

Заключение: Конт является оппонентов Маркса. По Марксу буржуазное общество основано на антагонизме классов (непримиримые классы). У Конта акая же оценка – гнетущий антагонизм классов. Конт говорит, что консенсус возможен, можно выстроить общество на основе солидарности капиталистов и масс рабочих. У Маркса капиталистическое общество исчерпало самого себя. Пролетариям терять нечего, поэтому должны совершить революцию, консенсус не возможен.

Средства: Конт предлагает использовать возможности морали, маркс – революционная смена общества.

Частная собственность: Маркс – не должно быть, а Конт признает ценность частной собственности на средства производства.

Влияние Конта. Создал Парижское общество позитивистов. Влияние позитивистов в Бразилии. Был открыт позитивистский храм для отправления культа человечества (там вспоминали людей всех поколений). На флаге Бразилии на зеленом фоне есть слоган, предложенный Контом: порядок и прогресс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: