Теория этического государства Конфуция.




В период с 1027 по 771 гг. до н. э. Китай переживал период внутренней колонизации, которая шла с севера на юг, из бассейна Хуанхэ к Янцзы. Эта экспансия привела к росту междоусобных войн, социальной дифференциации и товарно-денежных отношений. Следовательно, требуется переосмыслить основные принципы устройства и взаимодействия государства, общества и индивида, перевести их с языка мифических образов на язык рациональных этических категорий.
Эту задачу и выполнил Кун Цзы (учитель Кун или в европейской транскрипции — Конфуций). Он жил в царстве Лу в 551-479 гг. до н. э. Для Конфуция мораль является главным принципом государственного устройства. Он использует категорию ТЯНЬ ДЛЯ обозначения и олицетворения высших процессов бытия. Но одновременно он использует концепцию мин (судьбы человека) для его освобождения от фатального подчинения власти традиции. Тем самым мыслитель дает человеку возможность этического выбора, возложив на него ответственность за его последствия. Он десакрализует понятие дэ, превращая его в рациональную этическую категорию.
Конфуций вводит серию ключевых категорий китайской общефилософской и политико-правовой мысли:
1) жень (гуманность, человеколюбие) — это весь комплекс качеств, позволяющих человеку жить в обществе, а правителю — управлять подчиненными;2) И — это справедливость, понимаемая как должное поведение, как следование человека своим Дао, т. е. должное мироустройство, конкретизирующее жень;3) ли — это ритуал, этикет, т. е. весь комплекс «китайских церемоний» как способ коммуникации и комплекс норм самооценки индивидов; 4) сяо — это почтительное отношение младших к старшим, которое выражается в назначении на руководящие посты старших по возрасту независимо от их личных деловых достоинств;5) чжи — это знание материального мира, эквивалентное западной науке и отличающееся от знания конфуцианского философского знания, как «ложное» (второстепенное) знание отличается от «истинного» (первостепенного); если в античной Греции главным инструментом познания стала логика Аристотеля, то в Китае логики, как и других форм абстрактного мышления, не возникло, а ее своеобразным прототипом стала нумерология — система магических цифр, которые воплощали закономерности и взаимосвязи космических процессов; поэтому в Китае в отличие от Европы оказалось невозможным использовать достижения естественных и технических наук для целей социального и экономического развития; наука низводилась до уровня ремесла, и это, в конечном счете, обусловливало стагнационность китайской цивилизации.

Государство, которое соответствует этической модели Конфуция, состоит из трех социальных групп: цзюнь-цзы, жень и сяо-жень. Власть в государстве принадлежит цзюнь-цзы («благородным мужам»), управляющими жень («средними людьми») и сяо-жень («низкими людьми»).
Этические качества являются у Конфуция основным критерием социальной стратификации и средством легитимации власти.
Цзюнь-цзы — это люди, обладающие дэ и следующие Дао. Они служат общественному благу, в то время как жень не имеют ни особых достоинств, ни особых недостатков, а сяо-жень — эгоисты, не имеющие дэ и стремящиеся только к личному благу. Высшим и самым совершенным среди цзюнь-цзы является император (тянь-ван), а менее совершенными — чиновники, которых он назначает.
Добродетель (дэ) является основой власти цзюнь-цзы, т. е. их способности подчинять своему влиянию представителей низших сословий. Учитель говорил: «мораль благородного человека подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве; куда дует ветер, туда клонится трава».
Основным принципом, регулирующим взаимоотношения социальных слоев, Конфуций считает принцип «исправления имен» (чжэмин), который должен привести «имена», т. е. обозначения статуса индивидов и групп в соответствие с их реальными позициями в иерархической системе китайского государства и общества. В то же время этика Конфуция не допускала насилия как средства управления нижестоящими. По его мнению, управляемость государства должна обеспечиваться следованием как цзюнь-цзы, так и сяо-жень пути добродетели, но никак не страхом наказания.
Насилие и наказания, по мнению мыслителя, приведут только к стремлению народа уклониться от выполнения письменных законов (фа), к разрушению добродетели, т. е. самой основы государства и обществ. В правовой модели Конфуция, опирающейся на принцип «если воля добрая, человек не нарушает закон», этикет (ли) однозначно доминировал над наказа-нием (син).

Легизм Шан Яна.

В развитии китайской политико-правовой мысли можно выделить две основные линии. Если Конфуций и его последователи опирались на совокупность этических категорий и создавали концепции патерналистского государства, то Шан Ян и его последователи, легисты («законники»), использовали категориальный аппарат древнекитайского права и создавали модели авторитарного государства, активно влияющего на экономические, социальные и политические процессы.
Одним из первоисточников китайского легизма был комплекс правовых нормативных актов «Тан люй шу-и», автором которого был Чжаньсунь У-цзи (653 г. до н. э.). Если право Древнего Рима опиралось на взаимосвязанные понятия jus (закон) и justitia (справедливость), то в Китае понятие закона (фа) выражалось иероглифом, в котором ключевой семантемой являлся символ ножа (китайские иероглифы, обозначающие сложные понятия, состоят из символов, обозначающих простые бытовые предметы).
Если смыслом и целью римского права было установление справедливости, т. е. воздаяние равным за равное, то китайское право в своей сущности было карательное, т. е. справедливость или гармония достигались через «отсечение» лишнего, не укладывающегося в эту гармонию.
В китайском праве не существует понятия равенства индивидов перед законом, не действует принцип соответствия наказания и преступления. Китайское право в своей сущности является не абстрактным, а конкретным.
Подчинение личности коллективу (государству или клану) проявлялось и действии правила круговой поруки. За преступления индивида отвечали его родственники или соседи. Но в то же время семья (клан) человека была единственным гарантом прав человека, которые функционировали на коллективном уровне. Таким образом, родственная или территориальная община постоянно контролировала поведение своих членов. Это становилось предпосылкой формирования конформизма в поведении и мышлении, который также сдерживал развитие китайского государства и общества.
В отличие от Конфуция Шан Ян (400-338 гг. до н. э.) был не философом-теоретиком, а чиновником-практиком, обобщившим свой опыт административного управления в «Книге правителя области Шан» («Шан цзюнь шу»).
Шан Ян критиковал Конфуция за утопизм его модели идеального этического государства, которое было рассчитано на идеальных людей и не имело никаких средств принуждения. Шан Ян, исправляя этбт недостаток, создает полярно противоположную модель. Достоинством концепции Шан Яна в сравнении с концепцией Конфуция можно считать более реалистическое понимание сути политической власти, которая всегда связана с принудительным воздействием на подданных. Он различал два типа власти:
1) ван-дао (законная или легитимная власть);
2) ба-дао (власть, захваченная с применением силы).
Для Шан Яна эти два типа власти при их этической неравноценности являются политически идентичными. Для него «власть — это то, чем располагает лишь правитель».

В отличие от Конфуция Шан Ян считает, что смыслом деятельности правителя является не соблюдение норм права и морали, а создание эффективного государства. Политический реализм Шан Яна (за что его неоднократно называли «китайским Макиавелли») практически не имеет сакрального и этического смысла.
Закон (фа) мыслитель понимает как систему наказаний, посредством которой создается государство. Цель такого закона — унификация поступков и мыслей человека. Поведение индивидов необходимо регламентировать с помощью государственного принуждения, а их личные интересы необходимо подчинить интересам государства.
В отличие от Конфуция Шан Ян поставил задачу государственного управления экономикой. Он выдвигает принцип такого управления: «сельское хозяйство - ствол, торговля и ремесло - ветви». Реализм Шан Яна предполагает, что стабильность аграрной экономики современного ему Китая можно обеспечить, только если государство будет содействовать развитию аграрного сектора через систему налоговых льгот, гарантированных закупок сельскохозяйственной продукции. Он ставит задачу предотвращения возникновения «ножниц цен», т. е. необоснованного завышения цен на ремесленную продукцию и занижения - на сельскохозяйственную.
Шан Ян не признает права индивида на частную собственность, т. к. это стимулирует имущественную дифференциацию, конфликты и разрушает государство. Государство получает монопольное право собственности на средства производства и потребления, неограниченные права конфискации имущества, изменения налогов, что и становится материальной базой для проведения активной новационной политики.
Но в своей крайней форме легизм оказался нежизнеспособен, что и привело к краху династии Цинь. В период сменившей ее династии Хань (III. до н. э. — III в. н. э.) легизм и конфуцианство соединились в синте-тическоое ортодоксальное ханьское конфуцианство. В рамках этого синте-за конфуцианская мораль задавала стереотип поведения, а право с помощью угрозы наказаний запрещало от него уклоняться. Этот синтез был вы-ражен формулой: «там, где недостает «ли», следует применять «фа»; то, что наказуемо по «фа», не Может быть дозволено по «ли», то, что позволено по «ли»", не может быть наказуемо по «фа».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: