Теория исламского государства Мухаммеда.




В VI-VII веках нашей эры арабские кочевые племена на Аравийском полуострове находились на потестарном (родо-племенном) уровне развития, отличались минимальным уровнем социально-экономической дифференциации, задачу выхода из этой кризисной ситуации через создание государства и качественное повышение уровня развития арабского общества решил Мухаммед.Сам Мухаммед определял свой статус как пророка, передающего слово Аллаха правоверным, и как имама — военного, духовного вождя и судьи всех мусульман, воплощающего волю и суверенитет Аллаха. Власть имама сакральна и абсолютна. Он является идеалом добродетели и правит исключительно ради блага мусульманской общины (уммы), но за свои дела несет ответственность не перед уммой, а перед Аллахом на Страшном суде. Подданные обязаны быть лояльными имаму и лишь в крайних случаях имеют право на высказывание своего мнения — «слова правды».
Распространению ислама способствовали две особенности его канона: простота догматики (иман) и детальная разработанность, усложненность обрядности (дин).
В аврамической религиозной традиции сформировалась единая космогония, единая картина мира, общая схема мировой истории, общий ряд пророков (в исламе он начинается с Адама и заканчивается Мухаммедом). В основе исламского религиозного канона лежат «пять столпов ислама»:
1) тоухид - догмат единобожия, выраженный в формуле шахады -призыва мусульман к молитве: «нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — пророк Его» (арабское «ал'Лах» означает единственный Бог в сравнении с «лах» - одним из многих племенных богов);
2) намаз — обязательная ежедневная пятикратная молитва;
3) рамадан - обязательный пост в девятый месяц лунного календаря;
4) хадж - обязательное паломничество в Мекку;
5) закят — обязательный налог с богатых в пользу бедных, возникший на основе асабийи.
В экстремальных условиях генезиса исламского государства основным принципом взаимоотношений с внешним неисламским миром стал джихад или «священная война».
В ранней исламской теологии мир был разделен на три части:
— дар-уль-ислам - «мир ислама», населенный мусульманами;
— дар-уль-харб - «мир войны», населенный немусульманами и подлежащий завоеванию;
— дар-уль-сульх — «мир примирения», где мусульмане и немусульмане сосуществуют, причем государственная власть может принадлежать как немусульманам, так и мусульманам, но джихад не ведется, если действуют нормы веротерпимости и свобода отправления религиозных обрядов тех и других.
Исламские теологи начинают различать «малый джихад» (Как военное противостояние с немусульманами; и «большой джихад», который мусульманин ведет не с «неверными», а со своими пороками, тем самым совершенствуя исламский образ жизни во всех проявлениях и тем самым делая его привлекательным для немусульман.
Концепция имама, объединяющего функции светской и духовной власти, позволяет отнести исламскую государственность к восточному типу. В то же время в сравнении с индуизмом и буддизмом ислам располагается ближе к западно-христианской традиции. Он в большей степени ориентирован на мироустроительную посюстороннюю деятельность.
Ислам прагматичен и не требует ухода от мира ради религиозной деятельности. Важнейшим отличием исламской догматики от христианской было отсутствие догмата о Троице, который Мухаммед счел пережитком языческого многобожия и поэтому неприемлемым. Поэтому в исламской антропологии нет идеи богоподобия человека, ценности и уникальности каждой личности, его индивидуального пути к Богу.

Спасение души достигается через коллективное исполнение обрядов (намаз, хадж и т. д.) под руководством имама без обязательного индивидуального религиозного опыта.
В основу социальной доктрины ислама лег принцип равенства всех верующих перед Аллахом. Социальное неравенство и право собственности признавались только при условии помощи (закята) богатых бедным. Государственная власть в исламе организуется в двух версиях — суннитской и шиитской. Раскол мусульманской общины начинается с момента основания династии Омейядов. Большинство мусульман признало законность власти Муавии, и они образовали течение суннизма. Меньшинство (в основном население Ирана, враждебное арабским завоевателям) не признали законность власти Омейядов и образовали течение шиизма (от арабского ши'А — люди Али). Для них законными правителями были 12 потомков Али, последний из которых исчез из мира в IX в., став «скрытым имамом». По шиитской доктрине он был взят Аллахом на небо, чтобы в будущем вернуться в качестве Мессии (махди), наказать суннитов и установить власть шиитов.
У суннитов и шиитов Сунной или Преданием, дополняющим Писание — Коран, считаются созданные в IX веке шесть сборников хадисов, рассказов о жизни Мухаммеда, обобщающих его политический опыт.
Но при этом сунниты признают только хадисы, написанные родственниками и приближенными пророка, а у шииты — только его родственниками. Таким образом, суннизм имеет более широкий корпус сакральных текстов, который превращает его в более «открытую» и динамичную систему, в которой легче найти обоснование новациям (бида) и тем самым избежать обвинений в вероотступничестве.
И шиитское, и суннитское государства основаны на суверенитете Аллаха. Если суннитский халифат основывается на совещательном принципе аш-шура, и в нем в организации государственной власти доминируют секулярные
щементы, то шиитский имамат является теократией, в которой доминируют сакральные элементы.
Если у суннитов суверенитет Аллаха делегировался умме, которая имела право определять форму государственного устройства, то у шиитов суверенитет Аллаха умме не делегировался. Правители не могли подчинить Своей воле и включить в государственный механизм духовенство - аятолл, Чьи высказывания (фетвы) приравнивались к аятам — стихам Корана, и которые зачастую противоречили государственному законодательству.
«Открытость» суннизма позволяла создавать различные формы государства, которые различаются по способу приобретения власти:
1) наследование, т. е. монархию;
2) захват власти, т. е. военную диктатуру (тиранию);
3) выборы правителя уммой, т. е. демократию.
Суннизм допускает демократию, но на основе принципа подобия, характерного для восточных государств. Выборы имама (президента и т. д.) означают полное и абсолютное делегирование власти, при котором не допускается разделение властей как на государственном уровне, на законодательную, исполнительную и судебную, так и разделение государственной и муниципальной власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: