Г.В.Ф. Гегель о государстве и праве.




Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте, в 1793 году он заканчивает Тюбингенский теологический институт со степенью магистра философии и кандидата философии. Отказавшись от карьеры пастора ради занятий философией, он начинает свою преподавательскую деятельность. Домашний учитель приват-доцент философии в университете, редактор газеты, директор гимназии, затем снова преподаватель, он заканчивает годы своей работы в Берлинском университете, завоевав признание в качестве ведущего специалиста и официального философа Пруссии Фридриха-Вильгельма III.
Среди его творческого наследия следует выделить: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и «Философия права».
Философ выстроил универсальную и всеохватывающую систему знаний о мире, определяемом восхождением идеи(духа) от частного к общему и от относительного к абсолютному.
Достигнув состояния разумности, человеческое сознание обретает способность понять смысл моральных норм, т. е. самоопределиться в разрыве между реальностью и долгом. Так человек становится способным жить в семье, гражданском обществе и государстве, в которых «осуществляется свобода каждого в единстве всех». Гегель видит соотношение свободы и права как диалектическое взаимодействие внутренней субстанции и внешнего бытия человеческой воли.
В формах государства и права происходит объективация свободы как познание смысла внутреннего разума, тождественного действительности. Гегель видит сущность права в тождестве его понятия (идеи) и осуществления (применения в реальности). Процесс правоприменения, по его мнению, является конкретизацией абстрактного понятия права.
Гегель определяет право как наличное (реальное) бытие свободной воли индивида и философски конструирует систему права как царства реализованной свободы.
Таким образом, Гегель отказывается от кантовского понимания права как умозрительной конструкции (априорного понятия). Гегель видит в государстве и праве конкретные продукты разумной человеческой деятельности, выраженные в реальных общественных институтах. Он выражает эту мысль в своем знаменитом афоризме: «что разумно, то действительно; что действительно, то разумно».
Эссенциализм Гегеля проявляется в его стремлении выявить в случайных и хаотичных общественных отношениях их имманентную сущность (закон). Философ отрицает противопоставление естественного и позитивного права, которое было присуще школе естественного права. Он считает естественное право синонимом идеи права как философского видения сущности правовых отношений.
Гегель различает три ступени развития права как формы свободы:
1) право как свобода или как «идея права» на уровне объективного духа. На этом уровне все отношения индивидов опосредуются через диалектику свободной воли.
2)право как ступень и форма свободы или как «особое право». На этой ступени отношения индивидов подчиняются правовым нормам, выстроенным в иерархической соподчиненности от абстрактных до конкретных, т. е. от государства до общества, семьи и личности.
3) право как закон и в качестве «позитивного права», как одно из «особых прав». На этой ступени «право в себе» превращается в закон, в процессе законодательства, приобретая форму всеобщности и определенности.
Гегель видит в развитии понятия права формообразование свободной воли, которое есть внутренне побуждение, а не внешнее предписание. Личность формирует понимание мотивов и целей своих поступков, то есть начинает осознанно относиться к своему поведению. Таким образом, субъективная воля достигает объективности, то есть входит в сферу действия закона.

Таким образом, Гегель решает проблему взаимодействия абстрактного права и морали как односторонних моментов, обретающих конкретно и многомерность в нравственности, когда понятие свободы объективизируется в виде семьи, общества и государства.
Философ определяет гражданское общество как опосредованную трудом систему человеческих потребностей, основанных на господстве частной собственности и на формальном равенстве граждан.
Гегель выделяет в гражданском обществе три основных элемента: систему потребностей, правосудие (суд и полицию) и корпорации, специализированные по видам профессиональной деятельности и образующие систему производства материальных благ.
Философ выделяет в обществе три основных сословия:
1) субстанциональное или земледельческое;2) промышленное или городское, 3) «всеобщее» или бюрократическое, которое противостоит другим «частным» сословиям как «подвижной стороне гражданского общества» в качестве наиболее устойчивого элемента и главной несущей конструкции государственного механизма.
Внутренняя противоречивость и антагонистичность гражданского общества преодолевается, по мнению Гегеля, государством как основой и одновременно как результатом развития семьи и общества.
Такой государственный орган, как суд, уже на уровне общества обеспечивает подчинение законам и неприкосновенность прав собственности. Гегель считает условием эффективности деятельности суда публичность его заседаний и оглашения законов, а также участие присяжных.
Гегель в отличие от Руссо не сводит государство к механической совокупности единичных волений индивидов и не считает, что государство возникает в результате общественного договора, т. е. на основании произвольного соглашения индивидов. Он определяет сущность государства как «действительность нравственной идеи» и «субстанциональной воли». Для Гегеля го-сударство — это «Шествие Бога в мире», «в себе и для себя сущее божественное», а «абсолютный авторитет» государственной власти он ставит выше «рассудочных выводов» отдельных философов.
Гегель различает объективную сторону государства как организации государственной власти в форме конституционной монархии и субъективную сторону как духовного сообщества (организма), основанного на осознании индивидами национального единства и оформлении народного духа в виде религии.

Гегель придерживается теизма, видя в религии «интегрирующий момент …умонастроения» и противопоставляя веротерпимость «тиранистической религии», фанатизму и стремлению установить теократию.
Гегель начинает различать формы государства в зависимости от исторической стадии его развития. Во всемирной истории он выделяет 4 стадии-царства: восточное, греческое, римское и германское. Им соответствуют доминирующие формы государства: восточная теократия как свобода одного правителя; демократия/аристократия как свобода правящей части общества; конституционная монархия как свобода всех граждан.
Государство в форме конституционной монархии германской нации основывается на разделении властей как гарантии публичной свободы. В отличие от Д. ЛоКка и Ш.-Л. Монтескье Гегель считает, что ветви власти должны противопоставляться и взаимно ограничивать друг друга. Он определяёт взаимодействие исполнительной, законодательной и судебной власти как органичное единство «текучих членов».
Гегель считает высшей ветвью исполнительную власть. В его конституционной монархии она воплощается в личности монарха (воплощает суверенитет) и в правительстве. Субъективная воля монарха утверждает законы, которые готовит правительство.
Этатизм Гегеля предусматривает доминирующую, но не произвольную деспотическую государственную власть. Возможные «насилие и произвол» монарха будут ограничены, с одной стороны, всеобщностью государственной власти и законов, а с другой, влиянием совещательных инстанций. Гегель указывает необходимость передачи Монархической власти по.
Этатизм Гегеля основывается на определении конституции как «расчлененности функций государственной власти». Задача конституции Гегеля—в определении гражданских прав и свобод при разумном и справедливом неравенстве управляющих и управляемых лиц, тех обладателей собственности и лишенных ее, талантов и бездарностей.
Гегель видит недостатки бюрократии- «механичность» ее рутинной работы и «горизонт ограниченной сферы» ее мировоззрения, но считает, что они будут преодолеваться ее нравственной и умственной культурой, которая является самой высокой в обществе. Другой опасностью является возникновение групповых интересов бюрократии, но, по мнению Гегеля, они будут блокироваться контролем «сверху» — со стороны монарха и «снизу»— со стороны корпораций.
Законодательная власть в государстве Гегеля связывает государственную власть и общество. Именно она должна обеспечивать эволюционное развитие общества на основании реформ как «поступательное движение» или как «невидимые» изменения без «формы - изменения», т. е. без радикальных переворотов в Законодательстве.
Гегель считает, что парламент должен быть двухпалатным, Верхняя палата состоит из юнкеров — наследственных владельцев имений-майоратов, из идеализируемого Гегелей «сословия природной нравственности», Нижняя палата состоит из депутатов — представителей корпораций, выдвигаемых путем консультаций. При этом Гегель не предусматривал парламентских выборов как индивидуального всенародного голосования, лишь предоставление информации о парламентских дебатах, о принимаемых законах и об общем направлении государственной политики на основе свободы печати.
Политико-правовая концепция Г.В.Ф, Гегеля отразила консервативно-охранительное направление в немецкой классической философии. Гегель сумел дать наиболее глубокую и детальную проработку основных проблем формирующегося буржуазного общества и государства, заложив тем самым основу Для развития политико-правовой мысли всего XIX столетия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: